Годовалый малыш – это настоящий непоседа, чье развитие движется огромными шагами. Каждый день ему требуются новые впечатления, ведь именно сейчас он готов, подобно губке, впитывать любые знания. Этот период оказывается невероятно сложным для мам – с одной стороны – радостное открытия: первые шаги и первые слова, с другой – первое же стремление ребенка к самостоятельности, иногда очень настойчивое. Самые опасные уголки квартиры манят маленького следопыта своими тайнами и сокровищами, а мамы сбиваются с ног, пытаясь уследить за егозой. Если на улице справляться с такой юлой получается, то домашний досуг становятся для мам непростым испытанием. А между тем, эти часы можно и нужно проводить с максимальной пользой, обеспечивая ребенку не только присмотр и безопасность, но помогая ему развиваться и получать от этого огромное удовольствие.
Поскольку кроха еще мал и несмышлен, оставлять его одного очень опасно. Помните, что притихший малыш явно не прилег с томиком Пушкина – либо он увлеченно творит что-то опасное для вашего интерьера, либо что-то опасное для своего здоровья. Поэтому большую часть времени мама должна находиться рядом.
Чтение. Год – отличный возраст для первого знакомства с книгами. Однако ребенок пока не в состоянии не только вслушиваться в текст, но и долго разглядывать картинки. Поэтому нам потребуются издания для самых маленьких, развивающие тактильные ощущения. Малышу понравится трогать пушистый животик панды, гладкий хвостик рыбки и чуть шершавый бочок розового поросенка. Несмотря на кажущуюся простоту, такие занятия очень эффективны – ваш маленький ученик одновременно учится:
Развитие мелкой моторики. Ручки ребенка еще крошечные. Но нам нужно не только научить его стать более ловким, движение маленьких пальчиков развивает и мозг малыша, помогая ему быстрее заговорить. Пособием в такой игре может стать все, что угодно – прищепки, макароны, крупы или пуговицы.
Прищепки – играем в солнышко. Нам понадобится кружок из картона и корзиночка с обычными прищепками. Покажите малышу, как цеплять к такому солнышку лучики – прищепки. Такое действие дается с усилием, что очень полезно для малыша. Кружочек можно украсить симпатичной мордашкой, чтобы показывать и запоминать части лица: носик, глазки и ротик.
Макароны и крупы. Возьмите любую коробочку или мисочку и перемешайте в них фасоль, макаронные рожки и трубочки, горох – в общем, все, что имеется в хозяйстве. Требовать от годовалого ребенка умения рассортировывать эти предметы – рано. Дайте ему возможность с удовольствием погружать руки в эту миску, ощупывать и перебирать, почувствовать разные формы: круглые, овальные и поверхности – гладкую, ребристую, шершавую, бархатистую. Задания усложняйте постепенно. Процесс должен идти строго под вашим контролем - чтобы малыш не засунул мелкие предметы себе в рот.
Рисование. Конечно, осваивать карандаш и кисть годовалому малышу пока рано. Но маленькие пальчики умеют создавать настоящие шедевры. Покажите малышу, как оставлять веселые цветные пятнышки на бумаги, попробуйте оставить оттиски детских и своих ладошек.
Кубики и пирамидки. Эти первые игрушки освоить не так-то просто. Большинство детей осваивают простую пирамидку только к полутора годам. А значит, помочь в освоении этой премудрости – прямая задача мамы. Показывайте своим примером, как надевать кольца, но не забывайте давать возможность делать это самостоятельно – пусть даже малыш будет постоянно ошибаться. Вторая игрушка – кубики, тоже не так проста, как кажется взрослым. Собирать картинку еще очень сложно, зато ставить кубики друг на друга – одна из любимых игр годовалого ребенка.
Основной головной болью молодых мам остается необходимость чем-то занять ребенка, пока сама женщина выполняет домашнюю работу. Ведь от обычных дел – стирки, приготовления обеда, мытья посуды, большинство женщин, увы, никто не освобождает. Мамам приходиться решать сразу две задачи:
1. Рвать и мусорить. Это занятие не только безопасно, но и полезно. К тому же, оно займет непоседу надолго. Разрешите ему рвать старые газеты. Единственный недостаток этого занятия – горка мусора, которую можно убрать за пару минут. А вот плюсов у этой игры – множество:
Рвать бумагу – излюбленная привычка всех годовалых детей, поэтому не оставляйте малыша один на один с дорогими книгами или важными документами. В противном случае, вы рискуете оказаться перед печальной кучкой обрывков.
