Первый этап. Не используем запись числа
Первостепенная задача — научить считать до 10, не используя соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например, была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать количество ложек, говоря название числа.
Помогут в решении этой задачи практические задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно, даже ступеньки лестницы.
Второй этап. Знакомство с самими цифрами.
В первом классе сначала изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение нуля тем, что ученику на первых порах сложно понять, почему пустота обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами, становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять съели. Осталось — ничего, то есть ноль.
Еще вариант: Показываются эти рисунки, и спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».
На втором образце показано, что если в одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще не останется.
Главное правило, которые должны понять дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше прошлой цифры на один.
Ягодный счет
По опушке шла лисичка: — Раз, в корзинке земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина, Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя черника, Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!
* * *
Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. Шесть — наденем шляпу косо. Пусть смеется он у нас. Семь и восемь, семь и восемь, Мы сплясать его попросим. Девять — десять — снеговик Через голову — кувырк!
Ну и цирк!
* * *
Пошли пальчики гулять, А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.
Чтобы научиться считать до десяти, полезно считать числа не только единицами, но и двойками, тройками и пятерками. Для этого предлагаются такие задачки:
После того как ребенок знает порядок числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно, зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с предметами с параллельной установкой на запоминание.
Например:
В одной тарелке было 4 апельсина, а в другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)
Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите каждому поровну, одинаково.
Сочетать с простыми задачами можно и маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.
На переместительный закон сложения не сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами, то все равно общее количество яблок останется неизменным.
В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток.
В приведенном ниже примере, чтобы сложить числа 8 и 5, второе слагаемое раскладывается так, чтобы дополнить первое слагаемое до десяти, а потом остаток прибавляется к десяти.
Что касается вычитания, то тут раскладывается уменьшаемое по разрядному составу. На примере 15 минус 8 мы видим, что число 15 раскладывается до своих разрядных единиц. В итоге всегда получается 10 и разрядные единички — 5. Теперь: вычитаемое надо разложить на слагаемые. Первым слагаемым будут разрядные единицы от 15-ти, а второе слагаемое подбирается (дети знают состав числа 8). Теперь остается от 10-ти отнять второе слагаемое от восьмерки. И ответ готов. Немного потренировавшись, можно будет легко решать подобные примеры в уме.
Для ребенка начальной школы важны только три таблицы:
Зная эти три таблицы, легко учиться дальше математике в средних классах. Поэтому первый счет ребенка — первые его шаги в мир математики. И желательно, чтобы эти шаги были в игровой форме, потому что интересная и наглядная форма упражнений помогает быстрее учиться считать и с большей мотивацией грызть гранит науки математики.
Читайте также:
Фото: Елена Чулихина.
pedsovet.su
Ошибочно думать, что данный вопрос должны ставить перед собой лишь учителя в начальной школе.
Любой родитель, в то время, когда его ребенку исполняется 2-3 года, уже задается вопросом, как верно учить ребенка считать. В первую очередь, нельзя забывать, что дошкольники обучаются в ходе игры. Детский мозг запоминает лишь броское, занимательное. Исходя из этого никаких нудных объяснений и уроков на тему обучаемся считать для детей!
Посмотрите около. Целый окружающий нас мир – это громадный учебник, дающий возможность научить ребенка считать до 10 и не только, не прибегая ни к какому дополнительному подручному материалу.
Самая первая задача своих родителей – познакомить малыша с понятиями один и большое количество. Наряду с этим ребенок уже должен мочь выделять однородные предметы среди всех остальных.
Первое занятие с самыми мелкими может смотреться так: берем в свою руку ручку малыша, говорим: это пальчики! Закрываем руку в кулачок, оставляем один палец, произносим: это один пальчик! Повторяем пара раз, просим ребенка продемонстрировать большое количество пальчиков; один пальчик. В большинстве случаев, кроме того годовалые дети способны совладать с таким заданием.
