1.Как научить ребенка решать задачи?
Я напишу здесь рецепт «математического счастья», и буду очень рада, если он кому-то пригодится. Статья ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, вы можете добавлять или убирать пункты в соответствии с потребностями вашего ребенка.
В течение многих лет учебы в школе Вашему ребенку придется решать огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д.
Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно, в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.
Итак, начнем с самого начала.
1. Мотивация. Увы, надо признать, наши дети глубоко демотивированы. Чья в этом вина и почему так получилось, обсуждать сейчас не хочется. И все-таки было бы не плохо, чтобы ребенок знал, для чего он этот предмет учит. В начальной школе ответ на этот вопрос очевиден: арифметика касается чисто практических задач, как то вычислить площадь комнаты или скорость пешехода. Гораздо тяжелей человеку осознать – зачем ему иррациональные числа и квадратные уравнения. Вот здесь нужно уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен! Практически к любой области человеческих знаний можно «прикрутить» математику, начиная от практического применения (будущие программисты, инженеры, строители и т.д. ну просто обязаны знать математику) заканчивая логическим мышлением и воображением, которые развивает этот предмет (дети с выраженной любовью к гуманитарным предметам считают, что им математика не нужна! Однако, может сами уравнения им и вправду ни к чему, но умение аналитически мыслить очень даже пригодится)
2.Рекомендации при решении задач:
1.Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить, что любая задача состоит из четырех частей:
1. Условие
2. Вопрос - дается ученику (и родителям!)
3. Решение
4. Ответ - выполняется учеником (или, к сожалению, его родителями)
Если Ваш ребенок не может решить задачу, то Вы не должны нервничать, злиться, кричать и решать ее за малыша, надо просто разобраться в задаче досконально, чтобы Ваше объяснение стало для него понятным.
1. Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье.
2. а) Если ребенку трудно составить краткую запись, попробуйте рисовать. Да-да-да… Мы рисуем все с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во первых, можете превратить нудное и непонятное в веселое и простое. Во вторых, поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится и «поймется».
б) Попробуйте дать ему задачу, которая содержит лишние сведения. Пускай малыш вычеркнет все ненужное.
Например:
В магазине на нашей улице продавались очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей. А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?
3. Если трудно записать план решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».
У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?
Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу.
Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.
- Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?
- Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!
- Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.
- Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!
- Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?
Нужно знать, сколько конфет у каждого.
А затем Вы вдвоем составляете план.
Используйте нестандартные ситуации. Обычно решение задач сводится к некоторому набору стандартных шаблонных упражнений, в рамках которых и происходит школьное обучение. Ничего плохого в этом на самом деле нет. Есть некий алгоритм решения одной задачи, к нему придумывается 40 подобных, и все счастливы. Так вот! Мой вам добрый совет: попробуйте это все обучение немного переиграть. Пусть у вас будет одна стандартная задача, а к ней, например, два варианта решения. Или подходящая по смыслу и содержанию логическая задача. Еще раз повторюсь, в эти дебри нужно заползать, только если ребенок уже освоил стандартные (то есть самые простые и очевидные) ходы. Иначе в голове у вашего отпрыска будет полная каша.
4. Все внимание на фразы! Математика здорово тренирует внимательность, и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.
Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок наизусть учить. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.
5. И самое главное! Не ждите, что, выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Звучит, конечно, эта фраза страшно. И тем не менее. В решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто необходимо. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более простые способы или даже доверить посчитать стоимость покупки «того-то того-то по столько-то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день»
Задачи нужно научиться «чувствовать душой»
Удачи вам и отличных оценок по математике!
sites.google.com
Задачи по математике редко даются детям, которые учатся в начальной школе, с первого раза. Это связано с тем, что многие родители уделяют мало внимания дошкольному образованию детей, развитию их логического мышления. Кроме того, многие учителя не способны заинтересовать школьников, обосновать нужность предмета в будущем, грамотно, последовательно и понятно изложить материал. В результате ребенок не просто не умеет решать задачи, он даже не хочет учиться это делать. Это можно исправить только одним способом. Ребенка нужно заинтересовать, дать ему мотивацию и стимул развиваться. Для этого нужно сделать все возможное, чтобы школьник понял, что у него есть все шансы освоить эту науку.
