Как научить ребенка читать с чего начать


Обучение чтению. Когда и как начинать учить ребёнка читать

По общему правилу ребёнок готов к обучению чтению в возрасте 4-5 лет. Но сегодняшние детки часто развиваются быстрее и к 3-4 годам многие уже знают все буквы и узнают простые слоги. Поэтому, если трёхлетний ребёнок проявляет интерес к буква, то это сигнал к тому, что уже можно понемногу учить его читать с помощью различных игр и упражнений.

С чего начать?

Главное правило обучению чтению: «Не гонитесь за результатом!». Для начала покажите ребенку азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием. Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв. Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка. Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте! Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу. Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать. Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания. Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.

Упражнения

1. Изучение букв

Чтобы помочь малышу запоминать буквы: — выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; — моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки; — обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

2. Изучение слогов

Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв: — многократно называйте слоги; — предлагайте найти определенный слог и затем назвать его; — попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог; — сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги; — можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил; — искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению: «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).

3. Изучение звуков

— потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове; — называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку; — вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»; — ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка — мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор – забор);

Игры для тех, кто хорошо ориентируется в алфавите и начинает читать слова

(за небольшим исключением, это дети от 3 лет)

1. Соедини буквы


По всей площади листа бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим, от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке.

2. Изобрази алфавит

Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните, как она выглядит, в книге или на карточке.

3. Найди букву

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

4. Найди слово

Первое задание – найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание – найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец. Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.

источник

luntiki.ru

Как можно научить ребенка читать?

Для чего ребенку учиться читать? Вопрос с одной стороны странный, а с другой вполне адекватный, и все потому, что мы считаем чтение вполне естественным процессом.

Без умения читать ни один ребенок не сможет полноценно жить в современном мире. Другими словами — он будет необразованным невеждой, которого ни в школу, ни на работу (в будущем) не возьмут.

Но как научить ребенка читать? Можно ли вообще привить малышу любовь к этому делу и какие методы обучения чтению существуют в данное время? Как вести себя родителям, если их ребенок отказывается осваивать чтение? На эти и другие вопросы мы постараемся дать вам развернутый ответ.

В чем вред слишком раннего обучению чтению?

Раньше все было просто: пошел в школу ребенок — начал изучать буквы и читать. Сегодня некоторые педагоги и родители стараются внедрить в сознание ребенка необходимость чтения книжек немного раньше, чем это делали их мамы и папы.

Это ведь повод для гордости: ребенок 2 лет, свободно читающий Толстого и Пушкина! Можно даже перед друзьями хвастаться своими достижениями и надувать от удовольствия обе щеки.

Однако способности детей индивидуальны и «гнаться» за гениями и детьми-индиго ни в коем случае не стоит. Психологи говорят, что ранее чтение формирует у малышей проблемы в развитии социальном, затрудняя их вхождение в детский коллектив.

Все потому, что, пытаясь начать читать раньше времени, они не успевают сформировать внутри навыки социализации — некогда им просто!

Логопеды твердят, что малыши, которых рано посадили в «читальный зал», не понимают смысла усвоенного: для них пересказ того, о чем пишется в книге — это из области фантастики!

Этапы психологического развития малышей

Давным-давно Жан Пиаже, швейцарский психолог, разделил психологическое взросление малышей на три этапа:

  1. Сенсорно-моторный, который начинается от рождения и длится до 2 лет (формирование тактильной чувствительности и ощущений).
  2. Образный, который длится с 2 лет и до 7-ми (освоение языка и формирование самооценки).
  3. Логический, который длится с 7 до 13 лет (сопоставление фактов и дружба с логикой).

Исходя из этого, можно сказать, что освоение чтения, как науки, лучше всего перенести на третий этап и не идти против природы, пытаясь воззвать к логике малыша, когда он еще символическую игру не освоил.

Так когда же можно начинать?

Безусловно, ждать 7-летнего возраста, чтобы усадить малыша за книжку, не станет большинство мам и пап — это как же над ним остальные дети смеяться будут! Потому большинство психологов и учителей говорят о том, что затевать обучение стоит в 5 лет.

