Как научить ребенка математике


Как научить ребенка математике

Множество умений, необходимых каждому уважающему себя человеку, нужно развивать в детстве. Одно из самых главных среди них - умение считать. На первый взгляд, нам может показаться, что сегодня это умение уже не требуется даже взрослым. Ведь сейчас на каждом компьютере, мобильном телефоне и любом другом цифровом устройстве есть калькулятор, с помощью которого можно решить любой пример. Но гораздо лучше, если человек может сделать это самостоятельно. Впрочем, обучать ребят счету нужно не только для того, чтобы они умели складывать или умножать какие-либо числа. Помимо этого, развитие математических способностей благоприятно сказывается на формировании детского мышления, улучшает память и аналитические способности. Об этом обязательно нужно знать родителям каждого дошкольника.

Как научить ребенка цифрам

В возрасте двух лет многие современные дети осваивают порядковый счет. Они способны, указывая пальцем на какие-либо предметы, подсчитать: один, два, три, четыре. Но считают дети в столь юном возрасте неосознанно. Лишь по достижении трех с половиной - четырех лет ребенок будет готов к осмысленному обучению математике. В этот период дети должны выучить цифры, а также решать простые примеры с числами от одного до пяти. А чуть позже ребенок способен складывать и вычитать до десяти.

Научить математике можно любого ребенка. Но если вы хотите сделать это обучение по-настоящему эффективным, его обязательно нужно грамотно строить. Дети-дошкольники не способны еще долго концентрировать свое внимание на одном деле в течение продолжительного времени. Так что каждое занятие по математике не должно длиться более пяти-десяти минут. В день можно проводить несколько таких уроков общей продолжительностью 30 минут. Очень важно делать занятия максимально интересными для малыша, проводя занятия в игровой форме. Чем веселее уроки, тем быстрее ребенок их усвоит.

Еще до того, как ваш дошкольник будет способен к осмысленному счету, его надо к этому готовить. Первым делом следует научить его сравнивать разные характеристики различных объектов. Дошкольник должен осмыслить понятия «больше», «меньше», «длиннее», «короче» и так далее. Он без труда сделает это, если вы будете обращать на это его внимание в бытовых и игровых ситуациях. Здесь вам помогут фразы такого рода: «в ведре больше яблок, чем на блюде», «у тебя в кармане меньше конфет, чем у меня» и т.д.

Постоянно употребляйте в своей речи числа и иные элементарные математические понятия, чтобы они стали привычными для ребенка:

- В домике живут три зайчонка.

- У Вани пять конфет, а у Саши – только одна.

- Наш автобус приедет через пять минут.

Огромную роль в обучении малыша математике играет развитие у него пространственного воображения. Он должен осмыслить понятия: «сверху», «снизу», «дальше», «ближе», «над», «под», «снаружи», «внутри» и т.д. Эти нехитрые методы обучения элементам математики — основа всей дальнейшей учебы.

Прививать дошкольнику это умение нужно с помощью различных игр. Очень нравится ребятам, к примеру, такая игра, в ходе которой они должны найти какой-либо заранее спрятанный предмет, руководствуясь подсказками взрослого. Они могут звучать так: «Давай найдем зайчика. Встань рядом со столом. Сделай один шаг вперед, а теперь – два прыжка направо. Опустись вниз и проползи под стулом. Встань между шкафом и кроватью. Посмотри наверх. Там на тумбочке стоит ящик. Что внутри? Зайчик! Молодец, нашел игрушку». В этой игре можно меняться ролями, чтобы она была более полезной и интересной для малыша.

Для развития пространственного воображения можно вместе с ребенком нарисовать план детской комнаты, спортивной площадки во дворе, дорогу от своего дома до какого-то знакомого объекта и т.д. Ребенку будет интереснее сделать это не просто так, для себя, а для кого-то. Предложите ему: «Нарисуй для бабушки дорогу от дома до детского садика», «Давай нарисуем дорогу от трамвайной остановки до нашего дома для тети Кати, чтобы она не заблудилась, когда поедет к нам в гости».

