В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.
Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.
Соотношение класса и необходимой скорости чтения:
Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.
Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.
Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.
Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:
Чем лечить кашель при беременности, можно узнать из нашей публикации.
Способы определения беременности до задержки можно узнать из этой статьи.
Отсюда вы узнаете, как по последним месячным посчитать дату родов.
Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:
Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:
При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.
Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.
Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.
Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:
С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.
Как научить ребенка в 1 классе читать быстро и легко? Для уроков по увеличению скорости подойдут разные методики чтения. Они сделают этот процесс более интересным и будут развивать мышление малыша:
Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:
Рассмотрим, как научить ребенка читать быстро и правильно, начиная со 2 класса и выше. Для детей постарше нужно усложнять нагрузку. Делать упражнения более сложными, ставить перед ними определенные задачи.
Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.
Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.
Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:
Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:
Научить ребенка читать по-английски сложнее чем на родном русском.
Это связано с частой проблемой, когда читается не так, как пишется. К тому же в английские слова не читаются по слогам и приходится произносить слово полностью.
Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:
При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.
Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.
Еще несколько важных моментов:
А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.
Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.
Вконтакте
Google+
nektarin.su
Психологи доказали, что дети достаточно умны. Они понимают всё, о чём им говорят родители и стараются подражать им. Поэтому, решая задачу, как научить ребёнка читать, следует подавать малышу пример и самим вместе с ним действовать.
Малыш, увидев, что его мама или папа постоянно читают в обычных домашних условиях, обязательно проявит интерес к этому мероприятию. Тогда вопрос решится легко. Сегодня существуют разные методы, которые помогают родителям и их деткам быстро освоить технику чтения.
В школе детей обучают по методике Эльконина, предполагающей аналитико-синтетический вариант решения проблемы. Этот метод хорош для учеников, способных выполнять анализ собственных знаний. К таким относятся малыши младшего школьного возраста. Однако поскольку большинство родителей обучают своих деток читать ещё до этого, необходимо заинтересоваться и иными методиками.
Одной из таких, не менее эффективных систем обучения скорочтению является методика педагога Николая Зайцева. Этот специалист своей системой, повествующей, легко ли быстро научить ребёнка читать, для родителей предлагает организовывать малышам чтение складами, запрещая использовать слоги. Очень часто эту систему применяют в частных дошкольных учреждениях.
Такое обучение, предполагающее использование кубиков, очень нравится детям, поскольку оно довольно весёлое и подвижное. Зачинателем методики считают писателя Льва Толстого, поскольку именно этот человек рекомендовал обучать так чтению. На склады любое слово максимально удобно самостоятельно разбивается при медленном его произношении. Кубики Зайцева имеют разные размеры, цветовое оформление и звучание. Встряхивая эти изделия, можно услышать звук кусочков дерева, перекатывающейся фасоли, колокольчиков. Эта система рекомендована как для трёхлетних малышей, так и для деток постарше. Таким образом удобно обучать математике, а также иностранному языку.
Интересным и удобным вариантом быстро научить малыша чтению является система Глена Домана. Автор её считает, что не нужно думать, как научить ребёнка читать по слогам максимально правильно – следует учить малыша сразу читать слова, что более физиологично, поскольку никто из людей не оперирует в уме буквами. Процесс же мышления контролирует речь индивидуума.
Суть занятий в том, что маленьким ученикам показывают в течение нескольких мгновений карточку, на которой написано слово. Ребёнок легко запоминает графический рисунок и, естественно, слово. Авторы подобной методики рекомендуют прибегать к такому обучению с раннего возраста. Однако эта система имеет свои недостатки, которые заключатся в пассивности ребёнка, от которого не требуют никакой реакции. Он не слышит вопросов, ему лишь показывают карточку. Сам малыш должен правильно догадаться, что это такой принцип чтения. Далеко не каждому это удается сразу сделать.
