Как научить ребенка вычитать


Как научить ребенка считать? Советуют педагоги

Первый этап. Не используем запись числа

Первостепенная задача — научить считать до 10, не используя соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например, была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать количество ложек, говоря название числа.

Помогут в решении этой задачи практические задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно, даже ступеньки лестницы.

Второй этап. Знакомство с самими цифрами.

В первом классе сначала изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение нуля тем, что ученику на первых порах сложно понять, почему пустота обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами, становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять съели. Осталось — ничего, то есть ноль.

Еще вариант: Показываются эти рисунки, и спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».

На втором образце показано, что если в одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще не останется.

Главное правило, которые должны понять дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше прошлой цифры на один.

Приемы обучения счету до десяти:

  • Игра в паровозик. Распространенная тренировка заучивания цифр, проводимая в первом классе. Выходит перед классом один ученик, он говорит, что он — вагон первый. После этого выходит еще один, и говорит: один и еще один будет два. И так продолжается до десяти. Потом операция делается в обратном порядке. Вагоны "распадаются" по одному. Цель этого упражнения — запоминание порядка чисел в прямом и обратном порядке.
  • Показ на линейке. Это устаревший метод, основанный на механическом запоминании и наглядном доказательстве порядка чисел.
  • Счет на пальцах. Традиционный и самый легкий для детей. Можно использовать на первой поре, пока ребенок не будет порядок цифр. Потом надо отучать от пальцев, рассказывая «секреты» превращений цифр.
  • Использование смешных стихов и мультиков о числах. Интересно будет посмотреть мультик «Как козленок учился считать» или проговаривать считалки.

Стихотворения-запоминалки для изучения счета

Ягодный счет

По опушке шла лисичка: — Раз, в корзинке земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина, Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя черника, Десять — сочная малина.

Вот и полная корзина!

* * *

Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. Шесть — наденем шляпу косо. Пусть смеется он у нас. Семь и восемь, семь и восемь, Мы сплясать его попросим. Девять — десять — снеговик Через голову — кувырк!

Ну и цирк!

* * *

Пошли пальчики гулять, А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал,

И в конце пути упал.

  • Игра "Назови соседей числа". Например, нужно назвать соседей числа 4.
  • Упражнение «Цифры заблудились». Нужно разложить по порядку беспорядочно разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения: Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.

Чтобы научиться считать до десяти, полезно считать числа не только единицами, но и двойками, тройками и пятерками. Для этого предлагаются такие задачки:

  • Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? — Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
  • Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
  • Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.

Как выучить таблицу сложения и вычитания в пределах десяти?

После того как ребенок знает порядок числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно, зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с предметами с параллельной установкой на запоминание.

Например:

В одной тарелке было 4 апельсина, а в другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)

Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите каждому поровну, одинаково.

Сочетать с простыми задачами можно и маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.

На переместительный закон сложения не сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами, то все равно общее количество яблок останется неизменным.

Как научить ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток?

В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток.

В приведенном ниже примере, чтобы сложить числа 8 и 5, второе слагаемое раскладывается так, чтобы дополнить первое слагаемое до десяти, а потом остаток прибавляется к десяти.

Что касается вычитания, то тут раскладывается уменьшаемое по разрядному составу. На примере 15 минус 8 мы видим, что число 15 раскладывается до своих разрядных единиц. В итоге всегда получается 10 и разрядные единички — 5. Теперь: вычитаемое надо разложить на слагаемые. Первым слагаемым будут разрядные единицы от 15-ти, а второе слагаемое подбирается (дети знают состав числа 8). Теперь остается от 10-ти отнять второе слагаемое от восьмерки. И ответ готов. Немного потренировавшись, можно будет легко решать подобные примеры в уме. 

Для ребенка начальной школы важны только три таблицы:

  • сложение и вычитание до десяти;
  • с переходом через десяток;
  • таблица умножения.

Зная эти три таблицы, легко учиться дальше математике в средних классах. Поэтому первый счет ребенка — первые его шаги в мир математики. И желательно, чтобы эти шаги были в игровой форме, потому что интересная и наглядная форма упражнений помогает быстрее учиться считать и с большей мотивацией грызть гранит науки математики. 

Читайте также:

  • Как научить ребенка выразительно читать?

Фото: Елена Чулихина.

pedsovet.su

Как научить ребенка складывать и вычитать

Ошибочно думать, что данный вопрос должны ставить перед собой лишь учителя в начальной школе.

Любой родитель, в то время, когда его ребенку исполняется 2-3 года, уже задается вопросом, как верно учить ребенка считать. В первую очередь, нельзя забывать, что дошкольники обучаются в ходе игры. Детский мозг запоминает лишь броское, занимательное. Исходя из этого никаких нудных объяснений и уроков на тему обучаемся считать для детей!

Посмотрите около. Целый окружающий нас мир – это громадный учебник, дающий возможность научить ребенка считать до 10 и не только, не прибегая ни к какому дополнительному подручному материалу.

Самая первая задача своих родителей – познакомить малыша с понятиями один и большое количество. Наряду с этим ребенок уже должен мочь выделять однородные предметы среди всех остальных.

Первое занятие с самыми мелкими может смотреться так: берем в свою руку ручку малыша, говорим: это пальчики! Закрываем руку в кулачок, оставляем один палец, произносим: это один пальчик! Повторяем пара раз, просим ребенка продемонстрировать большое количество пальчиков; один пальчик. В большинстве случаев, кроме того годовалые дети способны совладать с таким заданием.

После этого детей знакомят с понятиями больше, меньше, равняется. Окружающий мир дает для этого огромные возможности: показываем одно дерево по правой стороне дорожки, два дерева – по левой стороне, спрашиваем, где деревьев больше. За обедом даем ребенку яблоко, берем себе яблоко, спрашиваем у ребенка, у кого больше яблок: у мамы либо у него?

Растолковываем, что и у мамы, и у него одно яблоко, другими словами одинаково. Вводим понятие равенства (количество равняется). Другой вариант — попросить ребенка взять со стола столько же яблок, сколько у мамы. Растолковываем, что столько же – значит равняется.

Как учить ребенка считать от одного до десяти?

На протяжении бытовых дел напевайте, проговаривайте вслух один, два, три… и без того до десяти. Комфортно этим заниматься, развешивая белье при ребенке либо вместе с ребенком и нумеруя каждую вещь: один (платье), два (колготы), три (штаны)…

Значительно лучше делать это, загибая пальчики крохе. Существует большое количество стихотворений в детской литературе на запоминание порядка чисел от 1 до 10. Выучите вместе с ребенком одно-два таких стихотворения. Неспешно ребенок сам начнет легко считать до десяти. Попросите ребенка пересчитать приобретения, игрушки в комнате, устройства на обеденном столе.

Задача усложняется, в то время, когда родитель требует назвать число, которое идет по окончании пяти либо перед тремя. Доведя до автоматизма устный счет, не забываем и о понимании, какое число за каким идет. На этом этапе возможно начать писать цифры и числа по порядку от 0 до 10. Тогда ребенок сможет подсмотреть, что стоит по окончании 6 и перед 8, заодно выучит цифры — графическое обозначение чисел.

