Как научить ребенка складывать слоги


10 правил как научить ребенка читать по слогам

Вы здесь: Главная >> Семья >> Как научить ребенка читать?

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили.  И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело  в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Содержание материала:

1) Выбираем лучшую методику обучения 2) Учим гласные и согласные 3) Повторяем и еще раз повторяем 4) Начинаем читать по слогам 5) Читаем несложные слоги 6) Переходим к сложным слогам 7) Начинаем читать слова 8) Следим за произношением 9) Не забываем про возраст 10) Учимся играя

Итак, вот основные правила:

1) Первое. Совет по выбору методики и пособия.  Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал. Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе.Как правильно учить гласные и согласные. Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э. Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л. Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.

Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье. Повторение-мать учения. Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.Читаем по слогам. А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется. Разберем слог «Ма».

Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так  и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.Учим несложные слоги. Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков,  например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.

Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.Учим более сложные слоги. Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.

Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Седьмое.Учим читать первые простые слова.А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Восьмое.Следим за произношением. Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов. Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.

Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое.В каком возрасте надо учить ребенка читать?Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой. Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.

Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.Учимся играя. Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Сделать заметку и поделиться

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт. А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Ну и напоследок несколько методик обучения чтению детей + видео:

1) На этом видео представлена традиционная методика:

2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):

Девочки, записываемся: http://vk.com/sebenazametkusite

Полина Васильева специально для сайта Sebe-na-zametku.ru 29.06.2012

sebe-na-zametku.ru

Как научить ребенка слогам?

21.08.2014

Обычно ребенка довольно легко научить буквам алфавита, а когда дело доходит до чтения слогов, возникают проблемы. Как научить ребенка слогам, чтобы вызвать у него интерес к чтению? Для этого существует специальная методика, следуя которой можно быстро разобраться, как научить ребенка слогам, а затем и чтению слов. Но для начала следует выяснить, какой возраст лучше всего подходит для начала уроков чтения.

В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?

Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.

Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте. Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново.

Как научить ребенка читать слоги?

Обучение чтению следует начинать с изучения алфавита. Учить буквы лучше всего с применением специальных наборов: это могут быть цветные кубики или магнитная доска с буквами, букварь с картинками или самостоятельно вырезанные из бумаги цветные буквы. Кстати, чтобы научить ребенка чтению по слогам, необязательно, чтобы он знал все буквы алфавита. Запоминание букв и обучение технике чтения можно совмещать.

Сначала рекомендуется выучить открытые твердые гласные: А, О, У, Ы, Э. Затем показать ребенку звонкие согласные: М и Л. Очень важно произносить согласные буквы только звуками, которые они обозначают. Не нужно произносить их так, как они правильно звучат в алфавите – «эм» и «эл», иначе потом ребенку будет сложно понять, как составлять из букв слоги.

После этого можно приступать к изучению глухих и шипящих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К. Регулярно повторяйте пройденный материал. Перед изучением новых звуков вспоминайте те, что вы выучили на предыдущем занятии. После того, как ребенок будет знать часть гласных и согласных звуков, можно приступать к чтению по слогам.

Как научить ребенка складывать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Для начала просто объясните малышу, как буквы складываются в слоги: возьмите две буквы, гласную и согласную, и покажите, как одна буковка бежит ко второй, одновременно озвучивая, как из них получается слог. Например, буква М бежит к букве А, и получается слог «м-м-м-а-а-а».

Не стоит ожидать, что ребенок сходу научится читать слоги, так как ему требуется время, чтобы понять этот принцип. Просто показывайте ему, как гласные и согласные буквы соединяются в разные слоги. Скорее всего, малышу будет неинтересно соединять буквы друг с другом просто так, по требованию взрослого. Как научить ребенка читать слоги, чтобы он делал это самостоятельно и с увлечением? Для этого вам понадобятся игры, направленные на то, как научить ребенка слогам.

