Как научить бегло читать ребенка


Формула 1 в чтении. Как научить ребенка читать с высокой скоростью?

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы малыш рос смышленым умницей, умел формулировать свои мысли и вести диалог, находить общий язык с другими людьми и чувствовать себя комфортно в любом коллективе.

Обучение чтению можно начинать с 3 лет

Удивительно, но во всем этом ему может помочь умение бегло читать, ведь именно оно будет способствовать более быстрому мышлению и формулированию мыслей, а также расширению кругозора и словарного запаса.

Роль умения читать в развитии малыша

Начать развивать этот навык никогда не рано. И первое, что вы можете сделать для создания благоприятной основы для обучения чтению, — это привить малышу интерес к книгам. Для этого вы можете с первых дней жизни читать сыночку или дочке детские книжки, вместе рассматривать картинки, переворачивать странички. Последнее будет также способствовать развитию мелкой моторики, что в свою очередь, опять же простимулирует развитие речи и навыка чтения.

Подрастая, ребёнок будет проявлять все больший интерес не только к картинкам, но и к словам и буквам.

Чтение на ночь — очень хорошая семейная традиция

Сделать ребенка увлеченным читателем абсолютно в ваших силах, а хорошие семейные привычки, к примеру, чтение книг на ночь, только спровоцируют еще больший интерес к чтению.

Современные методики

Существует достаточное количество методик для того, чтобы научить ребенка читать и читать бегло, и чем младше ваш малыш, тем большим выбором вы обладаете. Остановимся более подробно на самых популярных из них.

Методика Глена Домана или методика обучения чтению целыми словами

Этот метод универсален и подходит для обучения деток с первого месяца жизни. Его суть заключается в обучении чтению целыми словами, что изначально формирует способность «схватывать» слово целиком, что впоследствии способствует развитию у ребёнка навыка скорочтения. Малышу показывают карточки с различными словами на протяжении времени озвучивания написанного слова, т.е. показ одной карточки занимает 1-2 секунды. В течение одного показа малыш видит до 10 карточек со словами.

Метод Домана — этапы обучения

Через определенный период (у каждого малыша по-разному) мозг маленького человечка самостоятельно выходит в понятие буквы, и с этого момента ребенок может читать любые слова.

Мамы и папы, ограниченные во времени для занятий с малышом, будут рады узнать о большем количестве готовых видеоуроков по методике Глена Домана, которые можно показывать своему малышу.

Вот один из них:

С их помощью можно научить малыша читать без особых временных затрат со стороны родителей. Конечно же, идеальной будет ситуация, если вы будете находиться рядом с ребенком во время просмотра, поддерживая малыша и комментируя происходящее на экране. Но даже если малыш будет смотреть видео в одиночестве, вы всегда будете уверены в том, что он проводит время с пользой.

Карточки Домана можно купить в книжных магазинах

Пожалуйста, следите за гигиеной зрения и дозируйте время просмотров.

Методика обучения чтению по слогам

Смысл метода заключается в поэтапном изучении сначала букв, начиная от простых, к примеру, открытых твердых гласных и звонких согласных, постепенно продвигаясь к более сложным (шипящим и свистящим) звукам.

Чтение по буквам и слогам — самый сложный способ

Буквы озвучиваются не по их названиям, а непосредственно звуком, который они обозначают в слове, т.е. не «ЭЛ», а просто «Л», не «КА», а «К».

После этого переходят к непосредственному соединению букв в слоги и поэтапному изучению слогов также от простых к сложным. Сложными являются слоги со сложными звуками либо те, где гласная стоит перед согласной. Когда ребёнок научился читать слоги, он переходит к чтению простых слов.

Игра со слогами детям очень нравится

Методика обучения чтению по слогам по кубикам Зайцева

Н. Зайцев утверждает, что элементарной частью речи нужно считать слог, а не букву, поэтому эта методика сразу же останавливается на слогах и составлении из них слов, дополнительно уделяя много внимания яркости кубиков (они могут быть разноцветными), их размеру и звучанию (внутрь кубика могут насыпаться различные наполнители). Таким образом, при игре с кубиками активизируются различные зоны памяти в мозге, что, безусловно, способствует более быстрому непроизвольному овладению информацией и позволяет научить ребенка читать в достаточно сжатые сроки.

Кубики Зайцева можно разложить по всему дому

Буквы на кубиках читаются с расстояния 10 метров, что не создает зрительного напряжения и не требует излишней концентрации внимания малыша.