Как научить ребенка легко считать?

Для начала необходимо освоить счет в пределах десятки при условии, что ребенок уже обучился считать до десяти. Для этого подойдет классический счет по пальцам, воображающим классическую десятку, понятную каждому ребенку. Принципиально важно обращать внимание детей на состав числа.

Состав числа – это не математическое, а педагогическое понятие, применяемое чтобы в будущем научить ребенка верно считать. Ребенку растолковывают, что число может складываться из меньших чисел, и напротив, из двух меньших чисел возможно взять большее число, объединив их (сложив).

Еще один способ обучения счету в пределах десяти – счет по точкам. Каждое число обозначается соответствующим числом точек на белом фоне (квадратная карточка из бумаги либо картона). Десять карточек раскладываются перед ребенком.

Дабы выяснить состав числа 3, ребенок должен выбрать карточки с одной и двумя точками. Ему легче продемонстрировать это на карточках, т.к. благодаря визуализации математических понятий реализуется наглядное мышление.

Самое простое математическое воздействие на сложение для ребенка – это прибавить единицу. Ребенок, который уже может считать до десяти, легко осознает, что, в случае если к пяти прибавить один, будет шесть (т.к. шесть стоит сразу после пяти, значит, шесть – и имеется число, которое на один больше, чем пять).

Такие примеры нужно чаще повторять не только на пальцах, но и на листочках, игрушках, макаронинах, — в общем, на примере всего, что окружает ребенка. Это окажет помощь родителям научить ребенка хорошо считать и видеть математику около себя. Кроме этого это оказывает помощь научить ребенка считать в уме, кожный покров.к. дети машинально начинают считать ступени, вывески магазинов, игрушки, взятые в сад.

Как научить ребенка читать примеры?

Забирая дочку из сада, спросите, сколько кукол она забирала сейчас. Допустим, ответ будет четыре. Спросите, сколько кукол она разрешила поиграть другим девочкам. К примеру, ребенок покинул себе одну куклу, а остальные дал детям. Объясните, что число 4 складывается из 3 и 1. Спросите, сколько будет, в случае если от четырех (кукол) отнять один (одну куклу).

В большинстве случаев, дети на лету схватывают такие наглядные примеры и дают верный ответ. В случае если повторять это ежедневно, ребенок сам будет говорить о событиях своей жизни, применяя примеры (к примеру, у него было 6 конфет, три он дал маме, одну брату, две съел сам).

Как научить ребенка считать в уме?

Для начала давайте сами обучимся считать для детей. Для этого самое основное – мочь сконцентрироваться на конкретной задаче. Чтобы выяснить, как учить ребенка считать, необходимо задуматься над тем, как мы сами считаем.

Во-первых. мы сосредотачиваемся на примере. После этого мы пробуем удержать в мозгу промежуточные результаты решения, к примеру, в случае если перемножаем в уме двузначные числа. Кто-то закрывает глаза и визуализирует пример. Кто-то воображает, как записывает пример в столбик. Кто-то загибает пальцы на руках.

Дабы научить ребенка считать в уме, попытайтесь дать ему такую задачку. По пути из одного пункта в другой (к примеру, по дороге из дома в гости к бабушке либо из детского сада в магазин) попросите ребенка сосчитать все красные автомобили, встретившиеся по пути.

Во-первых. постановка задачи предполагает, что ребенку нужно сконцентрировать внимание, дабы отфильтровать все лишние элементы: другие предметы, не считая автомобилей, и не красные автомобили.

Во-вторых. между обнаружением очередной красной автомобили может пройти от нескольких секунд до минуты-двух, исходя из этого ребенок обучается удерживать в памяти промежуточный итог вычислений. Дабы уменьшить задачу, разрешите ему загибать пальцы. Дабы усложнить задание для более взрослого ребенка, попытайтесь на другой сутки продолжить счет либо начать счет автомобилей другого цвета, а позже попросить ребенка назвать, сколько автомобилей какого именно цвета он видел, к примеру, за 3 дня.

Как научить ребенка считать десятками?

Точно так же, как единицами, предварительно растолковав на точках (кружочках, семечках, макаронинах…), что 10 единиц принимаем за одну единицу называющиеся десятка. Таких дюжина возможно одна, две, три (считаем по порядку докуда ребенок может). Дабы сложить десять и двадцать, необходимо к ОДНОЙ десятке прибавить ДВЕ десятки (другими словами решить несложный пример 1+2).

Научить ребенка считать столбиком.

Для этого нужно для начала ввести понятие разрядов. Разряд – это место записи цифры в числе. На последнем месте пишутся единицы, на втором с конца – десятки, на третьем – много, и без того потом. При записи в столбик принципиально важно, дабы любой разряд был строго приятель под другом. К примеру, в случае если мы складываем 23 и 8, восьмерка должна быть записана строго под тройкой.

Ребенок должен прибавить восемь к трем, записать под единицами количество оказавшихся единиц (т.е. 1), а одну оставшуюся десятку перенести в разряд дюжина, другими словами прибавить к двум. Оказавшееся число (3) записывается под разрядом дюжина. Ответ – 31.

Весьма интересно взглянуть, как считают японские дети. Способ столбиков в их школах не используется, и умножение, к примеру, производится посредством рисования линий. Вверху рисуем столько линий, сколько дюжина в первом числе.

Отойдя, ниже рисуем такое количество параллельных линий, сколько единиц в первой числе. Перпендикулярные линии (слева направо) обозначают, соответственно, число дюжина и единиц второго множителя. Произведение определяется числом пересечений линий.

Плюсы таковой системы – наглядность и отсутствие необходимости держать числа в уме. Минусы – неудобство при перемножении солидных чисел (к примеру, умножая 67 на 98, легко совершить ошибку при подчете пересечений и появляется необходимость переноса разрядов). Помимо этого, сам рисунок для одного примера занимает много места в тетради. В целом, классическая русский система счета в столбик эргономичнее.

Как научить ребенка считать деньги?

Во-первых, выучить назубок понятия разрядов: единицы, десятки, много. Ребенок должен четко ориентироваться в этих понятиях, знать, что в сотне 10 дюжина либо 100 единиц, что 100 единиц – это и имеется сотня. У него в голове должны быть кучки из единиц, образующие десятку, и кучки из дюжина, образующие сотню. Потом, наглядно продемонстрировать на примере финансовых монет и купюр, что такое единица (за единицу возможно взять рубль), монетка в 10 рублей – то же самое, что 10 рублевых монеток.

Попросите ребенка дать вам 10 рублей мелочью либо 1 монетой. Попросите дать 12 рублей. После этого неспешно переходите к примерам. Другой вариант – начать с самой маленькой финансовой единицы – копейки. Возможно поведать, что копейками люди практически не пользуются, но что 100 копеек составляют рубль, и потом перейти уже к рублям.