2. Посуда. Дети обожают вовсе не яркие и дорогие игрушки – они занимают их внимание не более чем на 5 минут. Зато самые простые предметы увлекут надолго. Поэтому для самостоятельного досуга у вас должны быть припрятаны предметы, милые сердцу каждого малыша – пустые флаконы, крышки от банок, кастрюли, ложки, кружки. Все это богатство можно сложить в таз и предоставить ребенку в полное распоряжение. Однако не забывайте прятать эти предметы после окончания игры – иначе они утратят свои волшебные свойства.
3. Одежда. К году у каждого малыша накапливается внушительный, но уже не нужный гардероб. Ведь из крошечных одежек он вырастает очень быстро. Не спешите пристраивать вещички – они еще сослужат вам хорошую службу. Все это богатство складываем в большую коробку и оставляем ее в зоне видимости крохи.
Любопытные ручонки быстро обнаружат «забытое» сокровище, а возможность вытягивать из коробки все новые предметы одежды заставить его притихнуть надолго. Эти игры кажутся вам сомнительными? Но было бы нечестным написать, что годовалого малыша можно занять хорошим и полезным делом – нарисовать натюрморт, разучить пьеску на фортепиано или освоить азбуку. Самые интересные развлечения в таком возрасте всегда носят деструктивный характер. Поэтому учимся хитрить – развлекаем маленького хулигана с максимальной пользой для него и минимальным ущербом для хозяйства.
igiuv.ru
Вряд ли найдётся такая мама, которая бы не жаловалась на нехватку времени. Особенно сложным является период от года до двух. Такого непоседу уже не оставишь в манеже, а до самостоятельных игр и мультиков он ещё не дорос. Проблема ещё в том, что любое развлечение очень быстро надоедает карапузу, приходится постоянно что-то придумывать. Но есть и хорошая новость: юного исследователя очень просто удивить, ведь всё для него так ново и интересно! Чем занять ребёнка в 1 год, чтобы выкроить для себя хоть чуточку свободного времени?
Любая игра малыша должна быть не просто развлечением, главная её задача – приносить пользу развитию крохи. Условно их можно поделить на два типа: совместное времяпровождение малыша и родителей и самостоятельная деятельность карапуза.
Если появилось какое-то срочное дело по дому или необходимо отвлечь разбушевавшееся чадо, всегда придут на помощь заранее заготовленные игры, которые займут малыша на некоторое время.
Заверните в фольгу или бумагу маленькие предметы. Чтобы радость находки была ещё больше, среди игрушек можно спрятать бублик или сухарик. Разворачивание «сюрпризов» не только надолго увлечёт кроху, но и принесёт пользу мелкой моторике.
Тематический материал:
Это может быть коробка, сумка или мешочек, в который сложены разные мелочи (старая флешка, вымытые тюбики от крема, ключи, сломанные наушники, бутылочки от витаминов). Главное, чтобы предметы были безопасными. Когда кроха наиграется, снова уберите сокровища. Содержимое «сундука» можно периодически обновлять.
Какой карапуз не любит пошуршать бумагой! Лучше всего подойдет туалетная бумага, её не жалко, да и пораниться или испачкаться, как от журналов не получится. Хорошо, если бумага с перфорацией, тогда её ещё интересней отрывать по частям.
Сенсорные коробки – это не просто прекрасный способ провести время, это настоящее дидактическое пособие. В зависимости от возраста и обучающих целей содержимое коробок может быть разным. Например, чтобы изучить красный цвет, насыпьте в коробку окрашенный рис и добавьте к нему всё красные предметы или игрушки, которые найдёте. Можно сделать коробку с природными материалами – каштанами, шишками, мелкими камешками, желудями и др.
К тому же, копаясь в ней, кроха будет тренировать мелкую моторику. Главное, чтобы игра происходила под присмотром родителей, ведь детки 1 – 1,5 лет так и норовят всё попробовать на вкус.