Петерсон – это российский педагог. Она добилась больших успехов в своей сфере деятельности. Благодаря педагогическому таланту Людмила Георгиевна написала несколько учебников, которые завоевали сердца многих учителей и родителей. Они разработаны для школьников. Книгу о том, как научить ребенка решать задачи по математике (3 класс), Петерсон Л. Г. выпустила совсем недавно, но она уже стала актуальной и востребованной. Аналогичные учебники можно найти и для остальных классов начальной школы.
Методика основана на том, что дети не просто заучивают понятия и формулы, стараясь подставить в них цифры. Они анализируют, сравнивают данные, ищут верное решение, учатся следовать алгоритмам. Этот способ обучения основан на том, что дети самостоятельно приходят к правильному ответу. Он воплощает в себе как математические задания, так и психологический подход к обучению.
В книгу о том, как научить ребенка решать задачи по математике (2 класс), Петерсон Л. Г. включила задания, которые помогают проверить, насколько ученик усвоил программу. В учебниках для всех последующих классов также присутствует практическая часть.
Решение математических заданий иногда оказывается сложным процессом даже для взрослого человека. А ребенок в первом классе и вовсе может отчаяться, когда поймет, что у него не получается справиться с этой наукой. Вы должны понимать, что малыш только недавно перешагнул порог школы впервые, если вы его не поддержите и не поможете ему освоить школьную программу, он может усомниться в своих умственных способностях.
Для первоклассника важно, чтобы вы:
В таком возрасте главная цель ребенка – это угодить вам, показать, что он достоин вас, что он не хуже других детей. Поэтому, работая с первоклассником, обращайте внимание на психологический аспект. В обучении ребенка такого возраста следует участвовать гораздо чаще, чем в школьной жизни второклассника или третьеклассника.
Чтобы научить решать задачи ученика начальной школы, воспользуйтесь рекомендациями, изложенными ниже.
Первое, что нужно сделать, сидя с ребенком, это разобрать содержание задачи. Вы должны четко осознать, к какой теме, группе относится задание, какие формулы должны использоваться при решении. Эту информацию нужно максимально понятно объяснить ребенку. Наберитесь терпения, возможно, вам придется повторить все не один раз.
Как правило, из содержания задачи исходит ход ее решения. Если школьник научится понимать, что от него требуется, ему не составит труда при наличии необходимых знаний решить любое практическое задание.
Не всегда школьник способен последовательно рассматривать все возможные решения. Родители не знают, как научить ребенка решать задачи по математике. 2 класс, например, наполняют дети, которые не способны быть терпеливыми, концентрироваться на определенном алгоритме. То же самое касается и первоклассников. Поэтому вам нужно научить ребенка составлять план решения.
Школьник должен понимать, что сначала записывается краткое условие задачи, затем делается чертеж, выписываются формулы, подбирается методика решения. Параллельно с этим постоянно напоминайте ребенку, что логическое мышление практически всегда приводит к правильному ответу, поэтому можно полагаться и на него тоже.
Объясните ребенку, что нужно решать задачу строго по составленному плану. В начальной школе редко попадаются сложные задания. Обычно их все можно решить, подставив числа в формулы. Объясните ученику, как это делается.
Также ребенок должен понять, что всем свойственно ошибаться. Пусть он не боится оступиться и написать неправильное решение. Но он не должен лениться. В случае получения неправильного ответа нужно поискать другой путь к решению.
Ребенок должен уметь проверять правильность подобранного решения. Наиболее распространенной методикой проверки является прикладка. Это способ мышления, при котором ученик представляет, мог бы получиться такой ответ или нет, если бы задача была задана не на уроке, а в жизни.
Также можно научить школьника составлять обратные задачи. Для этого измените формулировку условия таким образом, чтобы в результате могло получиться уже известное заранее число. Решите эту задачу, чтобы убедиться в правильном ответе.
Вы должны понять, что нельзя постоянно контролировать ребенка во время обучения. Это приведет только к тому, что он перестанет мыслить логически, поскольку постоянно будет полагаться на умственные способности папы с мамой. Его психология сработает таким образом, что он и вовсе будет думать, что ему это не нужно, а нужно только вам.