В готовые комплекты часто входят также таблицы со слогами и буквами, а также диски с музыкальным сопровождением для подпевок. Последнее особенно нравится деткам и без труда запоминается в первую очередь.

Методика обучения чтению по кубикам Чаплыгина

Эта оригинальная методика появилась совсем недавно — она была запатентована в 2008 году. В готовые комплекты входят одинарные кубики и двойные вращающиеся кубики на одной подставке, которые формируют различные слоги. Благодаря этой методике вы сможете легко научить малыша читать путем увлекательной игры. Очень скоро он сможет самостоятельно выстраивать слоги и слова, используя эти кубики. А чуть позже даже выражать свои мысли целыми предложениями, таким образом, по сути, обучаясь еще и письму.

Набор Чаплыгина состоит из динамичных кубиков и карточек

Сравнение методов

Долгое время применяемая методика обучения чтению по буквам является, пожалуй, самой неудачной, если мы говорим о последующем желании научить ребенка читать бегло с постоянным увеличением скорости озвучивания текста. Дело в том, что ребёнку, обучаемому по этому методу, часто свойственно зацикливаться на конкретной букве. Со стороны можно наблюдать, как он старательно водит пальчиком от одной буковке к другой с черепашьей скоростью. Именно этот пальчик на букве не дает ему увидеть не то, что слово или предложение целиком, но часто даже слог. Поэтому для таких деток чтение часто превращается в мучение с максимальным нервным и зрительным напряжением.

Учимся читать без напряжения — это лучший споспоб

Убедить такого малыша в том, что чтение — это прекрасный захватывающий и увлекательный мир, довольно тяжело.

Если ваш малыш уже умеет читать и ходит в школу, то для него становится особенно актуальна высокая скорость чтения, т.к. от нее порой зависит общая успеваемость. Сама школа уделяет немало внимания технике чтения, часто концентрируюсь на нормах и цифрах слов в минуту, и этому, безусловно, есть объяснение. Беглое чтение позволяет быстро читать и понимать условия задач и упражнений, осваивать информацию по истории или географии, что не приводит к излишнему напряжению и усталости ребенка.

Не стоит надеяться только на школу

Способность бегло читать значительно увеличивает оперативную память ребёнка, способствует повышению концентрации внимания и помогает развитию мышления.

Могу ли что-то сделать я, как мама или папа? Конечно!

У вас, как у родителей, также есть возможность научить своего малыша читать с хорошей скоростью и сделать этот процесс более приятным и увлекательным. Существует множество игр, в которые вы можете играть вместе с вашим ребенком.

Занятия с малышом должны быть регулярными

Приведем несколько примеров:

  1. Найди предложение. Вы зачитываете предложение, а ребенок быстро ищет его местонахождение в тексте.
  2. Вы начинаете предложение, ребенок подхватывает и быстро дочитывает его до конца.
  3. Ребенок ищет слова в заранее подготовленных вами буквенных сетках.
  4. Вы читаете текст, ребёнок водит пальчиком в аналогичном тексте вслед за вами.
  5. Вы даете ребёнку небольшой текст и буквально пару секунд для того, чтобы бегло с ним ознакомиться. А затем задаете вопросы по тексту. Это очень эффективное упражнения, требующее максимальной фокусировки внимания и провоцирующее активное использование бокового зрения, соответственно расширяя потенциальное оперативное поле зрения ребенка.

Еще несколько советов для заинтересованных родителей

  1. Жужжите вместе с малышом! Откройте один и тот же текст и вместе с малышом одновременно прожужжите его. Кто первый справился, тот и молодец! Этот метод дает хорошие результаты, т.к. не требует полноценного произношения слова, а, следовательно, позволяет увеличить реальную скорость чтения «про себя».
  2. Проговаривайте скороговорки с преувеличенным усилием. Эта артикуляционная гимнастика способствует чистоговорению и чистому чтению, снизит потерю скорости на проблемных для проговаривания местах.
  3. Играйте со словами! Показывайте малышу, как при добавлении суффикса или приставки получаются новые слова. Прячьте карточки со словами по дому и просите принести определенные, разрезайте слова на две половинки и просите составить из половинок слова.
  4. Чередуйте чтение вслух и чтение про себя. К примеру, один абзац вслух, один про себя. Чтение про себя, как известно, гораздо быстрее, а при подобном чередовании скорость «немого» чтения может передаваться чтению вслух, таким образом, увеличивая его реальную скорость.
  5. Дайте ребёнку набор слов, из которых нужно составить предложение, пусть он решает головоломку.
  6. Устраивайте гонки на скорость с самим собой! Контролируйте технику чтения с секундомером в руках. Подстегивайте малыша. Озвучивая результат, говорите: «Здорово! Вот это да! А можешь еще быстрее?»