Веселый паровозик. Для игры понадобится машинка с кузовом или паровозик с прицепом и карточки с буквами. Возьмите гласные буквы, которые ребенок уже хорошо запомнил, и разложите их по кругу на расстоянии друг от друга. Положите какую-нибудь согласную букву в вагон паровозика и покажите ребенку, как она едет к какой-нибудь станции (гласной букве). Пока ребенок везет букву, он должен тянуть звук (например, если в вагоне буква М, пока она едет до станции, ребенок должен произносить звук м-м-м). Когда паровозик подъезжает к гласной букве, малышу нужно соединить согласную букву с гласной, произнеся слог (м-м-м-м-а-а-а-а).

Лента с движущимися буквами. Все, что нужно для этой развивающей игры – бумага, ножницы и карандаши или фломастеры. Выберите любое изображение, в котором можно нарисовать окошко – домик или машинку, нарисуйте его и раскрасьте. Можно распечатать и готовый рисунок. Затем сделайте надрезы по боковым краям окошка домика или машинки. Нарисуйте на бумажной ленте гласные буквы А, Е, О, У, И, Ы, Э, Я (ширина ленты должна быть такой, чтобы она поместилась в надрезы на окошке). Рядом с окошком приклейте прозрачный кармашек, куда можно вставить букву (это можно сделать с помощью кусочка полиэтилена и скотча). В этот кармашек по очереди вкладывайте согласные буквы М, Л, Н (самые простые), а затем вставляйте в окошко линейку с гласными и протягивайте ее, показывая ребенку, как из букв получаются слоги.

Теперь вы знаете, как научить ребенка складывать слоги в наиболее понятной для него игровой форме. При обучении не забывайте использовать не только такие слоги, в которых первой буквой является согласная, но и те, где сначала идет гласная: АВ, ОМ, ОВ, АЛ и т.п. Перед тем, как научить ребенка соединять слоги в слова, дайте ему почитать слоги в букваре в течение некоторого времени, чтобы он мог немного потренироваться и закрепить новое умение.

Как научить ребенка соединять слоги в слова?

Чтобы научить ребенка соединять слоги, можно использовать такие же игры, но вместо отдельных букв использовать слоги. Для начала учите самые простые слова «ма-ма», «ка-ша», «мо-ло-ко» и т.п., так как важно не столько научить ребенка чтению сложных слов или большому количеству слов, сколько сформировать у него понимание основных принципов чтения и умение применять их самостоятельно. Используйте в обучении не только игры, но и букварь с картинками.

Применяя эту последовательность, научить ребенка составлять слоги и затем соединять их в слова можно примерно за 1,5–2 месяца.

Оцените статью:

Читайте также на mezhdunami.net

mezhdunami.net

Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог?

Если ребёнка обучают складывать буквы в слоги, значит, занимаются с ним по звуковому методу. А это логическая и понятная цепочка обучения чтению: звуки (вместе с их визуальным буквенным изображением) → слоги → слова → предложения.

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Складывание звуков в слоги

Чтобы объяснить малышу способ соединения двух букв в слог, можно использовать несколько приёмов, игр.

Способ, предложенный и описанный в «Букваре» Н.С. Жуковой

Написав (или выложив карточки, магниты) две буквы на некотором расстоянии друг от друга, соединять их указкой или карандашом. Одновременно нужно проговаривать первый звук, пока он не «добежит» до второго. Ребёнку нужно пояснить: «Тяни первую букву, пока ты вместе с ней по дорожке не добежишь до второй». Можно нарисовать мальчика, бегущего между звуками и говорить малышу: «Тяни 1-ю букву, пока ты вместе мальчиком по дорожке не добежишь до второй». При этом малыш проводит пальчиком (карандашом), соединяя литеры.

По такому же принципу можно нарисовать, как одна буква удочкой ловит другую, изобразить их в виде частей поезда. Словом, главное, чтобы ребёнку было понятно и интересно.

Так вначале детей учат соединять гласные буквы («уа», «ау» и т.д.), затем обратные слоги («ам», «ус»…) и в третью очередь уже прямые. Если у малыша никак не получается сложить два определённых звука, можно попробовать поработать с другими. Скажем, вместо «М» взять «С».