Если вы успешно учили ребенка решать задачи в 1 и 2 классе, то третьеклассник должен самостоятельно это делать. Он может обращаться к вам за помощью, вести дискуссии, просить проверить правильность выполненного задания, но в суть его он должен вникнуть самостоятельно. Это наиболее эффективная методика обучения, которая подготовит школьника к среднему звену.
Таким образом, ваше участие в учебном процессе ребенка приведет к положительному результату, если оно будет обоснованным, умеренным. Проявляйте терпение, регулируйте свое присутствие в школьной жизни малыша, следуйте рекомендациям выше, чтобы в будущем ученик умел самостоятельно анализировать любое явление и находить решение к абсолютно любой задаче.
fb.ru
Математическая наука достаточно сложна для детей. И если ребенок не уяснит, как правильно решать задачи, то в последующем он не сможет хорошо учиться, ведь все накапливаемые им знания будут ложиться на слабый фундамент, который он сумел построить в начальной школе.
И если родителям кажется, что в жизни простого обывателя математика совершенно не нужна, то они заблуждаются. Ведь существует много профессий, которые связаны с вычислением – инженеры, строители, программисты и другие.
Даже если ваш ребенок не собирается идти по этому пути, все равно ему в жизни очень пригодится аналитическое мышление, которое и развивается благодаря умению решать всевозможные задачки.
Самое основное, чему нужно научить свое чадо – понимать смысл задачи и уяснить, что именно требуется найти. Для этого текст должен быть прочитан столько раз, сколько будет необходимо для понимания.
Уже во втором классе ребенок должен четко понимать, что такое «в» 3 раза меньше, увеличить «на» 5 и т.д. без этих элементарных знаний он не сможет решать простейшие задачки и будет постоянно путаться.
Всем известно, что повторение и закрепление пройденного материала крайне необходимо. Не стоит пускать обучение на самотек, думая, что ребенок запомнил и усвоил тему. Следует ежедневно решать небольшое количество задач, и тогда ребенок всегда будет в тонусе.
Если родители не знают, как помочь школьнику, то начать нужно с самого простого – с составления собственных несложных задачек. Их можно брать непосредственно из жизненных ситуаций.
К примеру, у мамы 5 конфет, а у дочери 3. Можно попробовать несколько вариантов вопросов. Сколько конфет у них вместе? Или же, на сколько у мамы сладостей больше, чем у дочери. Такой способ заставляет ребенка заинтересоваться нахождением ответа, а интерес в этом деле – основа для верного ответа.
Также необходимо знать, как научить ребенка составлять условие задачи. Ведь без грамотной записи вряд ли получится найти верное решение. В условии для начальных классов, как правило, вписываются две данные цифры, а затем следует вопрос.
Обычно в возрасте 9-10 лет дети уже неплохо справляются с поставленным заданием. Но если в первых классах что-то было упущено, то следует немедленно восполнять пробелы, ведь иначе в старших классах ничего кроме двойки ученик заработать не сможет. Очень помогают старые советские учебники по математике, в которых все изложено намного проще, чем в современных.
Если ребенок не понимает самой сути и не видит необходимого алгоритма действий для решения, то ему следует на наглядном примере показывать условие. То есть нужно просто рисовать то, что записано цифрами и словами. Так, в черновике могут быть и машины, скорость которых необходимо узнать, и мешки с картошкой – все, о чем идет речь в задаче.