Учите с ребенком скороговорки — это поможет быстро читать

Вы также можете провоцировать использование навыка чтения в жизни и в домашних условиях, к примеру, оставлять записки различного содержания, подписывать предметы, развешивать картинки с названиями по дому, успевать читать вывески и рекламу из окна во время хода автобуса.

Ведь гораздо проще научить ребенка бегло читать — это показать ему реальную необходимость в этом навыке!

Имейте в виду, что если ваш ребёнок по-прежнему  читает медленно и неохотно, то вам необходимо сокращать время каждого занятия или игры, но проводить их чаще. Таким образом, малыш не будет успевать уставать от игры и терять к ней интерес.

Не забывайте также важное правило: быстро читает тот, кто читает много. Поэтому не жалейте времени на чтение вместе с ребенком, ведь это не только полезно, но и приятно и увлекательно!

Букварь для самых маленьких интересен с 2-х лет

Всегда можно подобрать захватывающую книгу именно для вашего малыша, которая откроет для него другой особенный мир. Также избегайте распространенной ошибки: не прекращайте чтение вслух для своего ребенка после того, как он научился читать самостоятельно, ведь скорость чтения у него еще не высока, да и просто послушать интересную историю или сказку, в спокойном режиме отслеживая текст глазками, так приятно для малыша! Это позволит вам избежать потери интереса к чтению, который нередко настигает родителей, излишне настаивающих на самостоятельном чтении практически сразу после того, как ребёнок научился читать.

В общем, не лишайте ребенка волшебных минут с книжкой и мамой или папой перед сном! Позвольте ему уютно устроиться рядом с вами и почувствовать себя маленьким и защищенным.

Подводя итог, хочется сказать, что навык беглого чтения ни для кого не будет лишним, т.к. создает фундамент для более быстрого поглощения информации и ее последующей обработки, что дает возможности для успеха в школе и в дальнейшей жизни.

Видео. Как научить малыша читать

detki.guru

Как научить ребенка бегло читать?

Современные родители стараются уделять как можно больше внимания развитию своих детей. Многих волнует вопрос, как ребенку научиться бегло читать, так как уже с начальных классов такой навык является необходимым для успешной учебы. Информация на эту тему поможет большому количеству мам.

Упражнения для обучения беглому чтению

Тем, кто интересуется, как научить ребенка 1 или 2 класса бегло читать, в решении проблемы помогут определенные упражнения. Заниматься лучше, когда дети в хорошем настроении и воспринимают всё, как игру:

  1. Следует написать несколько пар слов, которые отличаются лишь одной буквой, например, кит и кот, лес и вес. Ребенок должен, правильно прочесть, найти отличие.
  2. Необходимо подобрать около 10 слов, состоящих из 2 слогов, и написать их на карточке. Ее нужно разрезать на 2 части. Малыш должен правильно собрать слово из двух половинок.
  3. Ребенок должен читать книгу, и когда мама говорит «стоп», останавливаться. Какое-то время он отвлекается от книги и отдыхает, затем ему дается команда «продолжай». Ребенок должен самостоятельно найти то предложение, на котором остановился.
  4. Нужно написать несколько слов, пропустив в них буквы. Ребенок должен самостоятельно догадаться, что же написано. Считается, что это упражнение существенно улучшает навыки чтения. В процессе тренировки развивается способность к смысловым догадкам.
  5. Предложить ребенку найти определенное слово в небольшом тексте. Это позволит сформировать у него способность к целостному восприятию написанного.
Другие приемы обучения беглому чтению

Также эффективными считают такие методы:

  • просмотр диафильмов;
  • чтение перевернутого текста;
  • разучивание скороговорок;
  • чтение книг по ролям, разными голосами, соответствующими образу персонажей;
  • различные словесные игры.

Стоит понимать, что повышать технику чтения следует только тогда, когда малыш уже хорошо знает буквы и умеет складывать слоги. Задумываться над тем, как научить ребенка читать бегло нужно, когда чаду исполнится 6-7 лет, то есть перед поступлением в школу.

Статьи по теме:
Как выбрать проектор для школы?

Сегодня процесс обучения все время совершенствуется и становится интерактивным. Для понятности и наглядности преподносимого материала многие школы приобретают проектор. Учитывая ограниченность бюджета, важно подобрать прибор, соответствующий необходимым характеристикам.

