Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.
Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.
Содержание статьи:
Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.
Особенности:
Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.
Узнайте инструкцию по применению препарата Аквалор Беби для новорожденных.
О симптомах и лечении аллергии на клубнику у ребенка прочтите в этой статье.
Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.
Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.
Основные причины:
Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.
Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.
Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:
Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.
Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.
Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.
Узнайте об отклонениях и норме количества лимфоцитов в крови у ребенка.
О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано на этой странице.
По ссылке http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/enterofuril.html прочтите о применении и дозировке Энтерофурил суспензии детям.
Полезные советы:
Ещё несколько полезных советов:
Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.
Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:
razvitie-malysha.com
Из журнала пользователяБеБеБешка
19 февраля 2013, 10:57
не говорит и все, кису мишку показывает мяукает и рычит… мама стал очень редко говорить… папа бывает выскальзывает но тоже очень редко… если что-то надо то мычит и показывает пальчиком… остальное развитие вроде бы в норме, зубки старается сам чистит, умеет сморкаться в платочек, собираем-разбираем пирамидку, ставим кубики друг на друга, знаем где киса собачка мама папа и остальные члены семьи, показывает язык если попросить, приносит предметы по просьбе,.нам нравятся определенные мультики, любит когда мама читает книжку, вставляет стаканчики друг в друга… что ещё… всего не припомнишь, берет за пальчик, отводит куда надо ему, вытирает тряпочкой пол, помогает мне заправлять кровать....мне кажется что у него с развитием все впорядке, но муж и свекровь не настойчиво но говорят, че то он не разговаривает, успокойте меня)))))
У МЕНЯ НАСЧЕТ ЭТОГО СВОЯ ВЕРСИЯ:
«ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ, ЕСЛИ МАМА И ТАК МЕНЯ ПОНИМАЕТ???»
super!
Читать все комментарииwww.baby.ru
Ребенок 2 лет не говорит, как научить ребенка разговаривать Хотите, чтобы ребенок начал разговаривать - ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Он не слышит вашей речи (не различает), а звуки из телевизора воспринимает только как общий шум.
У большого количества деток в последние годы наблюдается нарушение речевого развития. Если в 2 года многие дети умеют связывать слова в предложения, то детки с нарушением речевого развития могут сказать только мама и папа. К четырем годам у таких детей "каша во рту", в то время как ровесники уже вовсю общаются.
Если вы видите, что ребенок хорошо понимает все, что вы ему говорите, выполняет несложные инструкции "сядь", "встань" или "возьми", то скорее всего беспокоиться не о чем. Такие детки вплоть до двух или даже трех лет упорно молчат, а потом догоняют и перегоняют своих ровесников.Активная речь у таких детей возникает внезапно. Когда ребенок послушно повторяет за вами слова, это не значит, что он их хорошо усваивает. Поэтому не стоит его мучить и заставлять "Скажи ложка, скажи чашка". Подражание у таких детей носит несколько отсроченный характер. Главное вызвать такого ребенка на разговор (задавайте ему вопросы, не исполняйте желания до того, как он успел их озвучить).
Возможно, ваш малыш имеет собственный ритм развития. У него могут поздно появиться зубы, он позже начинает ползать и ходить. Просто дайте ему развиваться - не выполняйте за него все действия. Пускай помучается, пытаясь самостоятельно одеться или поесть. Не хочет этого делать сам? - Помогите, но все-таки старайтесь подтолкнуть его к самостоятельным действиям.Когда начинать учить ребенка разговаривать?
1. Он уже пытается что-то объяснить вам жестами и звуками.2. Он все слышит и все понимает (не факт, что малыш будет выполнять команды, это зависит от характера).3. Ребенок говорит белиберду сам с собой, но при этом выговаривает все звуки.Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.
Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим.
Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы. После полутора лет можно давать более сложные задания:Прекрасной тренировкой для пальчиков будет игра "Сорока". Сначала покажите ребенку, а потом пускай он сам загибает пальцы, когда сорока и этому дала, и этому дала, а этому не дала.