Смена букв

Понадобятся карточки. Взрослый показывает одну букву – малыш её читает. Одновременно подносится издалека вторая литера, а первая убирается, и ребенок тут же переходит к озвучиванию новой литеры. Проделывать это нужно так, чтобы малыш называл слог целиком без разрыва: М М М М А А А А,

С С С С О О О О.

Пропевание слогов (Логоритмика)

Многократное пропевание слогов – это маленький, но часто очень действенный приём. Многие дети лучше воспринимают и легче понимают соединение букв в слоги, если их показывать и петь: МА – МО – МУ, БА – БО – БУ и т.д.

Примеры:

Са-са-са…

Жу-жу-жу…

Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.

Пропевать склады можно, складывая их любым из способов. Однако не стоит так же складывать и слова потом – ребёнок может попевать предложения слогами даже без пауз.

Дружба звуков

Это весёлая обучающая игра, которая может подойти детям как 3,5, так и 6 лет в зависимости от индивидуальных особенностей. Нужно взять мяч и объяснить ребёнку, что звукам очень хочется дружить, и нужно им в этом помочь. Взрослый говорит: «М» хочет подружиться с «А», – и бросает мяч малышу. Он его ловит и кидает обратно, говоря: «МА». Далее: «О» хочет дружить с «М», – мячик летит к малышу, который возвращает его с сопровождением: «ОМ».

Играть можно и без мяча, прося ребёнка подружить, к примеру, «Б» и «А». Полезно развить упражнение, предлагая помочь разным звукам поладить с каким-то одним: «Давай поможем буквам подружиться с «У». Взрослый называет: «М». Ребёнок отвечает: «МУ». «С» – «СУ» и так далее.

Так малыш научится соединять буквы на слух.

Заключение

А чтобы обучение максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме

Как бы ни обучали ребёнка соединять буквы в слоги, нужно понимать, что для малыша это может оказаться тяжёлым трудом. А чтобы его максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме, придумывать собственные уловки, много раз повторять одни и те же звуки и способ их складывания. Зато, когда ребёнок твёрдо освоит соединение букв в слоги, читать в дальнейшем он будет без ошибок.

detki.today

Как научить ребенка читать по слогам легко и быстро - по букварю Жуковой

В советские времена обучение чтению было заботой учителей. Сегодня первоклассники, переступившие порог школы, умеют читать, писать печатными буквами и начинают постигать иностранные языки. И хоть такой внушительный багаж умений и навыков не является обязательным требованием к будущему ученику, многие родители с раннего возраста занимаются образованием отпрыска, чтобы он не отставал от сверстников, легко и быстро усваивал сложную школьную программу. Как научить ребенка читать по слогам без педагогического образования и специальных знаний? Превращаемся в учителей!

Определяем уровень подготовки

Чтобы правильно поставить образовательные задачи, надо сначала определить уровень подготовки малыша и вовремя устранить «пробелы». Не начинайте обучение чтению, если:

  • речь дошколёнка ещё не сформировалась, он не может правильно составить предложение, не в состоянии воспроизвести небольшой рассказ;
  • присутствуют проблемы логопедического характера (малыш должен не только правильно произносить звуки, но и соблюдать в своей речи ритм и мелодику);
  • ребенок путает пространственные понятия (право/лево, вверх/вниз);
  • плохо развит фонематический слух (умение определять звуки в слове, их позицию);
  • концентрируется на одном объекте менее 10 минут.

Сначала устраняем имеющиеся проблемы и только потом учим читать. В противном случае процесс затянется, быстро надоест ребёнку и хороших результатов не принесёт.

«Освежаем» материал в своей голове

Родители могли позабыть последовательность букв в алфавите, как они правильно называются. Поэтому открываем учебник и вспоминаем.

Разберитесь изначально сами, чем буква отличается от звука. Для тех, кто не помнит: буквы мы видим, звуки – произносим. Букв 33, звуки, которые они обозначают, бывают согласными и гласными. Первые ещё делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Пока этого достаточно, остальное повторите, когда ребенок станет первоклассником!