Отвлечь дитя на некоторое время поможет сумка с одеждой, например той, которая уже мала ему. Хотя кроха с радостью примерит и родительские вещи.
Если погода на улице плохая, и вы переиграли во все любимые игры, есть беспроигрышные варианты, которые придутся по вкусу любому дошколенку.
Устроить дома песочницу не так уж страшно. Чтобы избежать уборки, посадите малютку в надувной бассейн, или расстелите клеёнку на полу. Теперь о песке. Если купить чудесный кинетический песок нет возможности, можно воспользоваться его почти бесплатным аналогом. Смешайте 2 части крахмала с 3 частями любого очищенного песка (например, для шиншилл). Осталось только долить 1 часть воды и податливый, не пачкающий руки материал готов!
О том, что любой ребёнок обожает плескаться в воде, знает каждый родитель. Осталось только организовать игру так, чтобы её последствия были минимальны: подстелить клеёнку, раздеть чадо, подкинуть нужные игрушки (рыбки, резиновые груши, лейки и т. д.)
Прятки, догонялки, танцы под музыку… Что ещё?
Полезное и весёлое занятие. Отрываем кусочки, катаем колбаски, втыкаем в массу спички, фасоль, макароны. Можно спрятать в пластилине или тесте маленький предмет (бусинку, горошину) и предложить крохе расковырять его.
Чтобы не тратиться постоянно на массу для лепки, сделайте её своими руками: смешайте муку и соль 1:1, добавьте горячую воду и немного растительного масла. Можно подкрасить тесто красителями.
На втором году жизни ребёнок значительно взрослеет, меняются его возможности и интересы. Ещё в годик он с трудом понимал просьбы взрослых и только осваивал навык ходьбы, а в 2 – это уже совсем взрослый человечек, который бегает, прыгает, самостоятельно ест и даже объясняется словами и фразами. Чем занять ребёнка в 1,5 года, а что ему будет интересно в год и 10?
Если ваше дитя до сих пор не знакомо с кухонной утварью, вы многое упустили. Перекладывание кастрюль, ложек и других (безопасных!) предметов очень полезно для развития крохи. Выделите ему нижние полки и сложите туда то, что не сможет нанести вред ему здоровью.
Для развития мелкой моторики уже в этом возрасте можно купить сортер или изготовить копилку, в прорезь которой кроха будет засовывать предметы подходящего размера. Как вариант, можно воспользоваться обычной пластиковой бутылкой. В нее, например, можно запихивать горошины или бусины. Только будьте всегда рядом, чтобы дитя ненароком не подавилось.
Играем в дорожки. Выложите книги в прямую линию и покажите, как по ним можно ходить.
Также можно к кастрюле или миске прикрепить прищепки, которые кроха будет стаскивать и складывать в ёмкость.
Самое время познакомить ребёнка с понятиями «горячее – холодное». Заморозьте маленькие фигурки животных в формочках для льда. Покажите, как они будут таять, если поливать на них тёплой водой из леечки.
Детки этого возраста очень любят повторять всё за мамой и папой. Поддержите чадо сейчас и в будущем вы получите незаменимого помощника. Например, при уборке дома дайте карапузу маленькую тряпочку, и пусть он вытирает двери с вами, или губку и миску с водой, где он будет мыть игрушечную посуду.
Спрячьте музыкальную игрушку, а ребёнок будет искать её по звуку. Это прекрасно развивает слух и внимание детей.
Игра «По парам». Распечатайте 5 – 7 пар одинаковых картинок. Взяв одну в руку, попросите кроху найти такую же.
Выработке навыка чистоты и развитию координации поможет игра «Волшебная губка». Налейте на поднос немного воды и покажите, как её можно собрать губкой. То же можно проделать с крупой и совочком.
Другой вариант игры – набирать губкой воду и выжимать её в какую-то небольшую ёмкость.
Это важно:
Если чадо скучает, а у вас совсем нет времени его развлечь, поиграйте с ним в игру «Положи на место». Соберите предметы, которые всегда лежат на одних и тех же местах (пульт от телевизора, ложка для обуви, совок, диванная подушка и т. д.) и, давая их крохе по одному, попросите отнести их куда нужно.
Если вы раньше не играли в боулинг, то сейчас самое время. Вместо кеглей можно использовать пластиковые бутылки. Покажите, как катая или бросая мяч, можно попасть в кегли.