Болгарская игра для развития пальчиков:
- Кто приехал? - складываем обе руки кончиками пальцев вместе, быстро хлопаем кончиками больших пальцев- Мы, мы, мы - хлопаем кончиками других пальцев- Мама, мама это ты? - хлопаем кончиками указательных пальцев- Папа, папа это ты? - хлопаем кончиками средних пальцев- Братик, братик это ты? - хлопаем кончиками безымянных пальцев- Сестра, сестра это ты? - хлопаем мизинчиками- Да, да, да все мы вместе! - хлопаем кончиками всех пальцев вместеНо не стоит отмахиваться от проблемы в надежде, что все и так образуется. Если задержка речевого развития является следствием неврологического заболевания, то чем раньше вы проведете лечение, тем лучше для вашего ребенка. Отставание в развитии может быть обусловлено:
3 критических периода развития речевой функции детей.1. От года до двух начинается речевое развитие и формируются предпосылки речи:- сначала ребенок говорит лепетные слова (ня-ня, ла-ла и др.);
До полутора лет развивается связь между предметами и их словесными обозначениями. Чаще просите ребенка показать, где лошадка, где коровка и т.д. После года ответ может выражаться в каком-либо действии или движении. Побуждайте ребенка произносить действия и делать движения словами "встань", "ложись", "сядь", "дай" и т.д. Учите ребенка новым движениям, совершаемым по команде взрослого. Слова "ладушки", "топ-топ" и "до свидания" станут ему более понятны через движение, связанное с ними. - от 1,5 до 2,2 лет ребенок начинает связывать 2 слова (дай пи, папы нет);
К полутора годам ребенок усваивает обобщенные понятия. Например слово "нельзя" применимо к разным ситуациям. Сейчас нужно увеличивать количество понимаемых слов: названия игрушек, мебели, одежды, различных действий с этими предметами. Обращение к ребенку должно сопровождать любое его действие. - 2-2,6 лет ребенок начинает интересоваться, как и что называется, его словарный запас стремительно растет; К этому времени малыша уже можно приучить выполнять просьбы взрослого (принеси то, пойди туда). Научите его словам "хорошо" и "плохо", он должен адекватно на них реагировать. Ребенок еще не выговаривает слова, но взрослым не стоит коверкать свой разговор, так как малыш все слова слышит правильно.- 2,5-3,5 года ребенок начинает изменять слово по падежам, числам и т.д., проговаривает свои действия при игре.2.В три года при переходе от ситуационной к контекстной речи потребуется согласованность памяти, внимания, произвольности и речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы центральной нервной системы может привести к упрямству и негативизму со стороны ребенка. Этим обуславливается еще большая ранимость речевой системы, могут возникнуть заикание и мутизм. Ребенок отказывается от общения из-за завышенных требований взрослых.
3. В 6-7 лет начинает развиваться письменная речь. От возросшей нагрузки на ЦНС у ребенка может происходить срыв нервной деятельности.
Если вы замечаете отставание в речевом развитии, если ребенок в 2 года не говорит, прежде всего обращайтесь к невропатологу. Хороший доктор обследует малыша и назначит правильное лечение. При комплексном медицинском, психологическом и педагогическом воздействии проблему можно будет решить в кратчайшие сроки. Если ребенку 4 года, а его речь явно недоразвита, тут тоже следует обращаться не к логопеду, а к невропатологу. Вовремя проведенное лечение избавит вашего ребенка от проблем к тому моменту, когда придет пора отправляться в школу.
Если отставание в речевом развитии не вызвано заболеванием ЦНС
Как известно девочки и мальчики развиваются по разному. Девочки раньше начинают говорить, у них быстрее растет словарный запас. Мальчики же часто говорят на своем языке, они больше запоминают названия действий, успешно изучают грамматический строй слов. Если ребенок хочет мячик, то мальчик скажет "Дай", а девочка скажет "Мячик".Еслиребенок отказывается повторить за вами слово, ему все равно, понимают ли его, решает свои проблемы самостоятельно, никогда не обращаясь за помощью ко взрослым, то ему нужно помочь в развитии речи. В случае, если ему не к кому обратиться (на него не обращают внимания), он будет отставать в речевом развитии также, как если ему незачем обращаться ко взрослым (при гиперопеке ему все и так подадут при одном движении глаз). Недоразвитие могут усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша.
Если малыш не умеет разговаривать, а взрослые постоянно пристают к нему с просьбами "скажи" и "повтори", то недоразвитие усугубится из-за усиления негативизма со стороны ребенка. В итоге ребенок откажется говорить не только по просьбе, но и вообще. Если вы действительно хотите помочь ребенку, эти просьбы на первое время следует забыть.
Начинайте занятия как можно раньше, не стоит ждать трехлетнего возраста, надеясь, что он сам заговорит.