После этого детей знакомят с понятиями больше, меньше, равняется. Окружающий мир дает для этого огромные возможности: показываем одно дерево по правой стороне дорожки, два дерева – по левой стороне, спрашиваем, где деревьев больше. За обедом даем ребенку яблоко, берем себе яблоко, спрашиваем у ребенка, у кого больше яблок: у мамы либо у него?
Растолковываем, что и у мамы, и у него одно яблоко, другими словами одинаково. Вводим понятие равенства (количество равняется). Другой вариант — попросить ребенка взять со стола столько же яблок, сколько у мамы. Растолковываем, что столько же – значит равняется.
На протяжении бытовых дел напевайте, проговаривайте вслух один, два, три… и без того до десяти. Комфортно этим заниматься, развешивая белье при ребенке либо вместе с ребенком и нумеруя каждую вещь: один (платье), два (колготы), три (штаны)…
Значительно лучше делать это, загибая пальчики крохе. Существует большое количество стихотворений в детской литературе на запоминание порядка чисел от 1 до 10. Выучите вместе с ребенком одно-два таких стихотворения. Неспешно ребенок сам начнет легко считать до десяти. Попросите ребенка пересчитать приобретения, игрушки в комнате, устройства на обеденном столе.
Задача усложняется, в то время, когда родитель требует назвать число, которое идет по окончании пяти либо перед тремя. Доведя до автоматизма устный счет, не забываем и о понимании, какое число за каким идет. На этом этапе возможно начать писать цифры и числа по порядку от 0 до 10. Тогда ребенок сможет подсмотреть, что стоит по окончании 6 и перед 8, заодно выучит цифры — графическое обозначение чисел.
Для начала необходимо освоить счет в пределах десятки при условии, что ребенок уже обучился считать до десяти. Для этого подойдет классический счет по пальцам, воображающим классическую десятку, понятную каждому ребенку. Принципиально важно обращать внимание детей на состав числа.
Состав числа – это не математическое, а педагогическое понятие, применяемое чтобы в будущем научить ребенка верно считать. Ребенку растолковывают, что число может складываться из меньших чисел, и напротив, из двух меньших чисел возможно взять большее число, объединив их (сложив).
Еще один способ обучения счету в пределах десяти – счет по точкам. Каждое число обозначается соответствующим числом точек на белом фоне (квадратная карточка из бумаги либо картона). Десять карточек раскладываются перед ребенком.
Дабы выяснить состав числа 3, ребенок должен выбрать карточки с одной и двумя точками. Ему легче продемонстрировать это на карточках, т.к. благодаря визуализации математических понятий реализуется наглядное мышление.
Самое простое математическое воздействие на сложение для ребенка – это прибавить единицу. Ребенок, который уже может считать до десяти, легко осознает, что, в случае если к пяти прибавить один, будет шесть (т.к. шесть стоит сразу после пяти, значит, шесть – и имеется число, которое на один больше, чем пять).
Такие примеры нужно чаще повторять не только на пальцах, но и на листочках, игрушках, макаронинах, — в общем, на примере всего, что окружает ребенка. Это окажет помощь родителям научить ребенка хорошо считать и видеть математику около себя. Кроме этого это оказывает помощь научить ребенка считать в уме, кожный покров.к. дети машинально начинают считать ступени, вывески магазинов, игрушки, взятые в сад.
Забирая дочку из сада, спросите, сколько кукол она забирала сейчас. Допустим, ответ будет четыре. Спросите, сколько кукол она разрешила поиграть другим девочкам. К примеру, ребенок покинул себе одну куклу, а остальные дал детям. Объясните, что число 4 складывается из 3 и 1. Спросите, сколько будет, в случае если от четырех (кукол) отнять один (одну куклу).
В большинстве случаев, дети на лету схватывают такие наглядные примеры и дают верный ответ. В случае если повторять это ежедневно, ребенок сам будет говорить о событиях своей жизни, применяя примеры (к примеру, у него было 6 конфет, три он дал маме, одну брату, две съел сам).
Для начала давайте сами обучимся считать для детей. Для этого самое основное – мочь сконцентрироваться на конкретной задаче. Чтобы выяснить, как учить ребенка считать, необходимо задуматься над тем, как мы сами считаем.