Играем в магазин: у ребенка 20 рублей, ему необходимо приобрести мороженое за 10 рублей. Неспешно усложняем задачу: мороженое стоит 11 рублей; 13 рублей. Еще усложняем: у ребенка 50 рублей, мороженое стоит 13 рублей. И т.д. После этого переходим к сотням. в течении всей игры рядом должен лежать пример – какое количество монеток по рублю в десятке, при полсчетах ребенок может перекладывать рубли из одной кучки в другую, дабы посчитать, сколько необходимо взять сдачи.

По окончании того, как ребенок обучился определять сдачу в пределах много (т.е. отнимать двузначное число из 100), возможно переходить к комбинированным примерам, требующим вычитания двух и более чисел (мама приобрела хлеб за 15 рублей и молоко за 25).

Кроме этого существуют Как обучиться считать видео-уроки, в которых пошагово предлагается знакомство с цифрами, несложными математическими понятиями, решение примеров и каковые возможно наблюдать вместе с ребенком.

Так, играясь с ребенком и обращая его внимание на количество предметов в окружающем мире, возможно с раннего детства воспитать любовь к математике и научить считать своего малыша.

razryd2000.ru

Простые способы обучения ребенка счету

Когда малыш вырастает из пеленок, начинает бегать, говорить и интересоваться всем подряд, любящие родители задумываются о том, как научить ребенка считать. Эти навыки очень полезны маленькому человеку, и чем раньше он освоит их, тем будет лучше. Далее поговорим о том, как познакомить кроху с цифрами и числами до 100.

Когда учить ребенка счету?

Точных сроков никто не сможет назвать, но научно доказано, что в 2-3 года у ребенка возникает наиболее сильная потребность в новых знаниях и получении информации. Сейчас кроха готов учить все, он впитывает знания, как губка, тянется к неизведанному и вообще являет собой идеальную почву для взращивания тех или иных способностей.

Именно поэтому лучше начать знакомить малыша с цифрами в период от двух до трех лет. Впрочем, можно сделать это и раньше. Уже в годовалом возрасте дети способы понимать, что один и два разные вещи, хотя до конца осознать количественные состояния предметов они пока не в силах.

Как научить считать до 10?

Счет до 10 – основная задача, которую нужно поставить родителю маленького ребенка. Но освоить сразу 10 цифр малышу может быть сложно, поэтому научите кроху сначала считать до 5.

Для этого можно прибегнуть к следующим методам, которые легко реализовать в домашних условиях.

  • На руке пять пальцев – отталкиваясь от этого, знакомьте карапуза с «именами» цифр.
  • Показывайте карточки с изображенными на них предметами (от одного до пяти) — помните, изображение самих цифр пока лучше не показывать малышу.
  • Развивающие мультфильмы и передачи – их можно найти в Интернете.
  • Счеты и другие обучающие игрушки.
  • Стишки и потешки.
  • Счет в повседневной жизни.

Очень хорошо, если вы приобщите малыша к домашним делам, параллельно обучая счету. Например, можете поручить крохе вымыть пять чашек. При этом попросите чадо считать: раз чашка, два чашка. Или перед походом в магазин попросите малыша запомнить пять позиций из списка продуктов. Ребенок должен напомнить вам о том, что нужно купить. При этом можно загибать пальцы, чтобы не сбиться со счета. Это позволит как научить ребенка считать в уме, так и позаботиться о развитии его памяти.

Полезными будут занятия с карточками. Такие пособия продаются во всех книжных магазинах и в интернет-магазинах для детей. Сначала показывайте карточки последовательно, затем чередуйте – пусть чадо отвечает, сколько на карточке изображено предметов (помните, что написание цифр мы пока не учим!)

Но постарайтесь не надоедать малышу со своей «математикой». Делайте все ненавязчиво и легко, в игровой форме, чтобы малыш раньше времени не чувствовал себя учеником в школьном классе.

Это занятие похоже на то, когда вы хотите научить ребенка читать по слогам и поэтапно знакомите его с буквами и звуками. Не спешите, убедитесь, что малыш хорошо усвоил полученную информацию, прежде чем переходить к следующему этапу обучения.

Как научить ребенка писать цифры?

После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.

Посвятите цифре весь день:

  • напишите ее на листе бумаге и повесьте на видном месте;
  • вместе с чадом вылепите цифру из пластилина;
  • посмотрите передачу, где рассказано про эту цифру;
  • приводите примеры с помощью календаря. Например, «2-го числа мы поедем к бабушке».

Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.

Как научить считать до 20?

Следующим этапом математического обучения ребенка в домашних условиях будет счет до 20. Приступать к занятиям следует лишь тогда, когда кроха уже хорошо освоил цифры от 1 до 9 и число 10.

  1. Объясните, что каждое последующее (дальше 10) число будет состоять из двух цифр. Другими словами каждое число делится на десятки и единицы. Первая цифра – десятки, вторая – единицы.
  2. Используйте две коробки. В одну положите десять предметов (шариков, кубиков и т. д.) в другую – один (2, 3, 4), этот наглядный пример поможет малышу понять, что к чему.
  3. Скажите, что все цифры в позиции единиц идут одно за другим, то есть после 11 идет 12, затем 13, 14 и т. д.
  4. Когда ребенок поймет суть счета до 20, можете дать ему небольшое задание. Например, попросите чадо положить в пустую коробку 16 сушек (конфет, мячиков). При этом малыш должен считать вслух.

Как научить считать до 100?

К 4-5 годам, когда малыш уже считает от 1 до 20, можно познакомить его с числами до 100. Это требует определенного терпения и времени, обучение счету процесс довольно долгий и трудоемкий.

Итак, как научить ребенка быстро считать до ста?

  1. Прежде всего, расскажите, что десятков в числовом ряде до 100 существует 9. Назовите числа – 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Но оговоритесь, что между этими числами есть еще единицы, то есть эти числа не идут один за другим.
  2. После этого небольшого обзорного урока предложите ребенку выучивать за день по 10 новых чисел. Начните с третьего десятка (21, 22, 23…). Перед сном попросите малыша рассказать, что он выучил. При этом можно повторить и пройденный материал, сосчитав любые предметы.
  3. Когда ребенок изучет несколько десятков чисел, поиграйте с ним в игру: покажите числовой ряд с пропущенным числом посередине. Малыш должен найти и вставить потерянный элемент.
  4. За правильные ответы хвалите ребенка, радуйтесь его успехам. Мотивируйте малыша к обучению.

Как научить складывать и вычитать?

Такие базовые операции, как сложение и вычитание, пригодятся ребенку еще до школы. Умение посчитать предметы в повседневной жизни придаст крохе уверенности в себе, а также даст толчок развитию интеллекта.  Но с чего начать?

Прежде всего, запомните – никаких уроков математики! Только игра и интересное времяпрепровождение.