Зачатки ролевых игр появляются у детей ещё в начале второго года жизни. Если вы раньше показывали, как можно поить, качать, расчесывать куклу, то сейчас малютка делает это самостоятельно, усложняя с каждым месяцем свои действия. Дайте заскучавшему малышу ложку и тарелку и попросите покормить куклу, или скажите, что мишка хочет на горшок.
Если с ребёнком занимались, то к концу второго года он уже различает основные цвета и называет некоторые формы. Насыпьте детали лего, конструктора или мозаики и попросите дитя разложить их по коробочкам в зависимости от цвета, например.
К двум годам карапузу всё легче принять эмоции другого человека, проявить сочувствие и переживание, но и этому нужно учить. Помогут сюжетные игры. Например, кукла каталась на лошадке и упала. Она плачет, ей больно. Пришёл мишка, помог ей встать и пожалел её.
Чтобы как-то унять активного малыша и развить ловкость, можно устроить дома «малый теннис». Для этого проколите теннисный шарик и вденьте в отверстие прочную нить или резинку. Теперь подвесьте самоделку подальше от бьющихся предметов, например, в проёме двери. Вместо ракетки можно использовать пластмассовую разделочную доску.
Ещё одна полезная игра для пальчиков – наматывание толстой веревки на палку. Потом, когда дошколенок освоит это умение, можно наматывать и шерстяную нить в клубок.
Покупая новые игрушки, не стоит все сразу отдавать карапузу. Оставьте несколько «про запас», и в нужную минуту они вас выручат.
Родительское внимание – это хорошо, но позволяйте своему чаду иногда поскучать. Не навязывайте ему постоянно свои игры, пусть сам ищет себе занятие. Только так его познавательная активность и творчество будут полноценно развиваться.
(8 голосов, в среднем: 4.5 из 5)RearChildren.ru
Итак, год. Кто-то только научился ходить, кто-то уже давно топает, кто-то учится. Все добытое еще тащится в рот, уже звучат первые слова или слоги, ребенок уже интонирует (повторяет интонации), знает много предметов и животных (показывает их в книжке).
Период развития ребенка в данный момент называется в психологии сенсомоторным — мир осваивается через восприятие и действие — потрогать, пощупать, облизать, попробовать на прочность, бросить, постучать... Чем больше всего разнообразного окажется у ребенка в руках — тем лучше. Перед глазами сразу встает кухонный шкаф, полный кастрюлек, толокушек, коробочек...о, что может быть лучше!С 1го до 3х лет ведущая деятельность ребенка — предметно-манипулятивная. Это значит, что он не просто трогает, тащит в рот и изучает предметы и поверхности вокруг себя, но и учится овладевать ими при помощи взрослого. Если до этого ведущей деятельностью было эмоциональное общение с мамой и близкими людьми, всяческие ладушки, песенки, ку-ку, то теперь этого уже мало — уже нужно взять мамин телефон и позвонить по нему. Ложку раньше было интересно бросать — теперь интересно есть ею, как мама или папа.Суть взаимодействия со взрослым уже не просто в физической и эмоциональной близости, но в том, чтобы усвоить те способы обращения с предметами, которые приняты в обществе. Взрослый уже не только дает игрушки и предметы, — он является образцом действия с ними. Также ребенку интересны взрослые позы, жесты, всяческие повторы за родителями, дать-взять-принести, изобразить коровку, собачку — все, что исходит от мамы или папы — это святое!).Мышление ребенка на данном этапе называется наглядно-действенным: все, что я делаю, я понимаю,а не делаю — не понимаю. Не взяв предмет в руку и не попробовав сделать что-то самостоятельно, ребенок не поймет, что произойдет. Пробовать, пробовать и пробовать — вот девиз второго года жизни. Пока еще строить логические цепочки и продумывать действие «в голове» ему сложновато. Поэтому, опять же, чем больше опыта взаимодействия с многообразной окружающей средой получит ребенок, тем активнее пойдет его развитие дальше.Что еще нужно знать — очень редко ребенок в этом возрасте способен играть самостоятельно. Обычно у мамы есть минут 5-10, если он занят раскурочиванием чего-то, разбором того же шкафа или выковыриванием косточек из мандаринов. Но ожидать, что дите будет играть в куклы или строить домики из кубиков стоит гораздо позже, пока — все во взаимодействии со старшими. Помним, что кора головного мозга еще совсем незрелая, ребенок не умеет долго фокусировать внимание на чем-то, а уж тем более находиться одному и занимать себя.