Огромное значение имеет общение с другими детьми. В садике многие дети быстро начинают говорить и вообще развиваются быстрее, так как берут пример со сверстников. Обычно ребенок начинает разговаривать не обращаясь ни к кому. Многие детки, которые молчали до 3 лет, наедине с самим собой потом выдают такие слова, как "синхрофазотрон" или "бронетранспортер". Просто их никто не побуждал к общению.Многие деткипросто стремятся что-то рассказать после чего-то нового, удивившего их. Старайтесь, чтобы каждый новый день давал малышу новые знания. Поход в цирк или зоопарк, посещение детских игровых комнат, поездка в деревню и увиденная воочию корова станут для ребенка поводом рассказать всему миру о своих необыкновенных впечатлениях.
Как научить ребенка разговаривать?
Если ребенок молчит и отказывается реагировать на обращение к нему с вопросом или другие слова, предназначенные ему? Возможно, ребенку мешает приучиться к общению с родителями постоянно включенный телевизор. Особенно, если ему нравится музыка и он с удовольствием смотрит клипы. Значит он постоянно слышит этот музыкальный фон, а ему нужно научиться распознавать отдельные звуки, которые произносит мама. Взрослым самим сложно без телевизора, но придется его выключать и в тишине учить ребенка разговаривать. Если малыш не дает притрагиваться к его ушкам, то возможно его беспокоит воспаление. Проверьтесь у лора, может быть у ребенка отит.
Если со слухом все в порядке, больше разговаривайте с ребенком и старайтесь заставить его произносить слова или звуки, которые издают животные в игровой форме.
Соберите мягкие игрушки (собачки, кошечки). И пусть они ходят друг к другу в гости и общаются (гав-гав, мяу-мяу и др.)Развитие речи у детей от 2 до 3 лет (примеры из реальной жизни): Дима 1 год 7 месяцев - говорит только первые слоги, дальше речь не развивается (его и так понимают); Тема 2 года 3 месяца - начал говорить все слова сразу месяц назад, до этого ничего членораздельного не произносил (или произносил, но 1 слог никто понять не пытался); Ксюша 2 года 5 месяцев - произносит только гласные, мама понимает, поэтому дальше речь не развивается; Сережа 2 года 4 месяца - сам до всего доберется, поэтому к общению не стремится, ничего не говорит; Даша 2 года 5 месяцев - начала говорить 2 месяца назад, когда родители перестали понимать крики и жесты, сейчас говорит предложениями, считает до пяти; Дима 2 года 5 месяцев - постоянно был предоставлен для присмотра множеству своих братьев и сестер, свободно разговаривает, сам ест, сам в туалет ходит и др.; Света 1 год 8 месяцев - живет в доме ребенка, свободно разговаривает, сама ест и т.д.
www.BabyBlog.ru
Как я уже писала, пока мы были у моих родителей, каждый день мы занимались с логопедом в Центре, где работает моя сестренка.
Что я могу сказать про Федю? Мало говорит. Не могу сказать, что он молчит совсем, но говорит мало, фразами говорит очень редко (к примеру, "Мама, дай пи!", "Папа ту-ту!", "Собака ам бутю!", "Дай еще!", "Киса кушать", "Хочу ням-ням/кусять!" - это всё, что вспомнила), отдельных слов знает достаточно, называет многие предметы, если спросить, всё понимает, выполняет все просьбы, но говорить никак не хочет. Мы с ним каждый день читаем книжки, играем в игры различные, гуляем и т.д. Но речь всё равно отстаёт. :(
В Центре у логопеда мы занимались каждый день, и я действительно увидела, что эти занятия идут моему ребенку на пользу. Уже через 2 - 3 занятия Фёдор стал больше говорить, появилось больше новых слов, каждый день по 2 - 3 слова, но нет фразовых предложений, кроме тех, которые я описала выше. Логопед из этого Центра порекомендовал продолжить нам занятия по приезду в Москву. И я, как только мы вернулись домой, поскакала в нашу детскую поликлинику к логопеду в надежде заниматься у неё хотя бы 1 - 2 раза в неделю. Когда мы с Федей туда вошли, она СРАЗУ ЖЕ стала смеяться надо мной и спросила, что я потеряла у неё в кабинете? Я ей рассказала о том, что нам посоветовали продолжить занятия у логопеда, рассказала каким образом мы занимались у логопеда в Якутии и т.д. Она меня выслушала и заявила, что никакой задержки развития речи у нас нет и не может быть. До 3-х лет сейчас большинство детей молчит, говорит отдельными фразами, а тем более, мальчики. У неё у самой внук, которому 3 года и 1 месяц, и он говорит отдельными словами и ничего страшного в этом нет. Все дети разные и т.д. И не надо сравнивать своих детей с самим собой, а уж тем более с бабушками и дедушками, которые начали говорить в год. Сейчас врачи сами удивлены, почему дети начинают позже говорить, позже садиться, почему у детей позже начинают лезть зубы и т.д. Причины выяснить не могут, но пока выявлена закономерность, что к 3 годам дети всё же начинают говорить.