Признаки готовности к обучению

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок приступить к обучению, обратите внимание на наличие у него таких физиологических признаков:

  • он разговаривает предложениями (логично, что нельзя научить его читать, пока он не умеет говорить);
  • у него развит слух (фонематический) и он отлично разбирается в звуках;
  • он не страдает проблемами с дикцией, ведь если он не выговаривает половину алфавита, о каком чтении может идти речь;
  • у него сформирована ориентация в пространстве, то есть он уже точно знает, где находится «право» или «лево».

С чего начать: подготовительный этап

Для того, чтобы правильно учить ребенка читать, вам нужно подготовить его к процессу. Кроме того, малыш должен осознавать, для чего ему этот навык и о чем идет речь в книжке.

Больше двигайтесь

Залог хорошего восприятия букв и слов — движение: чем больше прыгает и бегает малыш, тем лучше его ориентация в пространстве.

Развивайте чувство ритма

Развитие чувства ритма — это пение и увлекательная игра на музыкальных инструментах (например, на дудке), а также игры с мячиком и скакалкой.

Изучайте звуки

Пусть ребенок вслушивается в то, что происходит вокруг: вот жужжит пчела, а вот шуршат листики. Для этого будет полезным прибегать к звукоподражательным словам в игровой форме.

Чтение — всему голова!

Чтобы ребенок понял, для чего ему учиться читать, нужно показать необходимость в этом и даже невозможность прожить без важного навыка.

Усиление интереса к обучению

Читая малышу сказку, останавливайтесь на самом интересном моменте и сошлитесь на усталость. Важно, чтобы ребенок забрал у вас «объект» чтения и попытался дочитать книжку сам.

Помощь диафильмов

В них очень много коротких надписей да и кадры в диафильмах меняются медленно. Все это помогает упростить технику чтения.

Читайте на время

Засеките на секундомере «освоение» маленького рассказа и сообщите малышу, сколько он успел прочесть за это время.

Чтение про себя

С закрытым ртом и не растрачивая силы (пусть даже по слогам) — эта хитрость помогает малышу увеличить скорость чтения.

Дыхательная гимнастика

Учите ребенка скороговоркам и следите, чтобы он читал их то громко, то тихо, то быстро, то медленно. В эти моменты наблюдайте за дыханием малыша.

Слова? Слоги? Звуки? Какой принцип обучения наиболее правильный?

Начиная учить малыша читать, любой родитель путается в многообразии методов для этого. То ли азбуку взять, то ли кубики какие-то, то ли вообще дать малышу возможность выбрать метод обучения самостоятельно.

Стараясь упростить понимание процесса, мы разделили методики на несколько групп:

  • чтение словами (Гленн Доман);
  • слоговое чтение (Николай Зайцев);
  • сложение букв;
  • звуко-буквенная методика;
  • игровая методика (Монтессори).

Какой принцип обучения лучше?

Психологи утверждают, что две последние методики лучше всего подходят для того, чтобы ребенок как можно правильнее и быстрее научился читать.

Слоговое и глобальное чтение заставляет его просто заучивать слоги без подробного анализа. Кроме того, при слоговом чтении дети испытывают трудности с грамотностью, а при глобальном у них нарушается принцип «от простого к сложному».

Методики обучения чтению: плюсы и минусы

Азбука

Привычный для большинства родителей метод, по которому они в детстве сами учились читать в домашних условиях. Каждая буква азбуки подкрепляется мнемонической картинкой: А – это аист, а Б – это барабан. Запомнить буквы благодаря этому методу просто, но научиться читать намного труднее.

Еще одно важное правило: вешая перед кроватью ребенка яркие плакаты с алфавитом и картинками, следите, чтобы у малыша не сформировался неправильный ассоциативный ряд.

Он может решить, что «б» - это только лишь «барабан», а не «бублик» и даже «барбос». Наконец, ребенок трудно усваивает, почему в конце концов из сочетания «ма-э-лы-ш» вырастает какой-то диковинный «малыш».