Малышу уже важно принимать самому некоторые решения: какую майку сейчас надеть, съесть ли на завтрак творог или кашу. Кстати, про одежду - одевание может стать отличной игрой: разбор штанов-маек, их сортировка, расладывание по цвету и типу, запихивание назад в ящик — о, как интересно!Что еще: в этом возрасте дети ориентируются на размер и форму предметов, цвет они различают, но он не первостепенен для различения предметов. Поэтому не стоит тратить время и силы на «изучение цвета», цвет и сам «подключится» позже, а пока актуальнее обсудить что большое, что маленькое, что круглое — значит катится, а что квадратное.Итак, это из чего мы исходим. А теперь к конкретике!Начать хочется с физического развития: именно от развития крупной моторики (бегать, висеть, ползать, карабкаться...) зависит развитие мелкой, а там уж и речь. Лазить везде и всюду, если дома нет шведской стенки или колец, то хотя бы устраивать бега между подушками, прыгать на диване, залезать со стула на кресло и строить полосы препятствий, а можно привязать слинг к столу на манер гамака — отличная игрушка!Ребенок изучает свои физические возможности, а заодно и свое тело — как что называется, мама все рассказывает и показывает и гладит, делает массажик — тактильный контакт не утратил своей важности!Самый прекрасный способ дать годовалому ребенку развиваться «на полную катушку» - это разрешить ему свободно исследовать пространство дома и на улице.Начнем с дома: тут самые интересные места это кухня и ванная.На кухне полно волшебных вещей, ими можно стучать друг об друга, по полу и стенам, их можно вкладывать одну в другую, катать, трясти. Какой оркестр можно создать из кастрюль и ложки! Как здорово! И это не говоря о продуктах, которые живут на кухне.Чем учить овощи по картинкам — а так делают часто — дайте ребенку разбирать сумки из магазина, разложите овощи, учите названия, размер, цвет, катайте, тыкайте в них пальцем и проверяйте на прочность.Уже все мамы знают о пользе игр с крупами — удобно посадить ребенка в большой ящик (Икея!) или детскую ванночку, насыпать туда крупы, дать стаканчиков, ложечку… Конечно, придется все время следить, чтобы юный исследователь не наелся фасоли, но дело того стоит. Очень интересно откапывать мелкие предметы из крупы — яркие шарики, или мамины кольца )...Ну а уж когда мама готовит — тут просто рай. Встать на стул и мыть посуду ребенок может уже до года — да, все будет мокрое, но это того стоит! Тереть губкой чашку, выжимать ее, размазывать пену (используйте экологичное средство для мытья посуды или дайте дитю детское мыло).Здорово позволить возить ручками в муке, тесте, твороге. Да, все будет грязное, но зато уже в два года ребенок будет уметь многое делать руками и в чем-то даже не только мешать, но и помогать маме.На кухне есть бумажные полотенца, которые можно рвать (крайне полезно!!), фольга, которую так приятно комкать, полотенца, под которыми можно прятать игрушку и находить ее. Веселье!А еще на кухне есть холодильник, и там можно морозить лед разного цвета, и даже класть в него мелкие предметы, и потом играть с ним, пока не растает. Делать это удобнее во втором волшебном помещении в квартире — в ванной.Игры с водой в этом возрасте просто очень полезны, тут пригодятся: леечка, сито, пластмассовые бутылки с крышкой и без, и с дыркой в крышке — отличная брызгалка. Губки можно топить и выжимать. Нам нужно и то, что тонет, и то, что плавает — это может быть все, что угодно! — это интересные опыты, а еще ведь пузыри воздуха— если топить стакан, то из-под него вылезет пузырь. Ого! )Ну и конечно, в ванной здорово рисовать на стенах пальчиковыми красками. Пока достаточно одного цвета, удобно перелить часть краски в мисочку — иначе она закончится в первое же купание)Помимо воды крайне полезен песок. Если не на улице на площадке (где часто трудно сосредоточиться, ибо отвлекаешься на других детей), то дома — слава Великому Кинетическому Песку. Пока что не столько даже куличики, сколько тыкать пальцем, мять, втыкать фасолины, откапывать игрушечки и т. п. Купите плоский большой ящик, одного-двух кг будет достаточно. Подстелите на пол клеенку, тогда не так сложно будет убрать.