  1. Приготовьте наглядным материал: яблоки, конфеты, кубики – то, чем малышу будет интересно оперировать.
  2. Для начала разберите простое число (например, 3). Получить в сумме 3 можно, сложив две конфеты и одну. Попросите малыша показать, насколько он понял объяснение.
  3. Продолжайте складывать, пока ребенок не уяснит, что к чему, и лишь потом переходите к вычитанию.
  4. Комментируйте свои действия: я заберу две конфеты, останется одна.
  5. Разложите конфеты (или другие предметы) по кучкам. Например, два, три, четыре предмета. Попросите ребенка объединить две любые кучки и назвать количество предметов в новой кучке, не пересчитывая их.

Используйте специальные книжки и тетрадки, в которых даны легкие примеры для обучения сложению и вычитанию.

Советы и рекомендации

  1. Повторяйте! Но помните, что дети не выносят, когда их экзаменуют, поэтому в любую проверку включайте новые знания, а также игровой момент, чтобы малыш не чувствовал себя, как на экзамене.
  2. Попытайтесь донести до ребенка суть счета в домашних условиях, пока он еще не пошел в школу. Нежелательно, чтобы кроха зазубривал материал, лучше, если он поймет сам механизм составления чисел из цифр.
  3. Игра «Назови соседа». Предложите чаду назвать цифры, которые находятся по обе стороны, например, от числа 5.
  4. Включайте в занятия побольше наглядного дидактического материала. Это могут быть игрушки, детские счеты или книжки с простыми заданиями (сосчитай котят и т. д.)
  5. Чтобы кроха уяснил порядок цифр наглядно, покажите ему линейку. Пользуйтесь ею как шпаргалкой, если малыш забудет последовательность чисел.

Заключение

Научить малыша считать быстро и не задумываясь довольно непросто. Для этого требуется практика, опыт и, конечно, постоянные интересные занятия (но не такие, как в школьном классе). Стоит отметить, что даже если мама не чувствует в себе особых педагогических наклонностей, она может рассчитывать на помощь воспитателей в детском садике, которые точно знают, как научить ребенка считать.

agushkin.ru

Как сделать математику простой и доступной для ребенка и научить его считать?

Цифры и математические подсчеты — это не обязательно скучно и безрадостно. Почему-то многие, возводя математику в ранг «царицы всех наук», наделяют ее именно такими характеристиками.

Однако мир цифр может быть очень увлекательным — просто нужно найти к нему правильный подход. И если вы до сих пор его не нашли, то с появлением необходимости обучить математическим основам и счету своего ребенка, вам придется искать с удвоенной силой.

В самом начале пути от вас зависит очень многое, поэтому не стоит пускать процесс на самотек или обучать ребенка непоследовательно. На самом деле, малыши любят считать, главное — подобрать подходящую вам методику обучения и постараться донести информацию до ребенка в максимально простой и интересной, а лучше и игровой форме.

Когда можно приступать?

Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.

Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.

Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант — начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.

Как научить ребенка Считать до 10?

Научиться считать до десяти вполне легко ребенок может в возрасте двух-трех лет, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и общего развития.

Многие мамы занимаются математикой с детками, даже не подозревая об этом. К примеру, когда вы показываете ребенку различные игровые упражнения на счет, как «Сорока-ворона», «Ладушки» или «Вышли пальчики гулять» — как правило, знакомство с такими потешками происходит раньше, чем крохе исполняется полгода.

Конечно, он еще не учит цифры, как таковые, но зато вы помогаете ему развивать память, восприятие наличия объектов и их количества, способствуйте формированию образного мышления, работаете над улучшением мелкой моторики рук и пальчиков.

После года или к полутора годам на примере игрушек — тех же матрешек либо любых других предметов ребенок может познакомиться с понятиями «один-много».

Параллельно пробуйте показывать ему цифры, так в игровой форме легче научить счету. Для этих целей подойдут и различные кубики, и магниты на доске, и красочные плакаты, и многие другие приспособления, с помощью которых можно преподать математику весело и интересно.

Если вы будете практиковаться в счете постоянно, постепенно увеличивая количество знакомых цифр, то к трем годам ребенок совершенно легко будет считать до десяти без подсказок и ошибок.

Из данного видео можно узнать, как обучить ребенка считать до десяти, сколько времени рекомендуется отводить для занятий, какие средства можно использовать.

Двузначные числа: Счет до 100

В четыре года малыш, с которым регулярно занимались, сможет различить, какое число больше, а какое меньше, а также будет знать такие понятия, как «равно» и ноль.

Теперь, чтобы научиться считать до ста, ребенку необходимо понять основные принципы числового состава и соединения. Для этого вы должны сначала показать и объяснить ему, как формируются десятки и двузначные числа.

Будьте готовы к тому, что малыш сразу может не понять. Не стоит спешить — значит, пока отложите эту информацию и повторите ее через какое-то время. Хорошо, если вы выучите пока счет от десяти до двадцати.

Есть детки, которые быстрее схватывают и проявляют более выраженные способности к математике — такие смогут освоить счет десятками до ста и в четыре-пять лет. Если же ваш ребенок выраженный гуманитарий, то к нему эта способность придет просто немножко позже.

Некоторые педагоги советуют все же сначала показать малышу процессы вычитания и сложения с теми цифрами, которыми он хорошо оперирует, то есть, от ноля до десяти или до двадцати. Это существенно поможет в закреплении материала и в понимании предмета, как такового, и только потом можно будет переходить к освоению десятков и счета до ста.

Быстрый счет

Согласитесь, что быстро считать ребенок сможет лишь тогда, когда:

  • хорошо запомнит цифры — именно запомнит, а не просто зазубрит, то есть, будет знать их прямую и обратную последовательность, сможет узнать цифру по написанию, найти недостающую или пропущенную цифру, сопоставить написанную цифру с таким же количеством предметов и т. д.;
  • усвоит основы счета и состав чисел;
  • будет четко разделять понятия «больше-меньше-равно», «один-много»;
  • сможет хорошо и правильно посчитать предметы, совершать элементарные математические операции с палочками, карточками или другими пособиями.

Как правило, быстрый счет дети осваивают приблизительно в пять или после пяти лет.

Счет в уме

Одновременно с этим стоит постепенно отучать ребенка от использования при счете различных вспомогательных средств, как палочки, к примеру. Также в возрасте пяти-шести лет дошкольнику уже стоит переставать считать по пальцам, а переходить на счет в уме.

Этот процесс может потребовать немало времени, но ваша задача — терпение и постоянные регулярные занятия для развития памяти, пока ребенок не доведет операции сначала с первым десятком цифр до автоматизма.

Усвоив простые механизмы подсчета в уме, он гораздо легче и быстрее будет запоминать все дальше и вскоре сможет решать и усложненные примеры.

Основные правила и нюансы обучения

Чтобы занятия были в радость и вам, и ребенку, стоит соблюдать несколько правил и рекомендаций специалистов.