Как научить детей решать элементарные математические примеры

Подготовленного с помощью приведенных выше рекомендаций дошкольника можно обучать азам математики. И первый вопрос, который встает перед родителями - как научить ребенка числам. Малышу уже знакомы на слух цифры от одного до пяти или более. Теперь надо обучить его осмысленному оперированию ими.

Делать это надо на наглядном примере. Малыши очень любят яркие предметы и легко концентрируют на них свое внимание. Для занятий по математике вы можете брать разноцветные шарики, пуговки, игрушки, специальное детское домино и т.д. С их помощью нужно будет объяснять дошкольнику решение простейших примеров. Возьмите две машинки и попросите ребенка подсчитать их. Затем добавьте еще одну и спросите: сколько получилось? Сначала следует прибавлять и отнимать только по одному предмету. А уже после того, как дошкольник в совершенстве овладеет сложением и вычитанием единицы, можно переходить к числам два, три и далее. Очень скоро ваш ребенок сможет легко оперировать в пределах от одного до пяти, позже – до десяти.

Практические рекомендации, о том, как научить ребенка учиться.

Случается, что малыш никак не может решить совсем простой, на взгляд его мамы и папы, пример. Не стоит его за это наказывать и ругать. Просто нужно вернуться немного назад в своей программе и постепенно дойти до решения не удавшегося с первого раза примера. Вообще, при обучении ребенка математике надо регулярно возвращаться к уже пройденному ранее материалу, чтобы с уверенностью закрепить его.

Как научить ребенка решать задачи

Иногда дети, в совершенстве освоившие решение примеров, сталкиваются с трудностями при переходе к математическим задачам. Иногда это случается из-за того, что в учебнике используется сложная для детского восприятия терминология. Объясните задачу на понятном для ребенка языке, и тогда ее решение не составит труда.

Как и при обучении дошкольника цифрам и числам, при решении его первых задач полезно обращаться за помощью к наглядным примерам. Это пригодится не только малышам, но и детям школьного возраста, которым нужно будет решать задачи более высокого уровня сложности - на скорость, объем и т.д.

Помните, главное условие в процессе обучения математике — научить ребенка понимать суть того, что требуется и составлять логический алгоритм решения (пошаговые действия) для достижения конечной цели.

ladushki.info

учимся математике | интернет проект BeginnerSchool.ru

Давайте сегодня поговорим о математической подготовке наших детей. Как только ребенок начинает говорить, мы начинаем его учить считать.

Сначала это всего лишь понятие «один – много». Потом мы считаем игрушки «одна – две – три», и т.д. Все родители в игре обучают детей математике и это замечательно, когда первоначальное математическое образование входит в нашу жизнь с самых ранних лет.

Когда введение в математику проходит в легкой и непринужденной форме, на предметах повседневного быта, развивается умственная самостоятельность и смекалка, которую не вложить ни в чью голову без желания. И как ребенок в детстве быстро схватывает рассказанное мамой, так и в дальнейшем он сможет понимать и изучать простейшую математику.

Многие считают, что математикой могут заниматься исключительные люди с математическим складом ума. Так же как мы не можем спорить с этим убеждением, так давайте не спорить с тем, что нет таких людей, которые совершенно не имеют никаких способностей к математике. Скорее можно сказать, что это результат неумения родителей и учителей поставить приоритет изучения математики на должный уровень.

Также многие говорят о существовании «математической памяти», без которой якобы невозможно заучить все математические правила и формулы. Согласитесь, правила и формулы можно выписать в отдельную тетрадь или взять справочник, главное в изучении математики – понять, как получилась формула, вывести ее самостоятельно.