Букварь

Еще один традиционный способ научить ребенка читать. Разновидностей букварей уйма и в каждом из них масса картинок, внедренных в книжку для того, чтобы ребенок, глядя на них, научился правильно соединять сначала звуки в слоги, а из слогов складывать целые слова.

Чтобы выбрать «правильный» букварь, нужно купить такой, который не только показывает малышу алфавит, но и помогает соединять буквы. Самое интересное, что многие родители, использующие разные методики обучения, так или иначе прибегают к помощи старого доброго букваря.

Метод целых слов (методика Домана)

«Модный» способ обучения, относящийся к «глобальной» методике и охватывающий целые слова. Придумал его ученый Гленн Доман. В его Институте Развития Ребенка мамы и педагоги показывали деткам в быстром темпе различные картинки с изображенными на них словами и целыми предложениями, читая вслух надписи.

Длились такие занятия по десять минут, потом по 20, потом по полчаса, а ребенок в конце концов запоминал показанное слово.

Однако данный метод хорош для чтения на английском, потому что в нем нет системы спряжения и склонения. Русский же язык с его «ручка», «ручкой», «ручку» запутает ребенка и он, запомнив слово, будет изучать отдельно его форму.

Принцип обучения по Доману

Начинается занятие с 15 обычных слов в день, в котором происходит демонстрация карточки в течение 1 секунды. Ребенку при этом ничего не объясняется, а просто говорится: «Это – стол».

Через некоторое время слова становятся сложнее, их количество увеличивается, а демонстрация карточек переходит на целые словосочетания и даже предложения. Все просто: ребенок «считывает» рисунок, усваивая его значение.

В этом заключается минус методики Домана: проверка пройденного материала тут не предполагается да и многие малыши (и в 5 лет, и в 6 лет) не хотят обучаться по сложному и довольно скучному методу.

Кубики Зайцева

Этот метод был придуман петербургским педагогом Н.А. Зайцевым, который однажды решил поместить буквы на кубики. Вы наверняка видели эти наборы с картонными развертками, различные пособия и даже плакаты с таблицами.

Их стоимость в «разобранном» виде дешевле, чем в готовом, но все-таки она намного выше, чем цена обычной азбуки или букваря. Так за что родители платят такие большие деньги? Неужели только за внешний красочный вид?

Нет - за то, что малыш запоминает буквенное сочетание и его склад в игровой форме. Однако подходит метод больше для левшей, ведь они намного легче его воспринимают — так же, как и аутистичные детки с проблемами в эмоциональной сфере.

А еще логопеды сетуют на то, что детки «Зайцева» не разбираются в составе слова и нередко «проглатывают» окончания, привыкнув делить слова на привычные склады.

Метод Монтессори

Мария Монтессори считает, что любой ребенок может без азбук и всяческих букварей научится читать легко и просто. Преимущество системы — игровая форма уроков и отсутствие утомительности, ведь любому малышу понравится, когда учеба — это не нудный процесс, а работа с игрушкой.

Начинается обучение чтению с письма, а именно, с подготовки рук. Малыши на ощупь запоминают буквы лучше, чем визуально, при этом одни из них ощупывают мягкие или шершавые буковки, а другие рисуют их. В любом случае, обе группы развивают в себе манию письма, провоцирующую страсть к чтению.

Любое упражнение по системе Монтессори начинается с демонстрации, после чего педагог дает ребенку возможность самостоятельно поиграть. В конце занятий — уборка, складывание буковок и помещение книг на полку.

Все игры методики основаны на сказочности: это маленькие истории, рассказы о приключениях букв и герои, которые помогли словам преодолеть возникшие препятствия. От такого обучения малыши приходят в дикий восторг и не испытывают никаких психологических проблем.

Интерес к чтению - залог успешного обучения малыша

Безусловно, любому родителю хочется, чтобы их ребенок научился читать быстро и правильно. Но так же они желают облегчить ему «жизнь», придумав что-то такое, что подействует на него волшебным способом — раз и научился!

К сожалению или счастью, добиться желания читать от ребенка можно лишь приложив к обучению достаточные усилия. Суть проста: когда малыш испытывает затруднения в процессе обучения (но не непреодолимые), он сможет захотеть побороть их и сделать все правильно.