Во-первых. мы сосредотачиваемся на примере. После этого мы пробуем удержать в мозгу промежуточные результаты решения, к примеру, в случае если перемножаем в уме двузначные числа. Кто-то закрывает глаза и визуализирует пример. Кто-то воображает, как записывает пример в столбик. Кто-то загибает пальцы на руках.
Дабы научить ребенка считать в уме, попытайтесь дать ему такую задачку. По пути из одного пункта в другой (к примеру, по дороге из дома в гости к бабушке либо из детского сада в магазин) попросите ребенка сосчитать все красные автомобили, встретившиеся по пути.
Во-первых. постановка задачи предполагает, что ребенку нужно сконцентрировать внимание, дабы отфильтровать все лишние элементы: другие предметы, не считая автомобилей, и не красные автомобили.
Во-вторых. между обнаружением очередной красной автомобили может пройти от нескольких секунд до минуты-двух, исходя из этого ребенок обучается удерживать в памяти промежуточный итог вычислений. Дабы уменьшить задачу, разрешите ему загибать пальцы. Дабы усложнить задание для более взрослого ребенка, попытайтесь на другой сутки продолжить счет либо начать счет автомобилей другого цвета, а позже попросить ребенка назвать, сколько автомобилей какого именно цвета он видел, к примеру, за 3 дня.
Точно так же, как единицами, предварительно растолковав на точках (кружочках, семечках, макаронинах…), что 10 единиц принимаем за одну единицу называющиеся десятка. Таких дюжина возможно одна, две, три (считаем по порядку докуда ребенок может). Дабы сложить десять и двадцать, необходимо к ОДНОЙ десятке прибавить ДВЕ десятки (другими словами решить несложный пример 1+2).
Для этого нужно для начала ввести понятие разрядов. Разряд – это место записи цифры в числе. На последнем месте пишутся единицы, на втором с конца – десятки, на третьем – много, и без того потом. При записи в столбик принципиально важно, дабы любой разряд был строго приятель под другом. К примеру, в случае если мы складываем 23 и 8, восьмерка должна быть записана строго под тройкой.
Ребенок должен прибавить восемь к трем, записать под единицами количество оказавшихся единиц (т.е. 1), а одну оставшуюся десятку перенести в разряд дюжина, другими словами прибавить к двум. Оказавшееся число (3) записывается под разрядом дюжина. Ответ – 31.
Весьма интересно взглянуть, как считают японские дети. Способ столбиков в их школах не используется, и умножение, к примеру, производится посредством рисования линий. Вверху рисуем столько линий, сколько дюжина в первом числе.
Отойдя, ниже рисуем такое количество параллельных линий, сколько единиц в первой числе. Перпендикулярные линии (слева направо) обозначают, соответственно, число дюжина и единиц второго множителя. Произведение определяется числом пересечений линий.
Плюсы таковой системы – наглядность и отсутствие необходимости держать числа в уме. Минусы – неудобство при перемножении солидных чисел (к примеру, умножая 67 на 98, легко совершить ошибку при подчете пересечений и появляется необходимость переноса разрядов). Помимо этого, сам рисунок для одного примера занимает много места в тетради. В целом, классическая русский система счета в столбик эргономичнее.
Во-первых, выучить назубок понятия разрядов: единицы, десятки, много. Ребенок должен четко ориентироваться в этих понятиях, знать, что в сотне 10 дюжина либо 100 единиц, что 100 единиц – это и имеется сотня. У него в голове должны быть кучки из единиц, образующие десятку, и кучки из дюжина, образующие сотню. Потом, наглядно продемонстрировать на примере финансовых монет и купюр, что такое единица (за единицу возможно взять рубль), монетка в 10 рублей – то же самое, что 10 рублевых монеток.
Попросите ребенка дать вам 10 рублей мелочью либо 1 монетой. Попросите дать 12 рублей. После этого неспешно переходите к примерам. Другой вариант – начать с самой маленькой финансовой единицы – копейки. Возможно поведать, что копейками люди практически не пользуются, но что 100 копеек составляют рубль, и потом перейти уже к рублям.