Т. е. главное – развивать логическое мышление и смекалку. Решать логические задачи. Всех формул и правил не запомнить, особенно если постоянно их не используешь. Зубрешка таблиц сложения и умножения поможет быстро вычислять сдачу в магазине и это тоже необходимо, но сейчас столько техники у нас под рукой, например в любом мобильном телефоне есть калькулятор. Даже сдачу можно высчитать на калькуляторе, главное понимать, как это сделать.

Попробуйте решить одну логическую задачку:

В комнате четыре угла, в каждом углу сидит по одной кошке. Напротив каждой кошки по три кошки. Хвост каждой кошки указывает на  одну кошку. Сколько кошек в комнате.

Не торопитесь читать дальше, попробуйте решить эту задачку.

Наверно вы будете размышлять так:

4 кошки по углам, напротив каждой по 3 – это 16, да еще по одной кошке на хвосте у каждой, т.е. еще 16. Значит всего 32 кошки.

И будете, по своему, правы. Но ведь можно размышлять по-другому:

В комнате всего 4 кошки. Так как 4 угла и кошки смотрят друг на друга, то каждая видит напротив себя троих. А хвост каждой смотрит на одну.

Вот вам два разных ответа, на одну задачку и оба правильных. Один решен чисто арифметически, а второй логически.

И в заключении хочу сказать, не настаивайте на зубрёшке таблиц и формул если у ребенка не получается их зазубрить. Главное учить ребенка мыслить логически. А механически решать примеры и задачи они все равно будут на курсе начальной школы по математике. Удачи вам в воспитании деток.

Спасибо, что Вы с нами!

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

"Мой ребенок не понимает математику"

Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак: кто главнее – тот и умнее

(Народная мудрость)

«Ребенок не понимает математику», - как зачарованные повторяют учителя и родители при каждом «удобном» случае. «Плохая» оценка, выставленная учителем, ассоциируется с плохим пониманием математики учеником.

Логично … Если, конечно, логика у человека полностью разрушена.

А Вы уверены, что это именно ребенок не понимает математику?

… И вот что удивительно: более половины родителей вообще не понимают, о чем идет речь, когда речь заходит об этом!..

"Как объяснили – так и понял"

Существуют простые факты. И именно в силу своей простоты они неопровержимы.

Почему, например, у В.Ф. Шаталова все ученики понимали школьную математику? ВСЕ. У него учились самые обычные дети. Он не проводил «тестирование и отбор» при приеме в школу, в том числе, с участием психологов. Его будущие ученики не ходили на «подготовку к школе», стоимость которой сопоставима с обучением в ВУЗе. Его школа не была «элитной» или «школой молодых гениев».

Он частенько приглашал в свой класс детей, которые до этого «не понимали» математику и через короткое время все они - о чудо! – начинали понимать …

Начало

Кто неправильно застегнул первую пуговицу уже не застегнется как следует

Гете

Я узнал о его методике спустя много лет после окончания школы. И не обнаружил в ней ничего, что не было бы мне известно и понятно. Как и любому образованному и, при этом, нормальному взрослому человеку.

Более того.

Меня в начальной школе учила самая обыкновенная учительница начальных классов, без высшего образования. Дочь железнодорожника, Шеломенцева Виктория Викторовна (видите, даже имя запомнил, потому, что связанные с ней воспоминания – только приятные). Она использовала те самые, простые и понятные методы обучения, которые, как я узнал позже, являются Методами.

В нашем классе даже парочка отъявленных балбесов – и те «понимали математику». «Неблагополучная семья», дурное влияние улицы и все такое … Но в начальной школе я никогда - просто никогда - не слышал: «Мне это совсем непонятно…», со слезами отчаяния.

Шахматы VS математики

Представьте, что юных шахматистов начинают обучать игре следующим образом.

Сначала их заставляют выучить названия всех клеток шахматной доски. С пристрастием проводят многочисленные контрольные опросы, заставляя вспоминать названия клеток в прямом и обратном порядке, а также группами и вразброс. За малейшую неточность снижают оценки.