Настройтесь психологически на процесс:

  1. не ждите скорых результатов, чтобы они появились, потребуются систематические и последовательные занятия;
  2. будьте готовы к многократному разъяснению одного и того же;
  3. находитесь в постоянном поиске новых способов и средств обучения.

Разбираемся в методиках

Буквально недавно детей учили читать по одной системе, основанной на фонетическом методе – изучение звука и лишь потом его графического обозначения – буквы.

Авторские методики: 1) Зайцева, 2) Домана, 3) Монтессори

Сегодня доступно огромное количество методик, предполагающих различные подходы к обучению.

Например:

  • Кубики Зайцева учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова.
  • Методика Домана — предлагает запоминать написание целых слов.
  • Шершавые буквы Монтессори помогают изучить алфавит через сенсорные способности.

Любую методику сложно назвать безупречной, ведь и у них есть недостатки. Поэтому лучше обратиться к старому доброму звуко-буквенному методу, а Монтессори, Доман, Зайцев и другие новаторы, помогут разнообразить занятия.

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э». Потом сонорные согласные – «М», «Н». На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог. Например, «М» спешит к «O», произносим слитно «М-м-м-о-о».

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («МА»), но и сложные «гласный-согласный» («АМ»), слияния трех звуков («АРО», «ПРА»).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

— Назови первую букву – просит родитель.— «Х»,- отвечает малыш.— К какой букве бежит «Х»?— К букве «А».— Выходит: «Х-х-х-А». Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Никогда не произносите звуки в слоге отдельно друг от друга! Например, «Н» и «О» — «НО». Такой способ может надолго затянуть процесс обучения. Приучайте ребенка читать нараспев: «Н-н-н-о».

Что ещё поможет складывать слоги

Отличным способом научиться слитно произносить слоги является пение звуков. Этому часто учат воспитатели в детских садах. Произношение нараспев помогает многим деткам. Некоторые, увлекаясь, могут пропеть слитно целое предложение и даже абзац.

Тематический материал:

Надо постоянно напоминать дошколенку о паузах между словами и предложениями. Пропел слово – остановился, пропел следующее, снова пауза. Не переживайте, постепенно паузы будут сокращаться, пока чтение не станет осмысленным и выразительным.

Легче всего дети обучаются в игре. Запомнить новую букву поможет азбука в картинках (к изучаемой букве прилагаются изображения предметов, в которых она встречается), объемные буквы (вылепленные из глины, деревянные и т.д.), шершавые буквы Монтессори, кубики. Изучили букву, изготовили для нее пособие и складываем слоги.

Что советуют логопеды

Если ребенку около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) — не торопитесь, отложите занятия до 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и малыш осилит науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале желательно знакомить со слогами, где две гласные («АУ»), потом — где звонкая согласная с гласной («БА», «РО», «МЫ»), напоследок остаются шипящие и глухие («ТА», «ХЕ», «ШИ») и пары гласная-согласная («АМ», «ЕР», «УН»).

Освоив слоги, переходите к чтению простейших слов: МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА. Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного материала. Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, проверяйте усвоение прочитанного.

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

На фото текст «На лугу». Произносим слоги нараспев: «Вот (пауза) лу-жок (пауза). Тут (пауза) бро-дит (пауза) со-ба-ка (пауза) Дру-жок.» и т. д. После чтения спрашиваем ребёнка: «О чём текст? Где бродит собака? Как её зовут?». Если ребёнку сложно сразу ответить, позволяем ему найти ответ в тексте.

Длительность первых занятий для дошкольников 4-5 лет — менее 15 минут, далее их увеличивают до получаса.

Дети 5-7 лет быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Желательно использовать раскраски с изображением, так дошкольник отдохнёт и моторику потренирует.

Интерактивные технологии

В качестве вспомогательного (не основного!) средства стоит использовать онлайн игры и приложения. Большинство подобных программ бесплатны для пользователей и доступны на устройствах на базе Андроид. Например, программа «Azbuka Рro».