Все возможная мелочь ребенку интересна и опять таки, полезна. Шарики, колечки, блесточки, бусины... Под присмотром, конечно.Бусы вообще — отличная вещь в таком возрасте, их и перебирать, и носить, и грызть.Отличная вещь — так называемая «сенсорная коробка». Это короб с низкими стенками, куда насыпается разная мелочь вперемешку с крупами или макаронами, туда можно селить пластмассовых зверей, там можно шебуршать руками, рыть-копать-искать-перебирать-сортировать. Что-то конечно окажется на полу, но это же мелочи жизни)
Ну и конечно, в квартире можно найти очень много интересных занятий под эгидой «помощь маме». Складывать белье в стиральную машинку и вынимать его, махать веником, мыть пол, разматывать рулон туалетной бумаги по полу — ну очень интересно!Большая картонная коробка — вещь очень интересная, можно в нее прятать предметы, можно залезть самому, можно делать вид, что ты в поезде или лодке. А если коробок несколько, то можно сделать туннель!Маленькие коробочки тоже очень хороши: ставить одну на другую, вкладывать одну в другую, прятать игрушки в них.А из стола и пледа выходит отличный домик, там можно сидеть с фонариком.Игры на улице, особенно летом — это просто песня, ребенка можно раздеть, не беспокоиться за чистоту одежды, песочница, надувной бассейн, и сколько всего можно закапывать, топить, сколько цветов изучать, нюхать, сколько колючек трогать, ягод срывать и так далее. Зимой, конечно, сложнее, но просто бегать по морозу — это уже отличное развитие. Трогать снег, отличать тепло-холод, ковырять его лопаткой — все эти простые занятия так хороши.Творчество.Звучит пока что смешно - ну какое творчество в таком возрасте, но уже многое можно и очень полезно. Прочтите мой пост про детское рисование (или книгу Марины Озеровой), и начинайте рисовать! Не бойтесь грязи, в доме, где дети, это неизбежно и даже хорошо (значит, ребенок растет и развивается полным ходом!), лучше сразу придумать способы защиты — клеенка на полу и т.п.Еще здорово потихоньку начинать лепить: пластилин — мягкий, (например, фирмы Play Dough), обычный пока что слишком твердый. Все тоже, что с песком, но еще рвать, везде размазывать, прилеплять, тыкать зубочистками.Книжки.Самые простые, крупные реалистичные картинки — желательно одно крупное изображение на одной странице (сейчас с этим туго, книг тысячи, а иллюстраций хороших днем с огнем...). Вот уточка, все пищат, как пищит уточка. Собачка, как лает собачка. Стихи — прекрасно. Очень любят дети изучать себя и близких на фотографиях, фотокнига или альбом могут стать хитом.Игрушки.Главная задача мамы - не переусердствовать с их количеством и не завалить ребенка кучей игрушек, которые пока ему не нужны. Помним, что ребенок не может концентрироваться так, как взрослый, и если дать ему 10 машинок вместо одной, он будет просто разбрасывать их и кидать. Но кидать можно и что-то еще, мячики-кубики, а машинку — одну, крупную, ну и еще большой грузовик — можно катать, скатывать с горки, накладывать в кузов всяческую мелочь и т. д.Машинку дети любят катать за собой на веревочке, а еще они любят катить что-то перед собой — на палке. Бабочку, утку - выбор сейчас огромный.Хороши игрушки из Икеи для малышей — бусины на проволоке, колышки для забивания молотком.Мягкие игрушки хороши — немного и реалистичные: заяц, похожий на зайца, а не на монстра из мультика. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай и едят кашу)Кукла нужна и девочкам, и мальчикам. Или 2-3 куклы — но не 10. Размер — средний, сантиметров 20-30. Желательно с милым лицом, похожим на настоящего малыша, с мягким туловищем.