Также немаловажно, что методика была настроена на английские слова, а поскольку образование слов на русском существенно отличается, она неудобна в обычных домашних условиях. В английском отсутствует понятие рода и падежей, поэтому все безграничные возможности нашего языка просто нереально описать на небольшой карточке. Однако если ребёнок сумел правильно научиться читать по методике Домана, то его ждёт в дальнейшем успех. Он быстро начнёт читать и осваивать иные науки.
Не нужно заставлять детей правильно заучивать буквы, лучше – слова. Буквы малышам совершенно непонятны. Для малыша легче запоминать давно знакомое слово, нежели «таинственные» входящие в него буквы. К тому же нелегко объяснить ребёнку, что значит конкретная буква. Вот почему полезнее читать слова целиком, а не зубрить алфавит.
Ребёнок действительно готов, когда:
Начинать проводить занятия следует систематически и постепенно. Начинать рекомендуется с трёх минут ежедневно. Каждый день необходимо увеличивать время на занятия по 2 минуты. Обязательно давайте малышу выходные. Следите за тем, чтобы у него было всегда хорошее настроение, ведь успех мероприятия возможен только при эмоционально-привлекательном настрое.
Не нужно искать информацию, как научить ребёнка слогам правильно, лишь потому, что родители считают это дело престижным. Оптимально, когда малыш сам проявит инициативу – тогда гарантирован значительно больший успех не только в чтении, но и в изучении разных наук: физики, языков, астрономии, химии.
Не стоит думать, что соседский мальчик в 2 года уже умеет читать, а значит, он умнее вашего малыша. У всех детей развиты чувства по-разному. Кому-то это мероприятие под силу в 3 года, другому – в 6 лет. Главной задачей родителей является заинтересовать ребёнка к такому увлекательному делу, как чтение интересных книг – сказок, рассказов. Для детей важна правильная подача материала, чтобы у них возникло желание к чтению, которое можно усилить с помощью развивающих игр.
Многие родители до сих пор пользуются методиками наших бабушек, которые нацеливают на обучение с помощью подручных средств. Можно нарисовать на картоне буквы, разрезать их напополам и дать ребёнку, чтобы он сложил буквенные пазлы. Так у него пройдет знакомство с буквами. Когда это задание малыш освоит, можно ему предложить более сложную задачу. Карточку разрезать уже на 4 части.
Взять карточки со словами. На картоне с помощью толстого красного маркера (для привлечения внимания) написать большие буквы. В день показывать ребёнку на пару секунд и читать 5 слов, не объясняя ничего, не требуя повторения. Достаточно показать текст и произнести: «Здесь написано “стол”». Непременно требуется хвалить детей за внимание, больше их целовать, поскольку физический контакт – самый важный. Спустя полчаса показать следующее слово.
Рекомендуется ежедневно прибавлять пару новых слов. Когда детям становятся знакомыми 15 терминов, их необходимо заменить новыми. Требуется учить читать, начиная с самых известных и простых для ребёнка слов. Закончить мероприятие в дальнейшем словосочетаниями, а также целыми предложениями.
Также можно вырезать буквы из ткани и собирать вместе слова с ребёнком. Многим детям нравятся аппликации – используйте это в целях обучения. Совсем не обязательно делать это посредством бумаги, попробуйте поэкспериментировать, используя кусочки ткани, можно даже пуговицы, ракушки либо высушенные бобовые.
Показывая каждое слово, желательно сопровождать его соответствующими действиями. Малышу понравится повторять за мамой. Если собрали самолёт, то, показывая слово «лететь», пуститесь с малышом быстро по квартире в условный полёт. После можно приступать к следующему слову. Так вы научите ребёнка читать отдельные слова.
Основное правило, придерживаться которого необходимо неукоснительно – не насиловать малютку, требуя от него то, что ему сейчас неинтересно. Дожидайтесь моментов, когда психика малыша целиком настроится на процедуру – тогда занятия будут проходить плодотворно, и результат не замедлит проявиться.