Некоторые сайты предлагают выполнение упражнений в режиме онлайн. Например, «Весёлый паровозик» или «Бериляка учится читать». Если онлайн обучение вам неудобно, можно бесплатно скачать специальные диски с готовыми уроками или развивающие видео.

Конечно такие занятия очень по нраву современным деткам, которые обожают высокотехнологичные устройства. Но не забывайте, что чрезмерное увлечение ребенка даже полезными онлайн-играми и видео может сказаться на зрении и эмоционально-психическом здоровье. Поэтому подобные средства обучения лучше использовать для закрепления знаний или во время отдыха между кроплением над книгой.

10 полезных игр

Никогда не заставляйте ребенка насильно выучивать буквы. А чтобы домашние уроки не превратились в скучные и монотонные занятия, разнообразьте их играми.

  1. На развитие зоркости. Напишите 10 букв, попросите малыша отыскать среди них ту, которая обозначает согласный звук. Подберите пары слов, отличающихся одной буквой (рок-рог). Предложите ребенку объяснить различия.
  2. Для беглого чтения. Когда дитя научится быстро читать, поиграйте в такую игру. Вы называете слово, он ищет это слово в тексте.
  3. Дыхательное упражнение. Дитя набирает побольше воздуха и на выдохе читает ряд согласных звуков (около 15). Вначале это будет не легко, но после нескольких тренировок, ребенок осилит упражнение.
  4. Слоговые таблицы. Данное пособие широко используется на уроках чтения в первом классе. Вначале взрослый чётко читает буквосочетания, а ученик следит и повторяет. Потом организовывается чтение на время. В игре родитель называет слог, а ребенок быстро его находит. Или взрослый произносит начало слова, а ребенок отыскивает его окончание в таблице и произносит слово слитно.  
  5. На постановку ударения. Следите, чтобы при чтении дошколёнок правильно произносил слова. Это чёткое звучание букв и верно проставленное ударение. Поможет такая игра: взрослый подбирает слова из нескольких слогов и произносит их так, чтобы ударение падало на разные гласные. Малыш внимательно слушает и говорит, как поставить ударение правильно.
  6. Развитие внимание. Ученик быстро читает текст, родитель резко останавливает его и просит оторваться от книги и немного отдохнуть. Затем по команде дошкольник должен быстро найти место, на котором остановился.
  7. Чтение по ролям. Многие родители ошибочно пренебрегают выразительностью чтения. Между тем без этого многие дети читают текст «на автомате», не задумываясь над прочитанным. Возьмите любую сказку с диалогами (например, «Теремок») и предложите игру — озвучивать животных на разный лад.
  8. Развитие мышления. Приготовьте для игры мешок, в который положите деревянные или глиняные буквы. Цель игры: ребенок с завязанными глазами нащупывает буквы, угадывает и составляет коротенькое слово.
  9. Фонематический слух. Правила аналогичны игре «Города». Дитя слышит первый или последний звук слова и придумывает новое на определённую тематику. Либо вы называете слово, а ученик хлопает в ладошки, услышав заранее оговоренный звук, и говорит, в какой части он находится.
  10. Звуковая дорожка. Главным требованием к первокласснику, как говорилось выше, является вовсе не умение читать, а распознавание и классификация звуков. Для этого используйте звуковые дорожки. Обозначая каждый звук определенным цветом (гласный – красным, твердый согласный – синим, мягкий – зеленым), составляйте схемы слова. Их можно просто рисовать или выкладывать цветными фишками. Например, схема слова «ночь» будет состоять из трех звуков: синий, красный и зеленый.

При правильном подходе выучить ребенка читать по слогам достаточно просто. Гораздо важнее привить интерес к чтению, сделать его вдумчивым и регулярным. Ведь, как подтвердит любой педагог, грамотность человека и красота его речи зависит от количества прочитанного.

От слогового чтения — к беглому

Если дошкольник уже научился читать по слогам, освоить беглое чтение совсем несложно в домашних условиях.

Прочитайте предложение и попросите ребенка его повторить. Затем увеличьте количество предложений до 3 и более.