  • Терпение и спокойствие. Именно такое состояние должно стать вашим девизом в процессе обучения. Даже если вам кажется, что информация элементарна для понимания, трехлетний ребенок может думать совершенно иначе.
  • Не принуждайте малыша, не кричите на него и не осуждайте его за ошибки — атмосфера на занятиях должна быть спокойной и комфортной.
  • Существенную помощь в обучении вам окажет окружающий мир — просто считайте с ребенком все вокруг: пуговицы на кофточке, посуду, которую вы ставите на стол для ужина, покупаемые продукты, игрушки, машины, животных и птиц на прогулке, ступеньки по дороге домой и т. д.
  • Для проведения занятия совсем необязательно садиться за стол, как на уроке — знакомство ребенка с математикой должно быть веселым, увлекательным и интересным, а иначе он заскучает, станет рассеянным и не воспримет информацию, которую вы хотите донести.
  • Для маленького ребенка занятия могут длиться не более десяти минут. С дошкольниками можно позаниматься уже и до получаса, однако важно, чтобы ребенок не уставал.
  • Существует мнение, что занятиям необходимо уделять время каждый день, постоянно повторяя ранее пройденный материал. Если ребенок ходит в детский сад или на развивающие занятия, то это вполне реально, но дома у родителей может просто не найтись времени для регулярных занятий.
  • Повторение и регулярность, конечно, важны, но и у ребенка есть собственные естественные ритмы обучения, к примеру, в какой-то период он будет увлеченно заниматься счетом и с удовольствием учить цифры, а потом вдруг его интерес к этой теме спадет и он переключится на что-либо другое. Тогда лучше немного обождать или преподнести информацию в иной форме.

Обязательно учитывайте все эти моменты и занимайтесь с ребенком не потому, что так нужно, а будьте, прежде всего, заинтересованы и увлечены сами — тогда и малышу ваши уроки станут в радость, а от занятий вы оба сможете получать не только знания, но и позитивные эмоции.

Обратите внимание на существующие игровые методики, помогающие быстрее познакомиться с миром математики:

  • вы можете использовать карточки с цифрами или картинки, на которых, кроме самой цифры еще будут нарисованы различные предметы в определенном количестве;
  • наглядный материал бывает и в форме плакатов или таблиц;
  • также хорошо работают кубики и цифры на магнитах;
  • можно найти обучающие лото или домино на тему счета;
  • полезным будет и различный счетный материал — палочки Кюизинера или специализированные наборы с фруктами, геометрическими формами или другими предметами.

Как это работает? На самом деле, все зависит от вашей фантазии, ведь обучающие игры вы можете придумывать и самостоятельно, опираясь или взяв за основу уже существующие методические разработки.

  • Наглядные пособия помогают ребенку визуализировать числа. Покажите ему цифры на плакате или на карточках, пусть он подумает, на что похожа каждая цифра или придумает для нее особенный образ, к примеру, двойка очень похожа на плывущего лебедя, а восьмерка — на два бублика, которых поставили один на другой и т. д.
  • Купите или сделайте самостоятельно «кубики знаний» с карточками. Сначала ребенок может выставлять кубики в коробочку, подсчитывая их и выбирая соответствующую карточку с нужным числом.
  • Очень полезны в этом отношении таблицы и кубики Зайцева, так как с их помощью можно показывать малышу разницу между большими и маленькими числами, цветные кубики хорошо подходит для обучения счету в столбик — выкладывая примеры, ребенок будет видеть, что единицы обозначаются одним цветом, а десятки — другим.

Домино для обучения счета можно сделать из пластилина или быстро затвердевающей пластики. Просто слепите небольшие прямоугольники и проделайте в них углубления с расположением, как точки у домино. Потом изготовьте маленькие шарики разных цветов.

Формы могут играть роль домиков, машинок, кораблей, ковра-самолета или любого другого предмета, в котором будут жить, играть или передвигаться шарики-персонажи в разных количествах:

  • пусть ребенок разложит шарики и посчитает, сколько помещается на каждом прямоугольнике, после этого надо найти и положить рядом карточку с нужной цифрой;
  • закрывайте любые из прямоугольников листом бумаги и предлагайте ребенку вспомнить, какое количество шариков там было;
  • можно играть, как в настоящее домино — тогда вам понадобится сделать много фишек, а дополнительными игроками могут быть игрушки, за которых вы тоже будете выполнять ходы;
  • раскладывайте по порядку все цифры от одного до десяти и наполняйте прямоугольники шариками, потом пусть ребенок отвернется, а кто-то вредный, к примеру, баба Яга прилетит и перепутает все, а малышу будет поставлена задача все исправить;
  • с помощью разноцветных костяшек и шариков можно учиться разделять их на группы по цвету и количеству точек;
  • показывайте ребенку, чем отличается большее число от меньшего, пусть он находит костяшки и с одинаковым количеством точек.

Как не пропустить момент, когда можно начинать обучение математике, чтобы счет уложился у ребенка в голове, рассказывает педагог.

Обучаем счету быстро и легко

Маленького кроху можно знакомить с цифрами, совершая обычные повседневные дела:

  • вот вы умываете оба глаза и один носик, вот моете две руки и ноги;
  • вот обуваете два ботинка, но надеваете одну кофточку;
  • затем можно считать пальчики — сначала на одной ручку, а потом и на двух, сопровождая счет стишками и потешками;
  • попробуйте считать ребенку персонажей сказки, которую вы читаете на ночь, к примеру, всех жителей теремка или всех, кто вытягивал репку и т. д.;
  • хорошо познакомить малыша с цифрами могут специальные развивающие мультфильмы и презентации;
  • цифры можно рисовать или раскрашивать, играть с магнитами на доске;
  • используйте в обучении матрешек, кольца пирамидки, лабиринты и прочие игрушки, которые могут быть интересны ребенку и полезны.

Учимся считать до десяти

Многие методики советуют начинать обучение счету с действий с предметами, а не с цифрами. То есть, сначала вы оперируете только, например, игрушками: у ребенка на столике стоит одна машинка, если к ней приедет еще одна, то их станет две, а потом к ним может присоединиться третья, четвертая и т. д.

Практиковаться, как уже говорилось, можно всегда и везде, пересчитывая и птиц на ветке, и деревья по дороге, и ступеньки в лестнице.

Потом начнется знакомство и с самими цифрами. Помните, что ребенку будет легче, если визуализировать их образы, а сделать это можно с помощью различных наглядных пособий.

Наиболее традиционным и простым способом обучения всегда был счет на пальцах, однако учитывайте, что так вы совершенно не даете ему задействовать механизм памяти, а позже вам придется отучивать малыша от использования пальцев и учить его считать в уме, а это достаточно непросто.

Еще один способ для механического запоминания цифр и их порядка — обучение счету «по линеечке». Однако многие педагоги полагают, что с ним вы рискуете отучить ребенка запоминать и думать, ведь такой примитивный метод не только тренирует, но и тормозит память и умственное развитие.

Его суть состоит в том, чтобы для получения, к примеру, цифры пять, вы должны найти на линейке цифру два и отсчитать от нее три деления по сантиметру вправо.

Можете поиграть с ребенком в цифровой паровозик. Для этого выстройте его любимые игрушки или машинки в большой поезд, добавляя по одному вагончику. Пусть малыш сам называет: мишка — это один или первый вагон, к нему присоединяется зайчик — это два или второй вагон и т. д. Потом поезд необходимо расформировать и посчитать цифры в обратном порядке.