Как повысить успеваемость в школе?

Порой перед родителями и, в первую очередь, перед учениками, возникает вопрос повышения успеваемости в учебном заведении. Взрослые могут помочь ребенку в этом, мотивируя его к учебе, наладив режим дня. Эти и другие рекомендации вы получите, прочитав нашу статью.

Как прорастить фасоль для школы?

На уроках биологии ребята нередко проводят различные опыты и получают соответствующие задания на дом. В частности, если ребенку задали прорастить в домашних условиях фасоль, наша статья подскажет вам, как это сделать быстро.

Как сделать гербарий для начальной школы?

Подготовка красивого гербария может стать не только выполнением задания в школу, но и украшением дома, ведь панно из сухоцветов и засушенных листьев смотрится необычно. Но начнем с простого и обдумаем, как оформить гербарий по домашнему заданию.

WomanAdvice.ru

Развивающие занятия или как научить ребенка быстро читать в 1 классе: упражнения для беглого чтения и улучшения памяти

Как научить ребёнка быстро читать? В первом классе этот вопрос возникает после проверки техники чтения. Нередко выясняется, что первоклассник не может прочесть определённое количество слов за 1 минуту.

Предупредить отставание помогут несложные упражнения. Главное: настойчивость, совместные занятия, помощь логопеда, правильная организация мини-уроков. И, конечно, личный пример. В семьях, где родители любят читать, проще привить уважение к литературе.

Содержание статьи:

Вчерашний малыш гордо носит школьную форму. Игры отошли на второй план, теперь учёба стала важнее. Но школьники всё равно остаются детьми, не терпят скуки и монотонности.

Чтение – несомненно, интересное занятие. Почему же некоторые первоклашки к концу учебного года разочаровываются, отказываются читать не только дополнительную литературу, но и то, что задают учителя?

Причин несколько:

  • невнимание родителей к развитию речи;
  • логопедические проблемы;
  • отсутствие у членов семьи культуры чтения;
  • застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать вопрос учителю;
  • дислексия – проблемы с чтением;
  • упрямство, нежелание учиться;
  • неправильный подход к обучению;
  • неинтересная подача материала.

Знаете ли вы, как лечить конъюнктивит у ребенка? Узнайте эффективные методы.

О правилах применения и дозировке детского Панадол сиропа прочтите в этой статье.

У многих хромает техника чтения, что тянет за собой «целый воз» проблем:

  • сложность с восприятием новых тем по другим предметам. Первоклассник плохо понимает непонятные термины;
  • при долгом чтении фразы ребёнок часто не может связать воедино начало и конец предложения;
  • отставание от коллектива. Большинство учеников уже прочитали задание, начали работать, а некоторые детки всё ещё пытаются понять, что же им делать;
  • неуверенность в своих силах, нередко, насмешки одноклассников, хвастающихся высокой техникой чтения;
  • к сожалению, бывает и такая ситуация. Первоклассника ранят замечания учителя, называющего медлительного ученика «копушей», другими обидными словами.

Совет! Не отчаивайтесь, если дочка или сын относятся к категории медленно читающих детей. Ваша настойчивость, знание маленьких секретов и хитростей поможет исправить положение. Если вы уделяли недостаточно внимания развитию речи, обучению чтению до школы, придётся в первом классе навёрстывать упущенное.

Упражнения для развития техники чтения

Вначале несколько советов родителям:

  • настройтесь на регулярные занятия, верьте в результат, запаситесь терпением;
  • внимательно изучите предложенный материал, подберите несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по дороге домой, в транспорте, магазине и так далее;
  • не относитесь к чтению, как к повинности. У вас такой настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;
  • чаще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, современно, но бумажная книга также актуальна. Подберите интересную литературу с яркими картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;
  • проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на прогулке;
  • учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший перерыв между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка. Приложите фантазию, создайте приятную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;
  • не сетуйте на недостаток финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, важно лишь ваше желание.

Совместное обучение

Во время занятий усадите рядом любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть ребёнок покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочитать мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, чувствуют себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.

Секретная переписка

Простой приём, поощряющий малыша читать как можно чаще. Игра с практическим значением.

Первый вариант:

  • перед уходом из дому объясните, что идёте по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы;
  • сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения;
  • дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»;
  • такие записки могут писать другие члены семьи;
  • отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с удовольствием принимают условия.