Помните! Во время упражнения исправлять интонацию, напоминайте про логические паузы.

Также можно подобрать текст, где вместо некоторых слов картинки. Следующий этап — исключить картинки из текста, а недостающие слова вставлять, ориентируясь на смысл предложения.

Обучить ребенка легко, когда он занимается с удовольствием, поэтому старайтесь преподносить материал так, чтобы было интересно. И не важно, какими методиками вы пользуетесь. Проявите фантазию и откройте собственный способ обучения. Ведь только вы знаете интересы своего дошколенка.

(8 голосов, в среднем: 5 из 5)

RearChildren.ru

Как научить ребенка читать по слогам - как научить ребенка соединять буквы в слоги

Часто родители спрашивают: «Когда необходимо учить малыша читать, сколько времени понадобится для успешной подготовки к школе?». Существует множество методик по обучению детей чтению. По одним учить читать предлагается 1,5-2 лет, по другим - непосредственно за год до школы. Какой компромисс выбрать?

Когда надо начинать учить ребенка чтению?

Алфавит русского языка для детей

Затронем немного аспект развития малышей. У детей дошкольного возраста еще не сформировано произвольное внимание, ребенок часто отвлекается на малейшие внешние раздражители. Только к шести годам малыш учится управлять вниманием самостоятельно. Поэтому занятие у дошкольников должно длиться не более 15 минут, в противном случае малыш устанет, начнет отвлекаться и потеряет интерес к чтению.

У детей дошкольного возраста хорошо развито наглядно-образное мышление, иначе говоря: «Что вижу - то понимаю». Это значит, что ребенок усваивает объяснение материала только в том случае, когда оно сопровождается иллюстрированием. Под иллюстрированием понимают не только картинки с буквами, но и анимацию, рисование, конструирование и прочие виды деятельности. Для формирования правильного произношения ребенок должен видеть и слышать, как произносится звук.

Прежде чем начать обучение чтению, необходимо ответить на вопросы:

  • как разговаривает ребенок: предложениями или отдельными словами;
  • насколько правильно малыш произносит отдельные слова;
  • какие звуки ребенок не выговаривает;
  • правильно ли выполняет малыш простые инструкции.

Если малыш плохо разговаривает, не выговаривает отдельные звуки или имеет какие-либо еще логопедические проблемы, не умеет выполнять то, что попросила мама, торопиться с обучением чтению не рекомендуется. Такого ребенка очень трудно научить читать, неудачи в процессе обучения могут отбить желание учиться. Изначально рекомендуется решить с логопедом речевые проблемы, а затем приступать к обучению чтению.

Категорически запрещается учить ребенка читать, когда он этого не хочет, особенно с применением физических наказаний.

Малыш озлобится, в дальнейшем перестанет учиться в школе. Процесс обучения необходимо организовывать по взаимному желанию в игровой форме. Одни дети с удовольствием учатся читать по книжке, других можно научить только в игровой форме. Подбор правильной методики обучения чтению - залог быстрого и успешного усвоения материала.

Оптимальным возрастом для обучения чтению является период от 3 до 7 лет в зависимости от развития малыша. Многие дети до 5 лет не понимают смысла прочитанного, поэтому быстро теряют интерес к учению. К началу обучения чтению ребенок должен уметь объяснять свои мысли, рассказать, что видит на картинке, выполнять простые инструкции. Он должен желать учиться без указки родителей.

Как научить ребенка читать по слогам?

Для обучения чтению рекомендуется приобрести пособие Н.С. Жуковой «Букварь», в котором сочетается оригинальная методика автора по обучению чтению с логопедическим компонентом. Почему именно он? Во-первых, по структуре и иллюстрациям пособие отличается от школьных аналогов. Во-вторых, в книге доступно объясняется на начальных этапах, как соединять буквы в слоги. Богатый иллюстративный материал и дополнительные задания внизу страницы помогут закрепить выученный материал.

Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно.

Перед изучением новой буквы обязательно необходимо повторять пройденный ранее материал. Для этого подбираются для чтения слова, где присутствуют выученные буквы и слоги. Это способствует запоминанию и закреплению материала.