Учимся считать до ста

Сначала нужно хорошо закрепить цифры и счет до десяти. Учите с ребенком различные несложные и веселые стишки на запоминание чисел, загадки, песенки и считалки. Задействуйте обучающие игры с наглядными пособиями, ищите знакомые цифры на номерах домов и встречающихся машин.

На каждом занятии расширяйте диапазон знакомых цифр. Сначала вы должны объяснить ребенку, как считать от десяти от двадцати, а потом показать ему принцип счета десятками до ста.

Конечно, сразу он все не усвоит и не запомнит, но это не страшно. Двигайтесь постепенно, периодически вспоминая то, что уже было выучено и закрепляя материал, возвращайтесь к прежним темам в контексте уже новых, более сложных задач.

Среди упражнений, которые могут быть полезны на этом этапе, стоит отметить:

  • поиск «соседей» какого-либо числа, к примеру, ребенок должен назвать или найти, какие цифры стоят до и после пятерки;
  • поиск пропущенных или пропавших цифр в цепочке;
  • упорядочивание перепутанного ряда чисел;
  • счет в обоих направлениях в пределах каждого десятка;
  • знакомство с часами и принципом определения времени, различные игры на эту тему;
  • знакомство с термометром для измерения воздуха и принципом его работы — ребенок может ежедневно записывать показания температуры и сравнивать их и т. д.

Учим ребенка запоминать примеры и состав чисел

Если ребенок выучит и сможет перечислить цифры, то это еще не значит, что он умеет считать, ведь для этого ему необходимо научиться определять состав числа и владеть различными простыми математическими операциями, как вычитание, сложение, умножение и деление.

Знакомить малыша с вычитанием и сложением можно после того, как он уверенно освоит счет до десяти. Есть способ, который считается элементарным, но не слишком полезным для дальнейшего обучения.

Его суть состоит в том, чтобы показать ребенку, как складывать и вычитать по единичке, к примеру, для получения цифры пять вы добавляете к тройке единицу, а потом еще одну, либо и вовсе слагаете пять единиц. Многие специалисты не советуют останавливаться на этом методе, а считают, что лучше сразу показывать ребенку полноценный счет.

Тем не менее, в играх его вполне можно поначалу использовать. Возьмите хотя бы классики с нарисованными цифрами в квадратах. Пусть ребенок прыгает с ведерком или корзинкой, в которой будут небольшие игрушки, возможно, пластмассовые фрукты:

  • перепрыгивая с клетки на клетку по порядку малыш должен считать пока вслух — один плюс один будет два, два плюс один — получится три и т. д.;
  • когда он просчитает все без ошибок от одного до десяти, пробуйте прыгать и считать в обратную сторону, уже вычитая;
  • также можно раскладывать игрушки, прыгая по клеткам и считая их, определять, какая цифра больше, а какая меньше, когда получается ноль.

Чтобы ребенку было легче усвоить сложение и вычитание, решайте с ним простые задачки с использованием наглядных примеров:

  • разложите на двух тарелках разное количество конфет или печенья, пусть он сосчитает их и сравнит, где больше, а где меньше, затем предложите ему сделать так, чтобы стало поровну, потом возьмите несколько штук — надо посчитать, сколько осталось;
  • учить состав чисел тоже лучше наглядно, а помочь вам в этом сможет самодельное домино, о котором мы уже говорили — детки гораздо быстрее воспринимают яркие визуальные образы, поэтому, если вы покажете на двух костяшках, что пятерка состоит или из двух и трех шариков, или из одного и четырех (они должны быть разноцветными), то он сразу это запомнит;
  • обязательно покажите ребенку самое элементарное математическое правило — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это можно сделать с помощью тех же обычных предметов, к примеру, положив на стол сначала две груши, а потом два яблока, а затем наоборот — малыш должен сказать, что получается одна и та же цифра четыре;
  • представляйте большую цифру, как дом, в котором живут цифры поменьше, придумывайте различные рифмы для лучшего запоминания, предлагайте ребенку экспериментировать и играть в сочетания чисел, самостоятельно формировать условия простых задачек.

Обучаем счету в уме

Когда ребенок уверенно справляется с цифрами и быстро считает, не используя пальцы или вспомогательные средства счета, то его можно уже обучать счету в уме.

В этом процессе присутствуют два обязательных элемента.:

Сначала ваш малыш может громко комментировать свои действия и те математические операции, которые он совершает. Потом он начнет делать это шепотом, пока не придет к счету в уме без проговаривания вслух.

Нередко детям поначалу необходимо совершать определенные действия с предметами, чтобы их сосчитать — переставлять, передвигать, убирать. Следующим шагом станет просто указание пальцем на подсчитываемые предметы, а затем малыш научится вести подсчет просто глазами.

Очень помогают обучению счета в уме дидактические игры, также детям нравится играть в магазин. Можно приобрести пособие под названием «Касса цифр», оперировать игрушечными или условными деньгами и фантиками или же приобщать ребенка к настоящим покупкам в магазине.

Если ребенок проявляет способности к математике, знакомьте его с умножением и делением, понятием четных и нечетных чисел, некоторыми формулами.

Учимся считать в столбик

Когда малыш научится писать цифры, его можно потихоньку подготовить к счету в столбик. Для этого просто нужно показать, как располагаются и записываются числа при таком способе подсчета.

Ключевой принцип записи чисел в столбик — расположение друг под другом с разной разрядностью, то есть, единицы пишем под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями. Объясните ребенку, что так и происходит сложение — от единиц или справа налево.

Для развития знаний необходима постоянная практика. Не стремитесь, чтобы ребенок зазубривал информацию. Переходите к следующей операции счета только тогда, когда малыш запомнит предыдущую, то есть, не начинайте учить его вычитать в столбик, пока он еще не умеет хорошо таким способом складывать.

На помощь вам тоже придут наглядные примеры в виде дидактических игр, схем, карточек-цифр, разноцветных кубиков.

Заключение

Математика — достаточно непростая наука, однако и она может быть увлекательной и интересной, если вы откроете ее своим детям именно с такой стороны.

