Современные родители учат чтению своих малышей буквально с пеленок. Для этого есть совершенно разные, но довольно эффективные методики, которые отлично работают при должной настойчивости со стороны мамы или папы.
Но если по каким-либо причинам ребенок отказывается от обучения, дело осложняется, ведь чем ближе к школе, тем большими навыками должен уже обладать будущий первоклассник, а значит, дело родителей - как можно быстрее научить читать ребенка 5-6 лет.
Хорошим подспорьем для родителей детей 6 лет станут пособия «Учимся читать» или им подобные. Очень популярен букварь автора Н.С. Жуковой, который максимально доступно помогает ребенку овладеть непростой для него наукой.
Часто ребенок 6 лет не хочет учиться читать, если ему уделяют мало внимания и попросту не занимаются с ним. Мама должна с самого раннего возраста заинтересовывать ребенка печатным словом, покупать ему яркие красочные книжечки и читать вместе. Со временем малыш полюбит ежедневный ритуал прочтения сказок и сам захочет научиться читать.
Обычно, детки, которые не овладели азами чтения к шестилетнему возрасту, имеют слабую мотивацию для обучения. Задача родителей – сделать ее максимально эффективной. Для этого можно использовать метод поощрений за проделанную работу, а также похвалу – ведь она значит очень много для подрастающей личности.
Мама может провоцировать ребенка, чтобы тот сам захотел читать. К примеру, любителям компьютерных игр поможет, если родители откажутся найти в поисковике нужную ему игру, а будут убеждать его, что он и сам может это сделать, достаточно лишь научиться читать.
Для того чтобы за максимально короткое время научить читать того, кто этого никогда не делал, потребуется приложить немало усилий, ведь времени до школы осталось совсем мало. Совсем необязательно, чтобы ребенок знал весь алфавит, ведь сейчас его учат поэтапно:
Ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, ругать его за непонимание, а тем более повышать голос. Малыш от этого не станет понимать, что от него требуется, а только замкнется в себе и усложнит процесс обучения.
Для оценки результатов обучения необходимо знать, как должен читать ребенок в 6 лет. В этом поможет техника чтения. Засеките одну минуту, и пускай малыш читает несложный текст. Так как к концу первого полугодия 1 класса дети должны читать около 25 слов в минуту, то для шестилетки вполне нормальным будет 10-15.
Статьи по теме: Осенняя ярмарка в детском саду - что приготовить? С первых дней осени в детском саду начинаются тематические праздники. Одним из таковых является ярмарка, на которую малыши приносят всевозможные сладости и поделки. Предлагаем несколько интересных идей для приготовления вкусной осенней выпечки. | Как научить ребенка понимать время по часам? Очень полезно научить повзрослевшего ребенка понимать время по часам. Этот полезный навык непременно пригодиться ему во всем, ведь теперь он сам сможет контролировать свой день, как взрослый, а это очень нравится ребятам. |
Как научить ребенка говорить букву «Ш»? Шипящие звуки считаются одними из самых сложных для произношения, а потому даются крошкам непросто. Далее мы обсудим, как научить малышей правильно проговаривать букву «Ш», используя простые упражнения, не прибегая к помощи логопедов. | Как научить ребенка английскому языку самостоятельно? В современном мире знания английского нужны повсеместно, особенно в сфере деловой жизни. Любой сознательный родитель понимает, что лучше обучать кроху с детства, чтобы он впитал его, как второй родной. Поэтому сегодня обсудим, как самостоятельно обучать детей английскому языку. |
WomanAdvice.ru
Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.
Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!
Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:
Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.
Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.
Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.
В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.
Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.
Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.
Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.
Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.
Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.
Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.
Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.
Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.
Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.
Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.
После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.
Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.
Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.
Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.
Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.
Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.
Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.
По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.
Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.
Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!
С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.
После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.
Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.
Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.
Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.
Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...
Приятного обучения и игр!
С теплом,
Людмила Поцепун.
tsvetyzhizni.ru
Детский возраст 5 лет является оптимальным для начала обучения чтению. Процесс этот сложный и ответственный, но грамотные родители в силах научить своего ребенка читать и любить чтение. Результатом их совместного кропотливого труда будет уверенное и беглое чтение ребенка перед школой, знание стихов и выразительное воспроизведение их вслух перед аудиторией сверстников. Пусть обучение чтению станет для детей и их родителей поводом к приятному общению, позитивному и интересному времяпрепровождению.