Второй вариант игры:

  • поиск «клада» в квартире;
  • каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке;
  • пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.

Рациональное чтение

Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить сильную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность».

Материал даётся тяжело? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство слишком настойчивыми занятиями.

Занятия перед сном

Вспомните наблюдение о том, что хорошо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сном давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.

Найди предложение

Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на слух. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните читать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальше.

Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же работу.

Скороговорки

Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать букву «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, учат чётко, бегло произносить слова.

Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но быстро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите пример, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально чёткой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.

Хорошая библиотека

Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по возрасту. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с любимыми героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте больше интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.

Обучение между делом

Занятия аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.

В поликлинике часто вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети часто интересуются, что там такое, на большой картинке. Объясните, что он может сам понять смысл, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так далее, доступно раскройте сложные понятия. Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения многих болезней.

Узнайте интересные подробности о симптомах и лечении краснухи у детей.

Как выбрать детскую смесь для новорожденных? Посмотрите характеристику в этой статье.

На странице http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/drugie/pnevmoniya.html прочтите о симптомах и первых признаках пневмонии у ребенка.

Игра в слова

Эффективное упражнение для развития речи, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления.

Самая простая игра:

  • выберите гласную или согласную букву, например, «к»;
  • подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».

Города:

  • популярную игру знает не одно поколение;
  • суть: каждое следующее слово начинается на букву, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так далее;
  • если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите другую тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее;
  • играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не надоедает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.

Параллельные упражнения

Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных занятиях улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на слух.

Суть метода:

  • у взрослого и ребёнка одинаковые тексты;
  • «учитель» читает фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или пальцем;
  • взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя;
  • текст не очень длинный, 8–10 коротких предложений;
  • после прочтения взрослый выясняет, заметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была быстрее/медленнее;
  • поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочитает текст, а взрослый выполнит ту же задачу.

Борьба с регрессией

Иногда быстрому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочитанные фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают простой способ решения проблемы.

Что делать:

  • предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной;
  • ребёнок читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово;
  • получается, что видны только новые предложения;
  • постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.

Устранение логопедических проблем

К школе ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное произношение, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех букв сложно составить правильные слова.

Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» часть слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных занятиях, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подобрать комплекс эффективных упражнений.

Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может бегло прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Возможно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равно не запускайте.

Регулярно занимайтесь сыном или дочкой, придумывайте интересные игры для развития речи, подавайте личный пример. Чем чаще у вас в руках будет книга или журнал, тем скорее ребёнка заинтересует полезное занятие. Ещё раз изучите советы, подумайте, все ли приёмы вы использовали, чтобы научить первоклассника быстрому чтению.

Далее видео о том, как развить технику чтения у детей методом «стихотворения»:

razvitie-malysha.com

Читать бегло и (или) осознанно?

Автор Татьяна Попова.

Что делать, если ученик 4-го или 5-го класса, а возможно, и в более старшем возрасте читает по складам (по слогам)? Какие приемы использовать в работе с ребенком школьного возраста, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение? Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? В этой статье речь пойдет о системе мер, необходимых для преодоления трудностей чтения. Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже при разнообразных подходах к ее решению и учителю, и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка бегло читать и осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении, привить к нему любовь.

А нерешенная проблема – прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Нерешенные проблемы постоянно будут преследовать школьника, становясь причиной стрессов и депрессий. О том, как их можно избежать или преодолеть на страницах нашего сайта уже писалось, в частности, в статье Школьные трудности и школьная неуспешность, а во многих статьях категории «Необыкновенное чтение» раздела «Для родителей» рассматривались некоторые способы совершенствования техники чтения, приемы формирования интереса к чтению и потребности в самостоятельном чтении.