Будьте последовательны и терпеливы, превращайте процесс обучения в занимательную игру, не предъявляйте ребенку завышенные требования — тогда все пойдет гораздо легче и быстрее, и уже очень скоро малыш порадует вас своими новыми достижениями и математическими способностями.

dozhdalis.ru

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ

============================= Особенности математического восприятия дошкольника Для того чтобы наши занятия шли малышу только на пользу, необходимо представлять его реальные возможности и потребности. Мы должны понимать, что мыслительный аппарат у маленького ребенка еще незрелый, и он не умеет полноценно обобщать и делать выводы. Так двухлетний малыш может, тыча пальчиком в предметы, последовательно произносить: - Один, два, три, четыре. Тем не менее, на вопрос: «Сколько всего предметов?» - ребенок ответить пока не может. Лишь в три с половиной-четыре года ребенок готов к началу осмысленного, а не механического обучения математике. Он уже способен научиться складывать и вычитать в уме числа в пределах пяти, но проделывать те же действия с большими числами, обычно до четырех-четырех с половиной лет малышу еще не по силам. Для детей дошкольного возраста совершенно нормально считать, что любое математическое действие верно только в данный момент и только с этими предметами. Малыши считают, что, если раздвинуть предметы - их станет больше, а если их поставить поближе друг к другу, то их станет меньше. Если перенести или изменить положение предметов, то их число тоже изменится. Малыш, складывая 4 и 3, обязательно пересчитает все предметы сначала: - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, - и только после этого даст ответ. Ребенок же более зрелый станет считать и рассуждать иначе: - Здесь 4 предмета, значит 4 + 1 + 1 + 1 = 7. Объем и вес предметов малыш тоже представляет не совсем правильно. Дошкольник считает, что сплюснутая конфета стала меньше, а вытянутая больше, и что вата всегда легче железа, так как он опирается на свои ощущения, а не на непонятные показания весов. Первым такие особенности развития дошкольников заметил и описал французский психолог Жан Пиаже. Их так и называют в его честь «феномены Пиаже». Многие из этих феноменов в процессе роста и обучения ребенка ослабляются к 6-7 годам, но часть из них сохраняется до 9-10 лет. Несмотря на это, все дети к школе могут научиться считать, складывать, вычитать и решать несложные задачи. === С чего начинается математика Любое обучение проходит три этапа: привыкание, понимание и осмысленное запоминание. При этом математика не должна быть чем-то отвлеченным, а естественной частью жизни ребенка, иначе он скоро забудет все, чему мы его научили. Сначала, играя и разговаривая с ребенком, учим его сравнивать предметы и их свойства, отличать большую вещь от маленькой, длинную от короткой, тяжелую от легкой, круглую от прямоугольной и многое другое. Обычно, еще до того, как ребенок сможет осмыслить, что такое простой счет, мы в разговоре с ним упоминаем числа и математические понятия: - Жили-были три медведя. - У тебя ведь много игрушек. Поделись с Сережей! - Твое ведерко меньше, чем мое. - Дай, пожалуйста, Маше одного поросенка, а другого возьми себе. - Ты хочешь один играть или пойдешь со мной? - У тебя две ручки - значит, и рукавичек было две. Где вторая рукавичка? - Подожди пять минут, пожалуйста. Вместе со стихами Агнии Барто детям обычно предлагают выучить считалочку про зайчика. Один, два, три, четыре, пять - Вышел зайчик погулять. В результате, большинство детей после трех с половиной лет умеют считать, и даже складывать, и вычитать в пределах четырех-пяти. Однако они могут об этом не знать, и им нужно помочь проявить свои познания, но сначала ребенок должен научиться считать осмысленно, а не механически. === Осмысление счета в игре и движении "Оленька охотно все пересчитывает и знает, сколько всего предметов, и все-таки я не уверена, что Оленька считает достаточно осмысленно. Чтобы счет стал осмысленнее, мы с Оленькой слегка преобразили известный стишок: Мы делили апельсин, Много нас, а он - один. Эта долька - для ежа - раз. Эта долька - для чижа - два. Эта долька - для котят - три. Эта долька - для утят - четыре. Эта долька - для бобра - пять. А для волка - кожура! Разозлился волк - беда, Разбегайтесь кто куда!" Осмысление счета - иногда достаточно трудный процесс и может потребовать довольно много времени, поэтому мы, не торопясь и не расстраиваясь, пробуем все новые приемы и игры. "Снова пыталась приблизить Оленьку к осмыслению счета. Сначала выстроила четыре игрушки одну за другой в очередь. Затем мы их пересчитали и у каждой положили порядковую цифру. Потом обсудили, какое животное стоит до, а какое после, например, зайчика. Я старалась задавать четкие вопросы: - Кто стоит перед зайчиком? Кто стоит после зайчика? Потом вспомнили мультик про козленка, который умел считать до 10, и снова всех пересчитали: - Собачка - 1, зайчик - 2, лиса - 3, котик - 4. И только после этого я стала спрашивать: - После единицы какое число стоит? Перед 2 какое число стоит? Оленька четко ответила на оба вопроса, но так как обычные десять минут наших занятий подошли к концу, нам пришлось прерваться". Только когда ребенок сможет четко без ошибок сказать, какое число стоит впереди любого из пяти первых чисел, а какое сзади, можно считать, что он понимает, что делает и переходить к осмыслению счета до десяти и параллельно осваивать сложение и вычитание. === Как лучше представить число Для того чтобы ребенок хорошо различал разные числа, в его сознании должны возникнуть образы этих чисел. Конечно, ребенок и без нас может создавать эти образы, но мы можем помочь ему найти более подходящие и емкие. Лучше всего для этого подходят цветные точки крупного детского домино. Впрочем, и их можно заменить шариками, зайчиками или ромашками. Главное, чтобы предметы были достаточно мелкими, и их можно было при желании представить как точки домино. Согласитесь, что представить число пять легче, если оно изображено компактно в виде мелких предметов, поэтому ничего удобнее, чем изображения на домино, и придумать невозможно. Однако у ребенка есть большая потребность все потрогать и во всем убедиться самому, поэтому мы с детьми начали изготовлять из быстро застывающего пластилина дополнительное пособие, которое назвали «математическими шариками». Это несколько небольших четырехугольников, каждый с пятью углублениями для шариков. Круглые лунки расположены в том же порядке, что и точки на домино. В каждое углубление можно вставить шарик (или другую удобную фигуру). Можно перекладывать шарики на другой, такой же четырехугольник, и заметить, как выглядят одинаковые числа, или подумать, что сделать, чтобы эти числа были равны. Наглядность пособия и то, что ребенок может своими руками превратить одно число в другое, очень помогает ему легче осознать, чем отличаются разные числа. На данном этапе это очень важная задача. Именно этим отличается ребенок, который умеет считать, от ребенка, который просто запомнил числа без всякого понимания и реально считать не может. === Формируем образы чисел от 1 до 5 Эту важную в обучении малышей тему делим на четыре ступени. 1. Запоминаем, как выглядят числа от одного до пяти. Учимся считать до пяти и привыкаем к правильной раскладке чисел в квадратах в виде точек домино. Обучающий: - Это домики. В них живут шарики-зайчики. Давай посчитаем, сколько шариков-зайчиков живет в каждом домике. После этого обучающий предлагает ребенку заселить и другой домик с таким же числом персонажей и в таком же порядке. 