Когда дети усовершенствовались в «азах игры», их заставляют раскрашивать заученные клетки разными ручками: каждую в свой цвет. И, снижают оценки, если ребенок забыл, например, каким цветом следует закрасить Е2, а каким F3.

Следующий шаг в продвижении к "пониманию" состоит в том, что еще не отчаявшимся научиться играть в шахматы, показывают, как ходит пешка. И «тренируют» это. Несколько месяцев.

«Что тут такого?», спросите Вы, если никогда не изучали шахматную игру. «Постепенность».

Да, конечно.

Нецелесообразно - избыточная постепенность, которая сама по себе является признаком непонимания, изначально заложенного в «систему» обучения.

Что-нибудь напоминает? Не сомневаюсь, если Ваш ребенок грызет основы математики в современной начальной школе.

Запоминание VS понимания

Ну зачем, скажите, решать десятки, если не сотни примеров, месяцами тиражируя одно и то же действие? Вроде сложения трех простых чисел, заключенных в круглые и фигурные скобки, нарисованные разноцветными ручками.

Или, может быть,

Вы заранее знаете, что таким образом математику понять невозможно и поэтому ее следует «запомнить»?

Как требуют в школе запоминать (именно запоминать) «счет через десяток». И тупым повторением непонятого материала пытаются «продолбить» дыру в детском непонимании.

Абстрактное VS конкретного

или математика вслепую

Да, … и в «шахматной аналогии» я совсем забыл отметить, что все перечисленное выше детей заставляют делать «вслепую». То есть им запрещают использовать шахматную доску.

Вообще.

А того, кто тайком пронес в класс и спрятал под партой шахматные фигурки – наказывают.

Так же, как при обучении основам математики детям запрещают использовать любые предметы и даже пальцы.

… У меня первое знакомство с математикой ассоциируется с:

  • счетными палочками на парте

  • огромными деревянными счетами у доски.

Ну, так это же давно было … А наука не стоит на месте, понимаю ...

Питер Брейгель Старший поистине прозрел пришествие современных школьных методов преподавания математики, когда написал свою картину «Слепой ведет незрячего».

Там, кстати, все участники процесса получили плохие оценки и попадали в яму.

Так же, как в глубокое непонимание впадают те «профессионалы», которые не осознают, что

математика это абстрактное явление. И поэтому начинать изучение ее основ следует исключительно предметным методом.

Особенно, с учетом широко известного факта: аналитическое мышление у детей начинает просыпаться годам к 10. Учить же математике их начинают с 7, а то и 5-6 лет. А если ребенку не повезло, и он попал на «подготовку к школе» (не дай Бог – «элитной») - прямо в руки к учителю - шарлатану, то его шансы выбраться из ямы непонимания стремительно падают … Зато шансы попасть в объятия тех же шарлатанов, но уже переодетых в мантии репетиторов, увеличиваются по экспоненте.

(Между прочим, исследователи творчества Брейгеля заметили, что на той картине некоторые участники процесса ослеплены насильственно...)

Нисхождение

Спустимся с Небес

Почему мой сын - второклассник понимает математику?

Настолько, что вполне мог бы учиться на 3-4 класса старше? Почему, покупая конфеты в магазине, он считает сдачу быстрее, чем продавец? А арифметические действия с 2, а иногда и 3-значными числами выполняет быстрее, чем его учитель? И почему единственное, чего он не понимает в «математике» –  это какого цвета ручку следует использовать «для вот этих скобок»?

Вряд ли непонимание математики является проблемой развития Вашего ребенка.

Гораздо вероятнее, что это проблема деградировавшей системы преподавания, «переупаковавшей» свою неспособность в «неспособность» Вашего чада.

И это еще достаточно мягко сказано.