Существует множество причин, по которым ученик 4-го или 5-го класса, а возможно, и в более старшем возрасте читает по слогам. Чтобы их выявить и определить характер затруднений, имеющихся у ребенка, необходимо провести предварительное обследование навыков чтения школьника с учетом его возрастных, индивидуально-типологических особенностей, а также возможностей чтения. Мы сейчас не будем углубляться в эту очень серьезную тему, а предложим несколько общих приемов, которые помогут школьнику преодолеть трудности чтения. Чтобы научиться читать бегло, надо, во-первых, стараться воспринимать слова целиком (об этом будет рассказано далее), а во-вторых, задействовать в работе как можно больше мыслительных операций. Вот, к примеру, действенный прием, разработанный методистом, педагогом-психологом и преподавателем логики Поповой Татьяной Аркадьевной. Алгоритм таков. Прочтите школьнику несколько интересных скороговорок и попросите выбрать одну понравившуюся. Пусть он сам запишет ее очень четко на бумаге под вашу диктовку печатными буквами и несколько раз прочтет вслух. После того, как ребенок начнет четко и бегло читать предложение (пусть даже на это уйдет немало времени), попросите его по памяти произнести эту скороговорку вслух как можно четче и быстрее (и на эту работу времени жалеть не следует), а затем записать ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги (лучше напечатать на белой бумаге, чтобы очень хорошо было видно). Например: У пе-́ре-пе-ла и пе-ре-пёл-ки пять пе-ре-пе-лят. Терпеливо и доброжелательно помогите ребенку, если тот не справится. Потом попросите прочесть это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова. И так же необходимо поступить сначала с другими скороговорками, а затем и с любыми предложениями. Полезно выполнять следующие упражнения (подобных упражнений очень много в интернете):
  • читать перевернутые слова, читать зеркально отображенные слова (все слова лучше печатать), например:
  • вставлять в слова пропущенные буквы вместо черточек, например: д-р-в- (дерево) -с-оч--к (источник) и т. п.
  • решать анаграммы (имеются примеры в статье Разгадывание анаграмм).
Предложите ребенку после работы с анаграммами такой текст:

Очень хорошо способствуют как развитию речи, так и совершенствованию техники чтения пение и декламация. Помогите ребенку раскрепоститься, почувствовать себя артистом. Следует всегда помнить о терпении и о том, что способности гораздо легче развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками. В работе с ребенком постоянно должны присутствовать позитивные подкрепления, а негативных (запреты, порицания) быть не должно вовсе. Тогда школьник сосредоточится на том, что необходимо сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах, и его все время будут сопровождать вера в собственные силы и успех. Все занятия должны быть организованы так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от них удовольствие. Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить. М.М.Безруких постоянно предостерегает родителей и воспитателей, утверждая, что «форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка». Также нужно помнить и о том, что работа по совершенствованию техники чтения должна проводиться не только над техникой чтения, но и над пониманием содержания прочитанного. Хорошо бы включить в работу по совершенствованию техники чтения специальные разминки. Например, такие:  http://festival.1september.ru/articles/500412/ В интернете имеются разные техники скорочтения, некоторые из которых целесообразно применять в работе со школьниками. Вот техника, в основе которой лежит работа с карточками. Метод такой работы заключается в последовательном показе слов, написанных на карточке печатными буквами крупным шрифтом. Этот метод позволяет заметно увеличить скорость чтения за счет исключения движения глаз по строке. Кроме того, быстрая подача слов способствует подавлению проговаривания слов про себя, что тоже увеличивает скорость чтения.

Формирование и дальнейшее развитие навыка чтения должно происходить в эмоционально благоприятной обстановке, с применением способов выработки и стимулирования интереса к чтению, с проведением мероприятий (как школьных, так и в кругу семьи) по поддержке и пропаганде чтения.

Неотъемлемой частью этой работы должно стать:
  • развитие внимания, памяти, воображения, речи, творческих способностей;
  • воспитание познавательного интереса, самостоятельности, трудолюбия, организованности личности;
  • стимулирование познавательного интереса школьника, расширение его  кругозора;
  • формирование коммуникативных умений и др.
Соответствующие упражнения можно найти во всех разделах нашего сайта. Чтобы школьник научился бегло читать и при этом вникать в суть прочитанного материала, анализировать текст да еще эффективно его усваивать, необходимо сначала выработать у него стойкий интерес к чтению и потребность в нем, а затем умение понимать смысл текстовой информации, распознавать ее.

Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно. Мы специально придумываем истории с захватывающими ситуациями. Родители, учителя, психологи, воспитатели распечатывают их и по изложенному выше принципу работают с ними. Посмотрите вот эти истории: Новогодний детектив, Новогодняя история, Ожидание сна, Мечта и реальность. Кто кого? Настоящий защитник, Подснежники к 8 Марта, Первоапрельская шутка, Гвоздики к Дню Победы, Простые слова, Прерванный рассказ, Необычный сюрприз, Путешествие во времени.