Нельзя учить читать ребенка по слогам, если он не знает букв, из которых состоит слог. Для составления слогов малышу нужно знать основные гласные: А, О, У, Э, Ы. Ребенок должен понимать, как формируется слог. В пособии Н.С. Жуковой данный материал качественно проиллюстрирован. Рассматриваем картинку на странице 14:

- Какая первая буква? - спрашивает мама.

- М,- отвечает малыш.

- К какой букве бежит М?

- К букве А.

- Вот и получается: М-м-м-А. Пока буква М бежит к А нельзя останавливаться: они произносятся слитно друг возле друга.

Когда малыш выучит 2-3 таких сочетания, он уже будет понимать принцип построения слогов и дальнейшие звуки начнет складывать самостоятельно. Такая методика позволяет на лету складывать слоги и перейти на поздних этапах к беглому чтению. Сложные слоги, которые состоят из трех и более букв, учат тогда, когда малыш без затруднений составляет и произносит слоги из двух букв.

Не рекомендуется в процессе обучения чтению по слогам произносить каждую букву по отдельности, например, М и А будет МА. В этом случае период чтения по слогам значительно затянется. Лучше произносить нараспев: М-м-м-А, такой способ чтения способствует зрительному запоминанию слогов и более быстрому переходу на чтение по словам.

При чтении слов следует обращать внимание на две вещи. Первое: ребенок должен плавно соединять слоги в слове. Второе: делать паузы между словами и понимать прочитанное. Рассмотрим на примере: откроем страницу 33 пособия Н.С.Жуковой.

Перед нами предложение: «У На-ты но-ты». Читаем нараспев: «У [пауза] С-с-с-А-а-а-Ш-и [пауза] У-у-Ш-и». Задаем вопросы: «О чем ты прочитал?», «Что у Саши?», «У кого уши?». Подобные вопросы способствуют пониманию прочитанного текста. Если малыш затрудняется сразу ответить на вопрос, его просят найти ответ в предложении.

Можно ли быстро научить ребенка чтению?

Научить ребенка быстро читать можно только при систематических занятиях. Заниматься с малышом рекомендуется в одно и тоже время. Длительность занятий составляет 10-15 минут. Когда малыш научится составлять слоги, занятия постепенно увеличивают до 30 минут.

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Ребенку предлагают раскрасить выученную букву и прописать печатный вариант. Таким образом, у малыша не только работает запоминание, но и развиваются мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму. Картинка должна быть крупной, иллюстрация не должна отвлекать от буквы, содержать возможность обвести букву по пунктиру и прописать ее в строке.

Также можно закреплять выученный материал с помощью кубиков с буквами. Для этой цели оптимально подойдут «Умные кубики» с тренажером для письма. Малыш не только будет механически соединять буквы в слоги, произносить полученные сочетания, составлять слова и предложения, но и обводить контуры каждой буквы в трафарете.

Как научить ребенка читать бегло?

Для того чтобы научить читать бегло, используют различные методики. Рассмотрим несколько. Следует помнить, что для обучения беглому чтению необходимо освоить весь алфавит, уметь читать по слогам.

На первом этапе взрослый читает первое предложение, предлагает ребенку за ним повторить. Далее читают 3-4 предложения, малыш повторяет. В процессе чтения необходимо корректировать интонацию, расстановку логических пауз, исправлять ошибки в словах.

Далее берется текст, в котором некоторые слова заменены картинками. Ребенок читает предложения, подставляя слова по картинке. Когда с такого рода текстами малыш легко справляется, предлагают тексты с пропущенными словами без картинок. Пропущенные слова должны быть такими, чтобы они легко узнавались по смыслу. Ребенок должен интуитивно подставить недостающее слово.

Особое внимание следует уделять чтению слов с предлогами. Слова с предлогами должны читаться слитно. Для тренировки можно подбирать печатные тексты, в которых убирать предлоги. Ребенок учится подставлять их по смыслу, вырабатывается беглое чтение.

www.BabyBlog.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]