Играем в магазин: у ребенка 20 рублей, ему необходимо приобрести мороженое за 10 рублей. Неспешно усложняем задачу: мороженое стоит 11 рублей; 13 рублей. Еще усложняем: у ребенка 50 рублей, мороженое стоит 13 рублей. И т.д. После этого переходим к сотням. в течении всей игры рядом должен лежать пример – какое количество монеток по рублю в десятке, при полсчетах ребенок может перекладывать рубли из одной кучки в другую, дабы посчитать, сколько необходимо взять сдачи.
По окончании того, как ребенок обучился определять сдачу в пределах много (т.е. отнимать двузначное число из 100), возможно переходить к комбинированным примерам, требующим вычитания двух и более чисел (мама приобрела хлеб за 15 рублей и молоко за 25).
Кроме этого существуют Как обучиться считать видео-уроки, в которых пошагово предлагается знакомство с цифрами, несложными математическими понятиями, решение примеров и каковые возможно наблюдать вместе с ребенком.
Так, играясь с ребенком и обращая его внимание на количество предметов в окружающем мире, возможно с раннего детства воспитать любовь к математике и научить считать своего малыша.
razryd2000.ru
Когда малыш вырастает из пеленок, начинает бегать, говорить и интересоваться всем подряд, любящие родители задумываются о том, как научить ребенка считать. Эти навыки очень полезны маленькому человеку, и чем раньше он освоит их, тем будет лучше. Далее поговорим о том, как познакомить кроху с цифрами и числами до 100.
Точных сроков никто не сможет назвать, но научно доказано, что в 2-3 года у ребенка возникает наиболее сильная потребность в новых знаниях и получении информации. Сейчас кроха готов учить все, он впитывает знания, как губка, тянется к неизведанному и вообще являет собой идеальную почву для взращивания тех или иных способностей.
Именно поэтому лучше начать знакомить малыша с цифрами в период от двух до трех лет. Впрочем, можно сделать это и раньше. Уже в годовалом возрасте дети способы понимать, что один и два разные вещи, хотя до конца осознать количественные состояния предметов они пока не в силах.
Счет до 10 – основная задача, которую нужно поставить родителю маленького ребенка. Но освоить сразу 10 цифр малышу может быть сложно, поэтому научите кроху сначала считать до 5.
Для этого можно прибегнуть к следующим методам, которые легко реализовать в домашних условиях.
Очень хорошо, если вы приобщите малыша к домашним делам, параллельно обучая счету. Например, можете поручить крохе вымыть пять чашек. При этом попросите чадо считать: раз чашка, два чашка. Или перед походом в магазин попросите малыша запомнить пять позиций из списка продуктов. Ребенок должен напомнить вам о том, что нужно купить. При этом можно загибать пальцы, чтобы не сбиться со счета. Это позволит как научить ребенка считать в уме, так и позаботиться о развитии его памяти.
Полезными будут занятия с карточками. Такие пособия продаются во всех книжных магазинах и в интернет-магазинах для детей. Сначала показывайте карточки последовательно, затем чередуйте – пусть чадо отвечает, сколько на карточке изображено предметов (помните, что написание цифр мы пока не учим!)
Но постарайтесь не надоедать малышу со своей «математикой». Делайте все ненавязчиво и легко, в игровой форме, чтобы малыш раньше времени не чувствовал себя учеником в школьном классе.
Это занятие похоже на то, когда вы хотите научить ребенка читать по слогам и поэтапно знакомите его с буквами и звуками. Не спешите, убедитесь, что малыш хорошо усвоил полученную информацию, прежде чем переходить к следующему этапу обучения.
После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.
Посвятите цифре весь день:
Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.
Следующим этапом математического обучения ребенка в домашних условиях будет счет до 20. Приступать к занятиям следует лишь тогда, когда кроха уже хорошо освоил цифры от 1 до 9 и число 10.
К 4-5 годам, когда малыш уже считает от 1 до 20, можно познакомить его с числами до 100. Это требует определенного терпения и времени, обучение счету процесс довольно долгий и трудоемкий.