К тому же умение читать подразумевает под собой не только труд, не только освоение странички за страничкой, но и дикий интерес к процессу и результату. Все это и помогает ребенку стать хоть и маленьким, но все же читателем, открывающим для себя занимательный книжный мир.

OtvetProst.com

Как научить ребенка читать: что обязательно нужно знать

Как научить ребенка читать – рано или поздно этим вопросом задаются все родители без исключения. Казалось бы, что проще: сначала учим с ребенком буквы, потом показываем, как складывать их в слоги, и в конце концов переходим к чтению слов. Но все кажется простым и понятным ровно до того момента, как вы садитесь с ребенком за букварь.

И тут оказывается: у кого-то ребенок просто не хочет заниматься и предпочитает строить из кубиков Зайцева башни, кому-то не удаётся объяснить, как сложить 2 буквы в слог, кто-то «застревает» на этапе чтения простых слов и никак не может перейти к чтению предложений. Чтобы избежать этих и других проблем, родителям необходимо знать несколько принципиально важных моментов.

Когда лучше учить ребенка читать

Принцип «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Более того, придерживаясь его, вы может получить прямо противоположный результат. Не так мало детей, которые знают все буквы уже лет с 2, но так и не начинают читать даже к 5 годам. И наоборот: есть дошколята, с которыми совсем не занимались чтением лет до 5-6, но они быстро схватывают и начинают читать по слогам через 2–3 месяца обучения.

Разумеется, важно понимать, что любые крайности вредны. Заставлять малыша в 2 года сидеть за букварем, если ему это неинтересно, так же как и откладывать обучение дошкольника чтению до последнего, надеясь, что за лето перед первым классом он свободно зачитает, — не правильно. Так какой же возраст считать «идеальным» для того, чтобы начинать учиться читать? Если обобщить рекомендации современных педагогов, то это 4,5 – 6 лет.

В идеале, чтобы у ребенка не было в школе проблем с чтением, до первого класса у него должен быть около года «в запасе». Т.е. за год до школы он должен научиться читать, чтобы за это время закрепить полученный навык.

Конечно, если ваш трехлетний малыш без проблем запоминает буквы, с большим интересом рассматривает с мамой букварь, удивляет бабушек и дедушек, постоянно находя знакомые буквы и слоги на вывесках, — откладывать обучение до 4–5 лет не стоит. В остальных случаях, даже если у ребенка совсем нет интереса к чтению, к его 5 – 5,5 годам родителям уже серьёзно стоит задуматься – как организовать систематические занятия чтением. О том – как научить ребенка читать правильно, чтобы ваш ребенок захотел учиться читать и делал это успешно, разговор отдельный.

Как правильно научить ребенка читать? Здесь важно помнить несколько моментов:

1. Называем звуки, а не буквы

При изучении алфавита называем ребенку звук, а не букву: не [ДЭ], а [Д], не [КА], а [К], не [И КРАТКОЕ], а [Й]. В противном случае ребенку будет невероятно сложно на этапе складывания букв в слоги и простые слова, например слово «ДОМ» он будет читать как [ДЭ-О-МЭ]. Понять, что за этим набором букв скрывается слово «дом» ему будет очень и очень трудно. Помните, что переучить ребёнка называть звуки правильно — задача нелегкая даже для опытных педагогов, а уж тем более для родителей. Поэтому сразу учимся произносить их правильно!

2. Изучайте буквы не в алфавитном порядке

Не стремитесь изучать буквы в алфавитном порядке. Здесь действует простое правило: чем проще произношение звука и чем чаще он встречается в словах, тем раньше мы знакомим с ним ребенка.

Примерный порядок изучения букв:

А, О, С, Н, М, У, Т, К, Л, В, П, Д, И/Ы, Р, З, Б, Г, Е/Ё, Я, Ж, Ф, Х, Э, Ю, Ч, Ц, Ш, Щ, Й (рекомендация Инны Калининой, программа «Игробуквотека»).