Автор: Белецкая Светлана
LegkoPolezno.ru
Чтение — один из важнейших навыков, имеющих большое значение для успешной учебы. А скорость чтения важна для оперативной обработки поступающей информации. Поэтому многие родители в современном мире больших объемов информации задумываются, как научить ребенка читать быстро.
Такое умение, как быстрое чтение, в котором задействовано множество психических функций и процессов, некоторыми детьми приобретается с трудом. Мы рассмотрим, какие условия требуются для успешного обучения чтению, а также приведем примеры упражнений, которые позволят легко освоить скорочтение.
По мнению большинства специалистов в педагогике и психологии, обучение чтению начинать нужно в 5 — 7 лет. К этому возрасту мозг большинства детей уже созревает для столь трудоемкого процесса. Данные цифры являются усредненным вариантом, можно ребёнка научить читать и раньше.
В первую очередь стоит обратить внимание на то, есть ли у ребенка интерес к буквам, различает ли он отдельные звуки, может ли в слове выделить звук (например, назвать тот, с которого начинается слово) и имеет ли достаточный словарный запас для того, чтобы понимать смысл прочтенного.
Если уже в 3 — 4 года все эти признаки готовности к обучению наблюдаются, то можно приступать к процессу. Главное не переусердствовать и не отбить интерес к чтению. Могут присутствовать интерес к буквам и даже складывание звуков в слоги, но понимания самого процесса чтения в этом возрасте может еще не быть.
Внимательное отношение к потребностям и интересам ребенка всегда поможет начать обучение чтению в подходящий момент. Когда такой момент настанет, и ребенок начнет уверенно соединять слоги в слова, можно вводить в ежедневный обиход занятия, способствующие быстрому чтению.
Маленькие дети, которые учатся читать, посетили приют для собак и прочитали им свои первые книги
В процессе чтения участвуют такие психические явления, как память, внимание, восприятие, воображение, зрительный и слуховой катализаторы, а также, если говорить о чтении вслух, артикуляционный аппарат.
Для начала поговорим о быстром правильном чтении, которым, в идеале, должен владеть ученик 2 класса. Критериями такого чтения для детей 7 — 9 лет считается:
Вышеперечисленные критерии соответствуют среднестатистической скорости. Если же говорить о скорочтении, то для ребенка 7 — 9 лет это должно быть беглое чтение 110 — 130 слов в минуту. Чтобы достигнуть таких результатов, необходимо регулярно заниматься определенными упражнениями.
Упражнения, которые помогут научить ребенка хорошо и быстро читать, можно делать дома, для этого не нужно никаких особых условий. Только литература, соответствующая возрасту обучаемого, и желание родителей помочь своему чаду в этом непростом, на первый взгляд, начинании.
Занятия такого рода в первую очередь направлены на развитие психических функций, участвующих в процессе чтения. Поэтому они помогут не только в обучении скорочтению, а также поспособствуют развитию других интеллектуальных способностей ребенка: натренируют память, разовьют логическое мышление, научат ребенка концентрировать внимание, улучшат способность усвоения информации и многое другое.
Чтобы процесс обучения был еще и веселым, родители применяют технику чтения хором
Не стоит сразу после того, как ребёнок научился читать самостоятельно, бросать совместное чтение. Совместное времяпровождение в таком увлекательном процессе помогает не угаснуть интересу, а также укрепляет отношения между родителями и детьми.
Ребенок подавляет внешнюю артикуляцию, чтобы научиться читать про себя
Для правильного быстрого чтения вслух артикуляционный аппарат необходимо тренировать. Разучивание скороговорок, чистоговорок, пословиц на разных тонах и с разной скоростью — хороший способ тренировки.
Чтобы скорость чтения повышалась, нужно от чтения вслух уходить к чтению про себя. Когда читаешь без проговаривания и анализа услышанного, скорость увеличивается. У детей на первых порах различия в скорости чтения «про себя» и в слух нет, поскольку они проговаривают все прочитанное «в голове».