2. Переводим пассивные знания в активные. Для этого поиграем в нашу любимую игру: «Угадай, что я спрятал». Она поможет малышу научиться узнавать, сколько шариков размещено на одном квадратике, даже не пересчитывая, и запомнить каким цифрам соответствует данное количество шариков. Начинать лучше с двух четырехугольников, которые в игре можно называть разными, более приятными для слуха ребенка названиями, например, домиками или машинками. Можно, конечно, для этого дооформить наши квадратики крышей или колесами, но у малышей обычно такое хорошее воображение, что достаточно сказать, что этот квадратик теперь ковер-самолет и они его уже видят. Еще нам понадобятся пластмассовые цифры, пока от 1 до 5. Ход игры может быть примерно такой: - Посмотри, у меня два домика. В каждом живут эти цветные шарики. Сколько красных шариков живет в первом домике, и сколько желтых шариков во втором? Правильно, в первом домике живут 3 шарика, а во втором - четыре. Теперь на домик наползла тучка (листок бумаги). Сколько шариков спряталось под тучкой? Верно, тучка закрыла домик с тремя шариками. Теперь найди в коробке цифры 3 и 4 и положи тройку рядом с домиком, в котором живут три шарика, а четверку куда положим? Конечно, рядом с домиком, в котором живут 4 шарика. Постепенно количество спрятанных «домиков» доводим до 3-4, не забывая придумывать все новые сюжеты игры. Например, как-то наши квадратики превратились в морские корабли, а шарики - в матросов. Часть кораблей спряталась за скалу, и пришлось срочно вспоминать, сколько матросов на каждом корабле нужно было спасти. Для большей наглядности предложим ребенку закрыть глазки и по памяти рассказать, как выглядит какое-то число, а затем открыть глаза и нарисовать его на бумаге или набрать самому на квадратике. 3. Закрепление материала. На данной ступени полезно научиться играть и в саму игру «домино». Играем открыто, переворачивая все костяшки точками вверх. Каждый игрок кладет свою костяшку и громко озвучивает количество точек, например: «пять - три». Хорошо, если в игре примут участие и плюшевые игрушки. Мы с ребенком можем делать ходы и за них. Выигрывает тот, у кого кончились костяшки или их меньше осталось. Разумеется, взрослый выигрывает очень редко - иначе игра быстро надоест. Еще одна веселая игра с воображаемой бабой Ягой. Обучающий выкладывает числовой ряд от одного до пяти, затем отвлекает ребенка и нарушает порядок расположения цифр. Обучающий: - Баба Яга снова перепутала все цифры. Ты сможешь все исправить? Ребенок знает, что это игра, и баба Яга воображаемая, но радостно нам подыгрывает: - Смотри, баба Яга. Мы все цифры снова на место поставили! 4. Углубление осмысления понятий: поровну, одинаковое количество, столько же и чем отличаются числа. Берем три квадратика и раскладываем так, чтобы на двух из них было одинаковое количество шариков, например по 3, а на третьем другое, например, 4. - Посмотри, это три гнездышка. В них сидят воробушки. В каком гнездышке воробушков столько же? А в этих двух поровну? Что надо сделать, чтобы в них стало одинаковое количество птенчиков? Правильно, одного убрать! Предлагаем ребенку «догадаться», чем отличаются три точки от двух, две от четырех и т.д. Ответ, несомненный для взрослого, не так очевиден для ребенка. Ребенок должен ответить примерно так: - Три отличается от двух одной точкой. При помощи костяшек цветного домино можно сделать игру сложнее и интереснее. Сравнить точки домино по трем признакам: по цвету, расположению и количеству точек. === Математические подвижные игры «Иногда к нашим занятиям присоединялся Олин дружок Юра. Они уже умели немного складывать и вычитать, но для того чтобы ребята лучше осознали отличие сложения от вычитания, мы решили немного вернуться назад. Я вспомнила, как на прогулке Оля с Юрой с азартом прыгают по лестнице, пересчитывая ступеньки, и предложила им попрыгать по музыкальной дорожке с цифрами. Сначала они прыгали вперед, с цифры на цифру, от 1 до 10, каждый раз приговаривая: - Прибавляем еще один - получится ... Затем в обратную сторону от 10 к 1, приговаривая: - Вычитаем еще один - получится ... Игра так полюбилась детям, что Юра теперь, как ни зайдет, с порога спрашивает: - Сегодня прыгать и считать будем? Когда, ребята перестали ошибаться, прибавляя и вычитая единицу, то стали вперед и назад считать двойками: - Два, прибавляем один и еще один - четыре, прибавляем один и еще один - шесть ... » Подобный коврик может помочь и нам. Его можно купить или сделать самим, нарисовав на ткани или на бумаге 10 клеток с первыми десятью числами цифрового ряда от 1 до 10. Ниже описаны несколько игр, которые особенно нравятся малышам. 1. Игра поможет малышу научиться осмысленно считать от одного до десяти и обратно. Безусловно, прыгать с кем-то по очереди интереснее. - Один, два, три, четыре, пять - пять, четыре, три, два, один, - проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно. Для разнообразия можно прыгать то на одной ножке, то на двух или еще как-нибудь. Со временем доводим число клеток до десяти. Когда ребенок запомнит порядок счета, можно попросить его снова посчитать вслух, но с закрытыми глазами. 2. Эта игра поможет ребенку приблизиться к пониманию, что такое сложение и вычитание. Теперь малыш прыгает с клетки на клетку со словами: - Один, прибавляем один - два. Два, прибавляем один - три. Три, прибавляем один - четыре. Четыре, прибавляем один - пять. Пять, вычитаем один - четыре. Четыре, вычитаем один - три. Три, вычитаем один - два. Два, вычитаем один - один, - тщательно проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно. 3. Еще одна игра, которая также воспринимается детьми как веселое развлечение. Несмотря на это, она на редкость наглядно показывает, как меняются числа с прибавлением или вычитанием единицы. Ребенок прыгает с клетки на клетку с «лукошком» и достает из него и кладет на каждую клетку по одной ягодке (или другой игрушке), проговаривая: - 1 ягодка, прибавляем 1, получится 2 ягодки; 2 ягодки, прибавляем 1, получится 3 ягодки; 3 ягодки, прибавляем 1, получится 4 ягодки; 4 ягодки, прибавляем 1, получится 5 ягодок. Затем в обратную сторону, при каждом прыжке собирая по одной ягодке: - 5 ягодок, вычитаем 1, останется 4 ягодки; 4 ягодки, вычитаем 1, останется 3 ягодки; 3 ягодки, вычитаем 1, останется 2 ягодки; 2 ягодки, вычитаем 1, останется 1 ягодка; 1 ягодка, вычитаем одну, ничего не останется - ноль. Сначала ребенок не понимает, что он уже прибавляет и вычитает единицу, он только привыкает к этим понятиям, понимание придет позже. «Бабушка! - просит Катюшка на прогулке, - давай в числа играть. Я пятерка, а ты четверка. - Хорошо, - соглашаюсь я, - так кто первый? - Я, конечно, я же больше! - забегает девочка вперед. - Тогда я теперь семерка, - говорю я и становлюсь впереди Кати. - А я уже десять, - говорит Катя и снова становится впереди. - Ладно, - говорю я, - тогда давай играть, кто меньше. Я - семерка! - А я шестерка, снова забегает вперед Катюшка. Малышке эта игра очень нравится, так как в ней чувствуется некое соперничество».

Очень хорошо, когда не мы, а ребенок становится инициатором занятий. Иной раз полезно отложить свои собственные «взрослые» дела, чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленьких дел.

www.BabyBlog.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]