Еще один прием, который вырабатывает к тому же и потребность в чтении – сочинять и публиковать собственные истории под своим именем, например, на нашем сайте, даже участвовать в конкурсе. Ребенку необходимо рассказать о такой возможности и показать на сайте истории других школьников, вместе с ним прочесть одну из них, а затем предложить почитать остальные самостоятельно, чтобы ребенок понял, как это вообще делается. Вот истории школьников, которые сейчас принимают участие в конкурсе «Я — писатель», представленные в этих статьях: Немного фантазии, Скрытые таланты, Игра воображения. Большинство детей вовлекаются в подобную работу и самостоятельно читают многие истории. Задача взрослого – помочь найти ребенку соответствующие его возрасту рассказы.

Участие в литературном конкурсе "Любимые книги" также обязательно принесет свои плоды.

Огромную роль в воспитании культуры чтения школьника играют родители и педагоги. Если человек, пользующийся у ребенка авторитетом (а таковым у младших школьников является и родитель, и учитель) постоянно демонстрирует бережное, трепетное отношение к книгам, к чтению, искренне и эмоционально выражает восхищение, делится впечатлением и призывает к обсуждению прочитанного, – редкий ребенок не заразится чтением.

Самый беспроигрышный прием формирования интереса к чтению у школьника любого возраста – выявить его наклонности и ненавязчиво предлагать ему сначала небольшие истории или статьи на интересующую его тему, а затем текст большего объема и не сильно привязанный к любимой теме.

Для формирования потребности в чтении необходимо перед школьником  ставить такие задачи и моделировать такие проблемные ситуации, решение которых он находил бы на страницах сначала предложенных взрослыми книг и даже, возможно, при участии наставников, а затем совершенно самостоятельно.

Бывают случаи, когда сам процесс чтения вызывает у школьника раздражение, а иногда и отвращение (такое у психически здоровых детей происходит, в основном, в связи с серьезной педагогической запущенностью). Как помочь таким детям? Школьников любого возраста заинтересует игра, описанная в статьях Играю читая и Читаю играя. Для начала нужно обязательно подобрать очень простой текст на интересующую ребенка тему и поступить так, как показано в статьях. Этот прием позволяет сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать.

Подобным образом гораздо легче усваивать и учебный материал гуманитарного и естественно-научного цикла.

Тэги: В поддержку чтения

www.zanimatika.ru

Как научить детей бегло читать

Как научить детей читать бегло.

Все в мире начинается с любви… Любви к людям, природе, красоте…книге…

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Педагоги, логопеды и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому - восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, и просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерп­нуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 9 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2 – 2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 часах, проведенных в школе. Я еще не учла время, которое ребенок проводит в различных кружках и секциях. Мы получили, что рабочий день школьника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Чем же мы, учителя, можем помочь нашим детям?

Давайте проанализируем норму техники чтения по начальной школе. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 90 слов в минуту для учащихся, переходящих в 5 класс, а на начало 5 –го класса – уже 120 слов. Где взять ребенку за лето 30 слов? Это огромная беда для слабо читающих детей. Это так же не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения. В конце начального обучения в программе начальных классов она составля­ет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Другая точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормаль­ное чтение - это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой. Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, Троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского.

Чтобы предотвратить эту проблему, я начинаю работу по развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения с 1 класса. Медлить нельзя, т.к. технику чтения можно развивать с момента начала умения читать и до 12 лет. Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Как этого я добиваюсь?

1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, ели мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что по­следние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадя­щего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

4. Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие – хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется.

5. «Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течении 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажера резко увеличивается.

6. Можно наблюдать такую картину. Ребенок предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего- четвертого слова, забывают первое. Поэтому он не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предлагаются профессором И.Т.Федоренко. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно. Обычно через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка можно их заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки.

б) Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

в) Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Игра «Буксир».

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики продолжают читать.

9. Игра «Голова и хвост».

Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение.

10. Игра «Первый и последний».

Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

11. На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

12. «Сканирование».

За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

13. Развитие широкого поля зрения.

а) учитель называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.

б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.

в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.

14. Стимулирование желания читать.

Важным фактором является «стимул увлечения» - В 1 классе дети обучаются без оценок, поэтому очень важна для них оценка, за каждое дополнительное чтение ставлю 5; пять 5–звездочка, 5 звездочек – приз.

Во 2 классе - читаем единые произведения. Например – дети получили письмо от Буратино:

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Дорогие ребята 2 «А» класса ГОУ СОШ № 510! Я, Буратино, очень хочу побывать в вашем классе и школе. Для этого вы все должны прочитать книгу обо мне. Она называется « Золотой ключик или Приключения Буратино». Ее написал А.Толстой. Первым 10 прочитавшим книгу, я пришлю «золотой» ключик, следующим 10 ученикам - красный, а последним - зеленый.