Я уверен, что Ваш ребенок МОЖЕТ ПОНЯТЬ МАТЕМАТИКУ - легко. Если Вы перестанете рассчитывать на то, что его обучат этому в школе. Иногда, конечно, случается …

Но мне представляется, что воспитание ребенка – это не тот случай, когда следует полагаться на случай …

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ

Butorov.ru

Как научить ребенка любить математику

Уже в 2-3 года малыши начинают сравнивать предметы по различным свойствам: высоте, количеству, цвету или форме. Решают простые задачи на логику. Такие навыки составляют основы математики и понадобятся детям в школе. Это означает, что родители нужно всячески поддерживать развитие этих навыков.

Ошибки в обучении счету и математике

Самая главная ошибка взрослых состоит в том, что они слишком спешат, заставляя ребенка считать, складывать и вычитать, решать задачи. Дети могут запомнить, что 2+2 — это четыре, а 10-5 — это 5. Но при этом 50% первоклашек не знают основ. Главное, что ребенок понимал, что такое состав числа, тогда все остальная арифметика будет для него легкой и приятной.

Вторая ошибка заключается в том, что малышам 5 лет предлагают заниматься математикой, решая примеры, как в школе. Детям это не интересно, они выполняют задание, но при этом сам предмет кажется для них скучным.

Как научить ребенка понимать состав числа

Самый простой и действенный способ — делать это наглядно и в игровой форме. Например, возьмите 6 конфет и предложите ребенку разделить их между вами и им. Сначала поровну — 3 и 3. Затем, скажите, что вам хватит 2 конфет. Сколько тогда останется ребенку? А если 1 конфету оставить папе, то сколько останется? таких ситуаций можно придумать много с разными предметами во время ужина или обеда. Только не надо «включать» учителя и требовать: «Ну, сколько получилось?». Старайтесь делать все в игровой форме. Этот простой наглядный способ научит малыша играючи справляться с математическими задачами.

Большую помощь вам окажут математические задания в картинках.

Если математика не дается ребенку

Есть такое понятие «математические способности». Некоторые специалисты утверждают, что дело именно в них. Другие не согласны, и утверждают, что проблема только в плохом преподавании. Если вашему чаду не интересна математика, но проявляются успехи в других науках, то, наверное, не стоит сильно переживать по этому поводу, и уж тем более ругать ребенка.

Критика и муштра не решат проблему. Детские психологи советуют не нагнетать атмосферу, не устраивать разносы по поводу неудач в учебе. Чем больше ребенок боится ошибиться, тем меньше у него шансов справится с задачей.

Старайтесь спокойнее и дружелюбнее помогать ребенку. Иногда детям помогает решить задачу ответ на решение. Нет ничего плохого в том, если ребенок подсмотрит ответ. Так ему будет проще найти решение. Для этой цели существуют сайты, которые публикуют ответы и даже решение школьных задач по математике. Например, ответы по математике 6 мерзляк.

Развивайте логическое мышление

Найдите интересные задачи на логику, их любят все дети. Логическое мышление — основа основ любой точной науки. Если ребенок освоит их, то полюбит и математику.

Примеры логических задач для дошкольников 5-6 лет

*** Мама купила три заколки: зеленую, красную и желтую. Маше — не зеленую, Ане — не желтую, Соне — не красную и не зеленую. Угадайте, какие заколки кому мама купила.

*** Павлик, Борис и Тимур живут в одном подъезде в 4-х этажном доме. Павлик – живет на 3-ем этаже, Борис – на 2-ом, Тимур – на 4-ом. На каком этаже живет их воспитательница, если на ее этаже не живет ни один из ребят?

*** Зоя, Лиза и Вика рисовали. Одна — котенка, другая — море, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала котенка и море, а Зоя — не море?…

Найти другие интересные логические задание можно на нашем сайте  тут.

И в заключение

Не ставьте целью высокие оценки по математике. У каждого ребенка свой путь, и он может быть не связан с математикой. Важно, чтобы школьные годы не стали мучением.

www.kindereducation.com


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]