Перед началом обучения ваш ребенок должен отлично знать все буквы алфавита. Учиться читать слоги лучше всего начать с простой и понятной буквы А. Добавляйте к гласной А согласные и разучивайте самые разные слоги: ВА, БА, ПА, ДА, СА, ХА и так далее. Малыш должен понять, что со сменой согласной в слоге, меняется его произношение и звучание. Чтобы ребенок лучше усвоил принцип построения слогов, возьмите карточки с буквами, держите в руках карточку с буквой А и притягивайте к ней карточки с другими буквами-согласными, сначала шипящими, мягкими а затем твердыми: Ч, Щ, Х, С, Т, Р и так далее. Притягивая согласную, протяжно повторяйте слог, например, ЧЧЧ-ААА, ССС-ААА, РРР-ААА, ДДД-ААА и так далее. Малыш усвоит, что чтение и звучание слогов меняется при смене согласной в них.
Далее, когда слоги с гласной А усвоены на отлично, можно заменить ее другими гласными, сначала звонкими, а затем тихими. Пользуйтесь карточками или специальными обучающими тетрадями, в которых эти слоги уже прописаны. Можно написать слоги крупным шрифтом на картоне, показывая ребенку картинку, просить прочесть ее. На начальном этапе все слоги читаются распевно, четко проговаривая каждый звук в них. Если процесс обучения идет успешно, можно начинать читать слоги так, как они звучат при чтении и в разговоре, твердо и коротко.
Когда слоги освоены и их чтение не вызывает проблем, самое время переходить к прочтению слов по слогам. Первые слова для обучения должны быть самыми простыми и понятными, из жизни: МА-МА, РЫ-БА, ЛИ-СА, КА-ША и так далее. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что все слова состоят из слогов. На этом этапе тоже можно воспользоваться карточками со слогами, соединяем карточки, получаем слова, читаем их и запоминаем. Далее усложняем задачу, изучаем слова из трех и более слогов: ПА-НА-МА, КО-РО-ВА, МО-ЛО-КО, СО-БА-КА и так далее.
Теперь ваша цель – научить ребенка читать слова, состоящие из отдельных букв и слогов. Объясните малышу, что буквы связывают слоги между собой, превращая их в целые слова. Начните с простого — слог плюс согласная: РА-К, СА-Д, КИ-Т, МА-К, КО-Т и так далее. Теперь возьмите два слога плюс согласная: КА-Р-ТА, ПА-Р-ТА и так далее. Делайте процесс обучения максимально творческим и интересным, разрешите малышу проявить инициативу, придумать что-то свое. Можно лепить из пластилина слоги, соединять их в разные слова, можно читать на улице все подряд. Основные правила эффективного домашнего обучения таковы: не ругать, не заставлять, идти путем «от простого к сложному».
Когда чтение слов уже не составляет для ребенка ни малейшего труда, пора переходить к словосочетаниям, из которых можно строить, сначала простые, а затем сложные, предложения. Составляйте самые простые предложения и вызывайте ассоциации к ним, чтобы ребенок лучше запомнил и понял главный принцип чтения: МО-Я МА-МА, РО-МА МА-Л, НА-ША ИГ-РА и так далее. После прочтения словосочетаний можно пробовать читать простые предложения: МА-МА МО-ЕТ ПО-СУ-ДУ, МА-ША ПО-ЕТ ПЕ-С-НЮ и так далее. Фантазируйте, играйте с ребенком в процессе обучения. Поиграйте с малышом в учителя и ученика, так он будет привыкать к будущей школьной атмосфере. Составляйте слова и предложения из кубиков, палочек, приобретите магнитную доску и так далее. Главное, чтобы малыш не скучал, тогда и материал запомниться легче, а результат будет лучше. Если какой-то момент ребенку дается с большим трудом, оставьте эту проблему на какое-то время, а затем вновь повторите затруднительный этап. Возможно, трудный материал воспримется совершенно иначе, гораздо легче и приятнее.
Не осуждайте ребенка за ошибки, больше хвалите и приводите его в пример. Учите ребенка читать внимательно и с выражением, сразу прививайте ему навык понимать то, о чем идет речь в тексте. Если видите, что ребенок уловил суть упражнения или стоящей перед ним задачи, переходите к следующему этапу. Долгие задержки на одном месте утомляют малыша, а интерес к чтению пропадает. Чтение очень важно в полноценном развитии и грамотном воспитании ребенка, не оставляйте этот процесс без должного внимания! Удачного обучения!
MansBest.ru