В общем, послали меня подальше, сказали, что я не даю своему ребенку спокойно развиваться и жить, придумываю всякую ерунду, что мне спокойно не живётся. Приказали придти, когда Феду исполнится 3 года, чтобы поржать надо мной, какая же я паникерша!
НО!!!! я видела, как занимался логопед с Федей в Якутии, я видела, что после нескольких занятий он стал больше говорить. Я видела, что эти занятия приносят пользу, поэтому решила для себя, что буду искать частного логопеда, который приходит на дом или занимается с ребенком где-то у себя.
Расскажу, как проходили занятия у логопеда в Якутии.
Сразу скажу, что начинали мы заниматься с 20 минут, затем постепенно наши занятия стали продолжаться 40 мин и более.
Итак, каждое занятие у нас начиналось с пальчикового массажа, с гимнастики. Играли и в сороку и т.д.
Делали массаж на пальчиках при помощи специальных колечек, которые называются су-джок. Вот так они выглядят:
колючий шарик, внутри которого 2 пружинных колечка. ОДну руку массажировала колечком я, другую - логопед. Очень важно, чтобы массаж приходился на подушечки. надеваете колечко на пальчик и катаете туда-сюда. Колечки так же можно заменить обычной зубной щеткой (массажируете подушечки пальцев) и проговариваете вслух какую-то любимую потешку малыша. Например,
"Этот пальчик - дедушка,(начинаем с большого пальца)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик -мама,
Этот пальчик - я!
Вот и вся моя семья!"
Так же, можно купить в аптеках или в зоомагазине мячик-ёжик, вот такой, маленький, чтобы помещался в ладошку малыша.
Лучше купить сразу 2 таких мячика. Стоят они в пределах 30 руб за штуку.
Попросить малыша сжать кулочком со всей силы мячики, покатать ладошкой по столу, при этом не молчите, а напевайте или проговаривайте песенку про ежа.
Например,
Добрый день , колючий ёж,Далеко ли ты живёшь?Ёжик глазками сверкнулИ в кусты скорей свернул,Зашуршалсухой листвой,
Приглашая в домик свой.
Затем были различные игры,
собирали пирамидки разных форм, расцветок. Кстати, разививается мышление, развивается и речь.
Собирали много пазлов, от деревянных до бумажных на различную тематику: Большой - маленький, Кто где живет? (собака - в будке, пчёлы - в улье, рыбки - в озере и т.д.)
Вот такое лото недавно приобрели. Отличная вещь. Сразу и цвета и формы надо сопоставить.
Серия пазлов для самых маленьких, состоящих из двух-трех половинок. Например, такие.
Развивающие рамки:
Овощи, фрукты, продукты, которые нужно самим разрезать ножичком:
Пазлы на логику, типа таких:
Опишу одну картинку, чтоб было понятно: Мальчику дали пить стакан с соком. Стакан ПОЛНЫЙ. Мальчик начал пить, и сок в стакане начал заканчиваться, осталось ПОЛОВИНА сока, и, наконец, мальчик и выпил весь сок, теперь стакан ПУСТОЙ. (Полный - половина - пустой) ну, и т.д.
Или похожий аналог подешевле:
Вот такие коврики-конструкторы на липучках:
Еще пазлы из серии Играем и учимся:
Вот такое яблоко с червяком (шнуровка):
Побольше читать книжек, а когда не читаете, можно и нужно аудиосказки, и особенно стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д.
Ну, и чуть не забыла. Школа Семи гномов рулит и обучение с Пеленок (комплекты пособий):
Так же занимались артикуляционной гимнастикой :)
Эту гимнастику можно проводить с малышами от 1 года. 1. Сложить губы трубочкой и подуть слабо (как тихий ветерок), затем - сильно (сильный ветер). 2. Улыбнуться, показав зубы. 3. Высунуть язык и повернуть его вправо и влево. (упражнение часики) 4. Провести кончиком языка по твердому нёбу от мягкого нёба до зубов и обратно. 5. Поцокать языком, как лошадка (лошадка едет медленно по грязной дороге, ее копыта застревают, потом дорога стала лучше, лошадка поскакала быстрее). 6. Надуть воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).
7. Провести языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше. Попытайтесь дотянуться языком до носа.
Федя проснулся, так что, если что вспомню, будет часть вторая.
Надеюсь, кому-то из вас эта информация была полезной.
www.BabyBlog.ru