Итак, как научить ребенка быстро считать до ста?
Такие базовые операции, как сложение и вычитание, пригодятся ребенку еще до школы. Умение посчитать предметы в повседневной жизни придаст крохе уверенности в себе, а также даст толчок развитию интеллекта. Но с чего начать?
Прежде всего, запомните – никаких уроков математики! Только игра и интересное времяпрепровождение.
Используйте специальные книжки и тетрадки, в которых даны легкие примеры для обучения сложению и вычитанию.
Научить малыша считать быстро и не задумываясь довольно непросто. Для этого требуется практика, опыт и, конечно, постоянные интересные занятия (но не такие, как в школьном классе). Стоит отметить, что даже если мама не чувствует в себе особых педагогических наклонностей, она может рассчитывать на помощь воспитателей в детском садике, которые точно знают, как научить ребенка считать.
agushkin.ru
Цифры и математические подсчеты — это не обязательно скучно и безрадостно. Почему-то многие, возводя математику в ранг «царицы всех наук», наделяют ее именно такими характеристиками.
Однако мир цифр может быть очень увлекательным — просто нужно найти к нему правильный подход. И если вы до сих пор его не нашли, то с появлением необходимости обучить математическим основам и счету своего ребенка, вам придется искать с удвоенной силой.
В самом начале пути от вас зависит очень многое, поэтому не стоит пускать процесс на самотек или обучать ребенка непоследовательно. На самом деле, малыши любят считать, главное — подобрать подходящую вам методику обучения и постараться донести информацию до ребенка в максимально простой и интересной, а лучше и игровой форме.
Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.
Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.
Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант — начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.
Научиться считать до десяти вполне легко ребенок может в возрасте двух-трех лет, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и общего развития.
Многие мамы занимаются математикой с детками, даже не подозревая об этом. К примеру, когда вы показываете ребенку различные игровые упражнения на счет, как «Сорока-ворона», «Ладушки» или «Вышли пальчики гулять» — как правило, знакомство с такими потешками происходит раньше, чем крохе исполняется полгода.
Конечно, он еще не учит цифры, как таковые, но зато вы помогаете ему развивать память, восприятие наличия объектов и их количества, способствуйте формированию образного мышления, работаете над улучшением мелкой моторики рук и пальчиков.
После года или к полутора годам на примере игрушек — тех же матрешек либо любых других предметов ребенок может познакомиться с понятиями «один-много».
Параллельно пробуйте показывать ему цифры, так в игровой форме легче научить счету. Для этих целей подойдут и различные кубики, и магниты на доске, и красочные плакаты, и многие другие приспособления, с помощью которых можно преподать математику весело и интересно.
Если вы будете практиковаться в счете постоянно, постепенно увеличивая количество знакомых цифр, то к трем годам ребенок совершенно легко будет считать до десяти без подсказок и ошибок.
Из данного видео можно узнать, как обучить ребенка считать до десяти, сколько времени рекомендуется отводить для занятий, какие средства можно использовать.
В четыре года малыш, с которым регулярно занимались, сможет различить, какое число больше, а какое меньше, а также будет знать такие понятия, как «равно» и ноль.
Теперь, чтобы научиться считать до ста, ребенку необходимо понять основные принципы числового состава и соединения. Для этого вы должны сначала показать и объяснить ему, как формируются десятки и двузначные числа.
Будьте готовы к тому, что малыш сразу может не понять. Не стоит спешить — значит, пока отложите эту информацию и повторите ее через какое-то время. Хорошо, если вы выучите пока счет от десяти до двадцати.
Есть детки, которые быстрее схватывают и проявляют более выраженные способности к математике — такие смогут освоить счет десятками до ста и в четыре-пять лет. Если же ваш ребенок выраженный гуманитарий, то к нему эта способность придет просто немножко позже.
Некоторые педагоги советуют все же сначала показать малышу процессы вычитания и сложения с теми цифрами, которыми он хорошо оперирует, то есть, от ноля до десяти или до двадцати. Это существенно поможет в закреплении материала и в понимании предмета, как такового, и только потом можно будет переходить к освоению десятков и счета до ста.