Статьи по теме: Сколько слов в минуту должен читать первоклассник? В первый класс дети должны прийти с немалым багажом накопленных знаний и умений. Большое значение уделяют чтению, ведь с первых дней ученики должны усваивать большое количество материала, который они черпают, в том числе из книг. Обсудим далее существующие нормативы по технике чтения. | Интеллектуальные игры для старшеклассников Старшеклассникам нужна постоянная подпитка для ума так же, как и младшим ребятам, и тут на выручку снова приходят игры, но они должны быть уже намного сложнее. В этом плане лучшим выбором станут различные интеллектуальные игры. |
Сегодня во многих школах, начиная с первых классов, каждому ученику необходимо иметь свое портфолио, которое рассказывает о ребенке, отражает его достижения и умения, успехи в учебе и увлечения. О том, как его создать, расскажем далее. | Портфолио старшеклассника Портфолио старшеклассника – это «лицо» ученика. За годы обучения ребятам есть, что поведать о своих навыках и достижениях и они находят свое отражение в нем. Сегодня у каждого ребенка, особенно старших классов, должна быть такая папка. |
WomanAdvice.ru
Далеко не все младшие школьники любят математику. Для начала объясните ребенку, почему важно уметь считать, складывать, вычитать и т.д. Например, расскажите ему, что в магазине ничего не купишь, если ты не знаешь математики, т.к. за каждый товар нужно заплатить определенную сумму. А для чего нужны знания по геометрии? Как без измерений построить дом? Если знаешь размеры кирпича и дома, который будет строиться, тогда можно рассчитать, сколько необходимо кирпичей. Даже рубашку нельзя сшить, не зная размеров рукавов и под каким углом их пришивать к основному изделию. Теперь рассмотрим, как научить младшего школьника решать задачи по математике.
Алгоритмы решенияВ основе любой задачи должна быть жизненная ситуация, понятная и интересная для ребенка определенного возраста. Рассмотрим, как научить ребенка решать задачи по математике.
Для начала ребенка необходимо научить решать математические примеры, чтобы закрепить знания таблицы умножения, сформировать простые навыки сложения, вычитания, деления, умножения. Когда у вашего чада закрепились основные математические умения, приступайте к решению задачи. Оно должно состоять из таких действий:
Чтобы ребенок лучше осмыслил содержание задачи и необходимые для ее решения действия, обязательно используйте наглядность – рисунки, таблицы, различные предметы и т.д. Хорошо, если школьник сам графически изобразит условие.
Очень полезно, чтобы младший школьник научился самостоятельно составлять задачи по данному решению. А фабулу связывал со своим жизненным опытом и наблюдениями. Это поможет ему лучше понять практическую значимость математических задач, их структуру и приемы решений.
Рассмотрим, как научить ребенка решать задачи с уравнениями. Их решение имеет такую последовательность:
Приведем алгоритм действий:
Самое важное при решении геометрических задач – это найти нужную теорему. Исходя из того, что любая теорема устроена из объектов и взаимосвязей между ними, подобрать необходимую для определенной задачи будет не так сложно.
Таким образом, мы рассмотрели, как научить ребенка решать задачи по математике. Обучайте свое чадо с терпением, ведь математика для детей – нелегкий предмет.
Статьи по теме: Осенняя ярмарка в школе – что приготовить? Каждую осень в школах проводят ярмарки, посвященные осенним праздникам, сбору урожая. Поэтому перед мамочками сразу стает дилемма, что такого вкусного и интересного приготовить с ребенком, чтобы принести на школьную ярмарку. | Что такое месячные у девушек? Это предстоит узнать каждой молодой девушке, и лучше, если в этом вопросе просветит ее мама, ведь она сможет подать точную информацию в доверительной форме, не искаженную и нужную в том количестве, что отвечает возрасту и потребностям ребенка, опустив ненужные пока подробности. |
Детские танцы на Новый год в школе В школе новогодние утренники проводят не менее увлекательно, чем в детском саду, но вот возможностей тут уже намного больше, ведь дети уже в состоянии подготовить красивые номера для выступлений, где немалая часть отводиться танцам - групповым, парным и индивидуальным. | Выбор презента для ребенка-подростка - задание непростое. Ведь у ребенка уже есть свои предпочтения, потому нужно подойти к вопросу серьезно и определиться, что нравится ребенку. Далее разберемся, что же можно подарить повзрослевшему ребенку. |
WomanAdvice.ru
Ох уж эти задачи!
Сколько мемов и шуток ходит в интернете, сколько фотографий перечеркнутых на первый взгляд правильных решений! Сколько родителей и детей вспоминают всех дальних родственников, кто может «помочь» решить задачку в третьем классе.
Так ли ужасна программа и как научить ребенка решать задачи?
Решение задач — это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся и одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка. В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.
С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен: — уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного; — уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми; — уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия; — уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики;
— умение составлять задачи.
gladtolearn.ru