С ее помощью мама подготавливает ребенка к переходу на следующий этап его развития — этап ролевой игры, который наступит после трех лет. Пока что мы делаем самые простые действия: кормить куклу, купать, укладывать спать. Специальных приспособлений как таковых еще не нужно, но здорово, если можно снять-одеть шапочку, носочки, дать попить из маленькой пиалы или ведерка — посудку кукольную пока что рано, но если очень хочется, то конечно:)Все, что развивает мелкую моторику — крупные вкладыши из дерева, кубики большие — пока просто ставить один на другой, вернее, чаще мама ставит, а малыш рушит.Мячики — разной формы и материала, пирамидки, неваляшка, резиновые зверушки крупные.Кубики — крупные, ставить один на другой и рушить, ставить и рушить!Стаканчики, которые входят один в другой — пригодятся и строить пирамидку, и пытаться вложить друг в друга, и что-то насыпать, и воду в них наливать.Музыкальные игрушки — самые простые, пусть пианино подождет) Можно насыпать в бутылку фасоли — и вот отличная звенелка-гремелка. Колокольчик, барабан — прекрасные игрушки!Куклы на руку — пока еще это не кукольный театр, но так интересно, как это она шевелится и говорит маминым голосом!Матрешки, неваляшки, простые пирамидки — это традиционно и всегда актуально!Время сортеров еще только приближается, но самый простой, например, с тремя-четырьмя отверстиями, можно попробовать.Все перечисленное не стоит давать ребенку одновременно, лучше пробовать, что ему интересно в данный момент, все это пригодится лет до трех, так что времени еще много!Ну и хочу добавить слегка не в тему, но все же: в год (как и в два...) проводить досуг за просмотром мультиков — вредно для ребенка. Конечно, получить 10 минут тишины — это заманчиво, но лучше достигать этого более полезными способами.Текст подготовлен Александрой Аныкиной blumavolfovna
mama2mamam.livejournal.com
Иногда маме или папе просто необходимы несколько минут тишины. Ведь все мы иногда болеем, отвечаем на важные письма или просто хотим собраться с мыслями. Эти советы помогут отвлечь ребенка и дадут шанс его родителям найти время на свои дела.
Ребенок, увлеченный какой-нибудь тихой игрой - о таком многие родители маленьких бутузиков могут только мечтать. Только милой крошке с маленьким моторчиком внутри этого не объяснить. Особенно, если ему чуть больше года и жажда познания не дает усидеть на месте ни минутки. Но договориться с малышом все-таки можно. И на тот случай, если ребенка нужно срочно занять чем-нибудь безопасным, у каждого родителя в арсенале должно быть несколько интересных игр и других занятий. При чем таких, какие можно организовать из подручных материалов.
Годовастикам достаточно трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Их может отвлечь любой шум, движение или яркий предмет. Чтобы помочь малышу сконцентрироваться, мы сажаем нашего сынишку в стульчик для кормления, кроватку или манеж и даем одну игрушку. При этом стараемся вести себя максимально тихо и спокойно. Да и количество игрушек рядом с ним лучше сократить до минимума, чтобы ребенок не хватался за все подряд, а исследовал что-то одно.
Вкусный перекус – это, пожалуй, самый действенный и самый тихий способ занять ребенка. Поэтому, если у меня появляется такая возможность, минуты тишины я планирую именно на время полдника. Этот прием пищи может пройти наиболее тихо и при минимальном участии родителей. Нужно только заготовить пару печений, сок и фрукты. Фрукты лучше нарезать так, чтобы малыш мог брать их с тарелки сам. Тогда он будет увлечен не только едой, но и самим процессом.
Однажды, воспользовавшись советом коллег-мам, я попыталась предложить малышу порисовать пальчиковыми красками. Ничего особо путнего из этого процесса не вышло. Ребенок перемазал себя и стульчик, оставив несколько неровных оттисков ладошек на предложенном листе бумаги. При этом мне пришлось все время быть рядом, потому что юный художник отказался творить в одиночестве. А на то, что отмыть его и стульчик, ушло достаточное количество времени. После этого я решила, что подобные жертвы не стоят десяти минут тишины и спокойствия и решиться на них еще раз я смогу только в случае крайней необходимости. Не исключаю, что игра с красками понравится сыну, когда он подрастет и поймет, как же все-таки интересно рисовать. Но на личном опыте проверено, что годовастика такое занятие не может в должной степени увлечь.