Согласитесь, что быстро считать ребенок сможет лишь тогда, когда:
Как правило, быстрый счет дети осваивают приблизительно в пять или после пяти лет.
Одновременно с этим стоит постепенно отучать ребенка от использования при счете различных вспомогательных средств, как палочки, к примеру. Также в возрасте пяти-шести лет дошкольнику уже стоит переставать считать по пальцам, а переходить на счет в уме.
Этот процесс может потребовать немало времени, но ваша задача — терпение и постоянные регулярные занятия для развития памяти, пока ребенок не доведет операции сначала с первым десятком цифр до автоматизма.
Усвоив простые механизмы подсчета в уме, он гораздо легче и быстрее будет запоминать все дальше и вскоре сможет решать и усложненные примеры.
Чтобы занятия были в радость и вам, и ребенку, стоит соблюдать несколько правил и рекомендаций специалистов.
Обязательно учитывайте все эти моменты и занимайтесь с ребенком не потому, что так нужно, а будьте, прежде всего, заинтересованы и увлечены сами — тогда и малышу ваши уроки станут в радость, а от занятий вы оба сможете получать не только знания, но и позитивные эмоции.
Обратите внимание на существующие игровые методики, помогающие быстрее познакомиться с миром математики:
Как это работает? На самом деле, все зависит от вашей фантазии, ведь обучающие игры вы можете придумывать и самостоятельно, опираясь или взяв за основу уже существующие методические разработки.
Домино для обучения счета можно сделать из пластилина или быстро затвердевающей пластики. Просто слепите небольшие прямоугольники и проделайте в них углубления с расположением, как точки у домино. Потом изготовьте маленькие шарики разных цветов.
Формы могут играть роль домиков, машинок, кораблей, ковра-самолета или любого другого предмета, в котором будут жить, играть или передвигаться шарики-персонажи в разных количествах:
Как не пропустить момент, когда можно начинать обучение математике, чтобы счет уложился у ребенка в голове, рассказывает педагог.
Маленького кроху можно знакомить с цифрами, совершая обычные повседневные дела:
Многие методики советуют начинать обучение счету с действий с предметами, а не с цифрами. То есть, сначала вы оперируете только, например, игрушками: у ребенка на столике стоит одна машинка, если к ней приедет еще одна, то их станет две, а потом к ним может присоединиться третья, четвертая и т. д.
Практиковаться, как уже говорилось, можно всегда и везде, пересчитывая и птиц на ветке, и деревья по дороге, и ступеньки в лестнице.
Потом начнется знакомство и с самими цифрами. Помните, что ребенку будет легче, если визуализировать их образы, а сделать это можно с помощью различных наглядных пособий.
Наиболее традиционным и простым способом обучения всегда был счет на пальцах, однако учитывайте, что так вы совершенно не даете ему задействовать механизм памяти, а позже вам придется отучивать малыша от использования пальцев и учить его считать в уме, а это достаточно непросто.
Еще один способ для механического запоминания цифр и их порядка — обучение счету «по линеечке». Однако многие педагоги полагают, что с ним вы рискуете отучить ребенка запоминать и думать, ведь такой примитивный метод не только тренирует, но и тормозит память и умственное развитие.
Его суть состоит в том, чтобы для получения, к примеру, цифры пять, вы должны найти на линейке цифру два и отсчитать от нее три деления по сантиметру вправо.
Можете поиграть с ребенком в цифровой паровозик. Для этого выстройте его любимые игрушки или машинки в большой поезд, добавляя по одному вагончику. Пусть малыш сам называет: мишка — это один или первый вагон, к нему присоединяется зайчик — это два или второй вагон и т. д. Потом поезд необходимо расформировать и посчитать цифры в обратном порядке.
Сначала нужно хорошо закрепить цифры и счет до десяти. Учите с ребенком различные несложные и веселые стишки на запоминание чисел, загадки, песенки и считалки. Задействуйте обучающие игры с наглядными пособиями, ищите знакомые цифры на номерах домов и встречающихся машин.