Поэтому первое упражнение, которому следует уделить внимание, — подавление внешней артикуляции. Для этого во время чтения можно попросить ребенка зажать между зубами карандаш либо прижимать палец к губам, чтобы не было возможности задействовать артикуляционный аппарат.
Здесь можно упомянуть про подавление внутренней артикуляции, но такого рода упражнения подходят для детей более старшего возраста, чем 8 — 9 лет. Они рассчитаны на то, чтобы чтение происходило без проговаривания слов «про себя».
Для повышения скорости чтения необходимо увеличить объем оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом должен охватывать не две-три буквы, а два или лучше сразу несколько слов.
Для развития данной функции используют таблицы Шульте. Это квадрат, разбитый на равные по размеру ячейки, в которые в разнобой вписываются числа. Обучаемый должен смотреть строго в центр квадрата и указывать все цифры строго по порядку, ничего не произнося вслух. Количество ячеек зависит от того, на каком уровне на данный момент находится оперативное поле зрение. Начать лучше с 10.
Усложненный вариант — квадрат с буквами алфавита, которые нужно указать по порядку. Также можно в таблицах зашифровать слова, которые нужно сложить из букв, расположенных в ячейках. Чем выше скорость нахождения необходимых цифр или букв, тем больше поле оперативного зрения.
Таблицы Шульте предназначены для динамического развития внимания и памяти ребенка в процессе чтения
Регрессия — возвратные движения глаз, вынуждающие читать одно и то же слово несколько раз. У детей она может быть сильно выражена, поскольку навык чтения еще не натренирован, нет уверенности в том, что слово было прочитано правильно, а также из-за низкого уровня концентрации внимания. Наличие регрессии сильно снижает скорость чтения, поэтому ее устранению уделяется внимание.
Для того чтобы избежать регрессии, можно взять закладку и закрывать только что прочитанное слово. При регулярных тренировках такого рода привычка возвращаться к прочитанному уйдет, а внимание автоматически повысится, и ребенок будет хорошо и быстро читать.
Родитель выбирает текст, который ребенок будет в состоянии прочитать, и предлагает читать его вслух, одновременно. При этом со временем темп наращивается. Главное следить, чтобы ребенок сильно не отставал, не путался, произносил слова четко и правильно.
Нахождение в тексте какого-нибудь слова на скорость хорошо тренирует быстроту восприятия. Выделение в тексте определённой буквы во всех словах за заданное время — тоже хорошее занятие для тренировки. Такие упражнения учат концентрировать внимание на конкретном действии, при этом наращивая скорость нахождения нужной информации.
Требуется составить предложения, поменяв в них слова местами, и попросить ребенка прочитать их как можно быстрее. Например: мы пошли гулять и зашли в парк – правильное предложение, нужно записать его вот так: зашли парк в гулять мы и пошли. Предложения составляются исходя из того, каким словарным запасом обладает обучаемый, чтобы он мог понять суть неправильного предложения.
Также можно выписать несколько согласных, а затем попросить прочесть их подряд на выдохе. Чаще всего дети запинаются на прочтении нескольких согласных подряд. Каждый раз можно писать новые комбинации согласных
Заранее оговорив с ребенком правила данного упражнения, во время чтения внезапно произносится «стоп», после чего читающий должен остановиться и замолчать на несколько секунд с закрытыми глазами. Затем произносится «начинай», после этого следует продолжить чтение с того места, на котором была остановка.
Все упражнения, представленные выше, можно делать дома и менять, подстраивая под возможности конкретного ребенка. Самое важное правило, касающееся овладения скорочтением, — систематичность и регулярность выполнения упражнений, а также просто чтение как досуг. И тогда навык быстрого чтения будет освоен очень легко.
Читайте такжеprochado.ru