Отличным отвлекающим набором для нашего малыша может стать большой мешок с детскими вещами. Они яркие и мягкие, их можно раскидывать по всей кроватке, вытаскивать из пакета и складывать обратно. Это тихая, безопасная и развивающая игра, во время которой малыш может познакомиться на ощупь с различными материалами.
Живя в городской квартире, я практически не пользуюсь прищепками. Но, как оказалось, они могут стать замечательными игрушками для нашего сыночка. Достаточно выдать ему побольше прищепок, собранных в «ожерелье» на какой-нибудь веревке, и пластиковую бутылку, и он с удовольствием начинает складывать прищепки в узкое горлышко. Правда, тихой такую игру назвать сложно: уж очень весело потрясти такой бутылкой, заполненной прищепками.
В другой раз, чтобы ему было интереснее, вместе бутылки мы предложили ему жестяную банку от молочной смеси, в крышке которой было проделано отверстие. Отверстие сильно напоминало рот, осталось нам лишь дорисовать глазки, нос и усы, и смешной человечек стал с удовольствием «поглощать» наши прищепки.
Малыш достаточно быстро понял, как «работают» прищепки, и сам подсказал нам идею того, как можно усложнить такую игру. Теперь к бортикам кроватки мы привязываем длинный шнурок, на который ребенок может сам прикреплять и снимать прищепки.
Кстати, для таких игр лучше выбирать «мягкие» прищепки. Тогда ребенку не будет больно, даже если он решит нацепить ее себе на нос.
Игра с предметами, которые можно складывать один в другой, как матрешку, может надолго увлечь ребенка. Для этого отлично подойдут пластиковые контейнеры различного размера с крышками. Развитие мелкой моторики и несколько минут тишины обеспечены!
Опытные родители годовастиков знают, что выбрасывать любые пластиковые бутылки с крышками можно только после того, как малыш ими вдоволь наиграется. Раскручивать и закручивать пробки не только весело и интересно, но и полезно для развития мелкой моторики. Заметив это, наш папа изготовил очень простую самодельную игрушку: срезал верхние части разных пластиковых бутылок и закрепил их на отрезе ткани. А чтобы крышечки «не убегали», мы зафиксировали их с помощью пуговиц: сделали отверстие в пробках, продели в него тесьму, закрепили, а на другом конце тесьмы привязали большие пуговицы, по диаметру большие, чем горлышки бутылок. Такую игру очень легко обновлять, добавляя новые бутылочки с пробочками разной формы. Наш бутузик от каждого прибавления остается в полном восторге! А мне остается только наслаждаться тишиной и свободой. Единственное, но очень важное правило - все детали такого самодельного конструктора должны быть очень крепко прикреплены друг к другу.
Малыши просто обожают разбирать все возможные мамины и папины мелочи, изучать их, раскручивать и даже грызть. Это небезопасно, поэтому надо заранее продумать, что можно дать ребенку. Мы приготовили мешочек с сокровищами, который очень часто спасает нас на 10-15 минут, когда мне необходимо заняться делами по дому.
В таком мешочке у нас лежат парочка старых погремушек, маленький кошелек с множеством отделений, старый фонарик. Содержимое такого сундучка с сокровищами необходимо регулярно менять, только тогда метод будет «работать». В противном случае это занятие быстро наскучит ребенку, и о тишине и спокойствии придется забыть.
Мы не очень-то часто балуем нашего сынишку самодельными игрушками, потому что на их производство иногда просто не хватает времени. Но идея создания элементарной игры с липучками вдохновила даже нас! На небольшой кусок ткани мы приклеили несколько рядов липучек для одежды, чередуя верхний и нижний слой. Оставшиеся кусочки липучек мы пришили на маленькие мягкие игрушки и приклеили к погремушкам. Теперь, когда сына нужно ненадолго отвлечь, я выдаю ему «липучую» основу и игрушки.
Но иногда бывают случаи, когда ребенка просто необходимо отвлечь быстро и максимальное количество времени. В такие моменты на помощь приходит любимая игрушка нашего годовастика - связка ключей. Это старая связка, несколько раз мы ее прокипятили, и теперь эта игрушка помогает занять малыша.
letidor.ru