На каждом занятии расширяйте диапазон знакомых цифр. Сначала вы должны объяснить ребенку, как считать от десяти от двадцати, а потом показать ему принцип счета десятками до ста.
Конечно, сразу он все не усвоит и не запомнит, но это не страшно. Двигайтесь постепенно, периодически вспоминая то, что уже было выучено и закрепляя материал, возвращайтесь к прежним темам в контексте уже новых, более сложных задач.
Среди упражнений, которые могут быть полезны на этом этапе, стоит отметить:
Если ребенок выучит и сможет перечислить цифры, то это еще не значит, что он умеет считать, ведь для этого ему необходимо научиться определять состав числа и владеть различными простыми математическими операциями, как вычитание, сложение, умножение и деление.
Знакомить малыша с вычитанием и сложением можно после того, как он уверенно освоит счет до десяти. Есть способ, который считается элементарным, но не слишком полезным для дальнейшего обучения.
Его суть состоит в том, чтобы показать ребенку, как складывать и вычитать по единичке, к примеру, для получения цифры пять вы добавляете к тройке единицу, а потом еще одну, либо и вовсе слагаете пять единиц. Многие специалисты не советуют останавливаться на этом методе, а считают, что лучше сразу показывать ребенку полноценный счет.
Тем не менее, в играх его вполне можно поначалу использовать. Возьмите хотя бы классики с нарисованными цифрами в квадратах. Пусть ребенок прыгает с ведерком или корзинкой, в которой будут небольшие игрушки, возможно, пластмассовые фрукты:
Чтобы ребенку было легче усвоить сложение и вычитание, решайте с ним простые задачки с использованием наглядных примеров:
Когда ребенок уверенно справляется с цифрами и быстро считает, не используя пальцы или вспомогательные средства счета, то его можно уже обучать счету в уме.
В этом процессе присутствуют два обязательных элемента.:
Сначала ваш малыш может громко комментировать свои действия и те математические операции, которые он совершает. Потом он начнет делать это шепотом, пока не придет к счету в уме без проговаривания вслух.
Нередко детям поначалу необходимо совершать определенные действия с предметами, чтобы их сосчитать — переставлять, передвигать, убирать. Следующим шагом станет просто указание пальцем на подсчитываемые предметы, а затем малыш научится вести подсчет просто глазами.
Очень помогают обучению счета в уме дидактические игры, также детям нравится играть в магазин. Можно приобрести пособие под названием «Касса цифр», оперировать игрушечными или условными деньгами и фантиками или же приобщать ребенка к настоящим покупкам в магазине.
Если ребенок проявляет способности к математике, знакомьте его с умножением и делением, понятием четных и нечетных чисел, некоторыми формулами.
Когда малыш научится писать цифры, его можно потихоньку подготовить к счету в столбик. Для этого просто нужно показать, как располагаются и записываются числа при таком способе подсчета.
Ключевой принцип записи чисел в столбик — расположение друг под другом с разной разрядностью, то есть, единицы пишем под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями. Объясните ребенку, что так и происходит сложение — от единиц или справа налево.
Для развития знаний необходима постоянная практика. Не стремитесь, чтобы ребенок зазубривал информацию. Переходите к следующей операции счета только тогда, когда малыш запомнит предыдущую, то есть, не начинайте учить его вычитать в столбик, пока он еще не умеет хорошо таким способом складывать.
На помощь вам тоже придут наглядные примеры в виде дидактических игр, схем, карточек-цифр, разноцветных кубиков.
Математика — достаточно непростая наука, однако и она может быть увлекательной и интересной, если вы откроете ее своим детям именно с такой стороны.
Будьте последовательны и терпеливы, превращайте процесс обучения в занимательную игру, не предъявляйте ребенку завышенные требования — тогда все пойдет гораздо легче и быстрее, и уже очень скоро малыш порадует вас своими новыми достижениями и математическими способностями.
dozhdalis.ru
Очень хорошо, когда не мы, а ребенок становится инициатором занятий. Иной раз полезно отложить свои собственные «взрослые» дела, чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленьких дел.
www.BabyBlog.ru