По следам прочитанной книги мы устроим викторину, и конечно будут призы.

МОИ УСЛОВИЯ:1. ЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ НЕ МЕНЕЕ И НЕ БОЛЕЕ 30 МИНУТ 2. ЗАПИСЫВАТЬ В "ЧИТАЛОЧКУ"3. СДАВАТЬ "ЧИТАЛОЧКУ" ЕЖЕДНЕВНО.

ВПЕРЕД, ДРУЗЬЯ. БУРАТИНО.

Дети прочитывают сказку, записывая время чтения в специальный дневник «Читалочку». После прочтения всеми учащимися книги проводится викторина по прочитанной книге.

б) читаем сказки Андерсена – КВН по сказкам.

в) читаем сказки Пушкина – с домашним заданием - инсценировка

г) читаем сказки зарубежных авторов – Конкурс «Знатоки сказок» (газета «Первое сентября» №23 2004 год)

д) читаем книгу В.Бианки «Лесная газета» - турнир - викторина «Лесные тайны» (газета «Первое сентября» №23 2004 год)

е) читаем детский православный журнал «Свечка», «Детскую библию» или «Моя первая священная история», затем экскурсия в церковь, пишем письмо – сочинение « Чтобы я попросил у Бога»

3 класс. «Стимулом увлечения» - в 1 полугодии является благодарственное письмо на работу родителей, а для этого нужно получить 100 пятерок. Каждая «5» ставится за 30 минут дополнительного чтения; во втором полугодии работаем за Дипломы 3,2,1 степени. Условие: дополнительное чтение каждый день по 30 минут, пропуск наказывается «штрафом», необходимо отчитать это время в выходной день.

К этому времени ученики уже читают бегло, поэтому появляется осознанное чтение. Над выразительностью чтения работаю по тетрадям «Учимся читать выразительно».

В 4 классе - приучаю детей к «зарабатыванию денег». Мы определили, что 30 минут чтения = пяти классным «читалычам».

Так каждую неделю дети начитывают дома время и в понедельник по ведомостям получают зарплату в «читалычах», складывают в копилку, в конце четверти или месяца – проходит «Ярмарка-распродажа» призов, где каждый ученик может купить себе любой предмет за собственные деньги – «читалычи».

Родители учащихся - мои активные помощники в развитии беглого выразительного и осознанного чтения. У них есть обязанность – регулярно контролировать и вести запись в «Читалочке», а это дневник, который ведется с 1 по 4 класс. В нем записывают родители или дети время ежедневного дополнительного чтения.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включай союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Часто родители требуют в 6-7 лет пересказать прочитанное, а ребенок не может, т.к. ребенку была дана команда: «Прочитай». Именно эту команду услышал мозг человека.

Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 43 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху. ,

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Научившись читать, ребенок открывает для себя Мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка - первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребенка. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить, логический разо вьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления, можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.

Первый подход - это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.

Второй подход - приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Здесь родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы - книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г, Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в библиотеках, в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

А результатом нашей совместной работы учитель – родитель - ученик является итоговое собрание родителей и детей, где каждый ребенок представляет список прочитанных книг за год, а это не одна исписанная страница только названий книг. Дети в конце каждого учебного года получают в подарок хорошую книгу.

Для меня показателем титанического труда является вопрос ученика: «А можно я и летом буду читать каждый день?» и на вопрос учителя: «Что тебе подарить на день рождение?» слышать в ответ: «Конечно же, книгу!».

Чтение для моих детей – это увлечение, а не наказание.

Литература

  1. Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей.

  2. Зайцев В.Н. Педсовет 1 (14). Диагностико-технологическая реализация обратной связи: учебное пособие и методические материалы для руководителей школ. - Москва – Йошкар-Ола: ЭТП «Преемственность», 2006

  3. Зайцев В.Н. Педсовет 2 (15). Переход ко второму этапу эксперимента по повышению качества: учебное пособие и методические материалы для руководителей школ. – М.: ЭТП «Преемственность», 2007

  4. Зайцев В.Н. Приобщение к поиску. Диагностико-технологический практикум: учебное пособие для студентов педагогических специальностей, аспирантов, учителей, руководителей школ. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н,К,Крупской, 2006

  5. Сальникова Т . П . Методика обучения чтению. - М., 2000

  6. Школа рационального чтения : Курс обучения чтению самых маленьких. - М.: ШРУ, 1990

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]