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, активно задействуем его образное мышление. Показываем, на что похожа та или иная буква (например, буква Ч – на чашку или четверку, буква Ф — на фонарь, буква Б имеет брюшко, буква Э высовывает язык и дразнится: «эээ»). Отличное пособие для изучения алфавита – букварь Е. Бахтиной, в котором каждая буква имеет свой запоминающийся образ и характер. Кроме того, в нем родителям даны подробные рекомендации, как знакомить ребёнка с каждой конкретной буквой, чтобы она хорошо запомнилась.

3. Не откладывайте изучение слогов

Не стоит ждать, пока ребенок выучит все буквы, прежде чем переходить к изучению слогов. Достаточно хорошо выучить 3–4 гласных звука и несколько согласных – и можно уже пробовать их складывать. Главное условие — ребенок должен называть эти буквы четко и уверенно.

  1. Вначале попробуйте с ребенком «подружить» два гласных звука (АУ, УА), которые легко растягивать и пропевать.
  2. Затем пробуем складывать буквы в закрытые слоги (гласный + согласный): ОН, УМ, УЖ, АМ, УС. Ребенок тянет гласный, а пока его тянет – думает, какой звук идет за ним, и называет его. Тянуть первый звук можно сколько угодно, главное произнести два звука слитно. Ребенок должен понять сам принцип слияния букв в слоги, скорость наработается позже.
  3. Если на этом этапе ребенку все понятно – переходим к сложению букв в открытые слоги (согласный + гласный). Чтобы упростить себе и ребенку задачу, вначале возьмите для изучения слоги с согласными, которые можно тянуть: С, Л, М, Н. Действуем по тому же принципу, что и при изучении открытых слогов: ребенок тянет первый звук, пока не вспомнит, какой звук идет вторым. На этом этапе также работаем не над скоростью, а над слитностью произношения слога.

Подчеркнем еще раз: никакого побуквенного чтения слогов и слов быть не должно. Избавиться от привычки читать слоги [МЭ] и [А] будет [МА] невероятно трудно. Плюс это серьезно тормозит ребенка на пути перехода от чтения слогов к чтению слов. Поэтому сразу учимся читать и открытые и закрытые слоги слитно.

Подробно о том, как учить слоги в игровой форме  – в статье по ссылке.

4. Развивайте фонематический слух

  • Изучая букву, вспоминайте, в каких словах она встречается (в начале, середине и в конце).
  • Тренируйтесь узнавать первый/последний звук в слове (например, вы кидаете ребенку мячик, называя слово, а он возвращает вам его обратно, называя первый или последний звук).
  • Называйте /показывайте ребенку похожие звучащие/пишущиеся слова, которые отличаются только одним звуком (кошка – мошка, бочка – дочка, Саша – Даша), и просите назвать этот звук.
  • Не забывайте об этом, переходя к сложению слогов. Называя с ребенком слоги, обязательно вспоминайте, какие слова начинаются на них (ЛО – ложка, лошадь, лодка, СА – самолет, санки, самокат, МУ – музыка, Мурзик, муха, АН – антенна, ананас и т.д.).

5. Учите писать буквы

Письмо – процесс обратный чтению, поэтому важно научить ребенка не только узнавать буквы, но и писать их. Нередки случаи, когда ребенок отлично называет буквы, но серьезно затрудняется их вспомнить без образца и написать.

  1. Начните с простого: выкладывайте изученные буквы из подручных материалов (крупы, пуговиц, карандашей), лепите из пластилина и теста, чертите палочками на песке.
  2. Затем переходите к написанию печатных букв.

6. Начинайте с простых слов

Переходя к чтению слов, повышаем сложность постепенно.

  1. Если у ребенка получается складывать слоги, начинаем пробовать читать первые слова. Легче всего ребенку будут даваться слова, состоящие из 2 одинаковых слогов: МА-МА, БА-БА, ПА-ПА.
  2. Далее пробуем читать слова из 3 букв (закрытый слог + согласный): РАК, ЛАК, ПАР, БЫК, СОМ, а также слова из четырех букв – сначала с одинаковыми гласными: КАША, ДАМА, ФАРА, ЧАША, ЛОТО, КИВИ, НЯНЯ, ДЯДЯ, потом с разными (РОЗА, ШАРЫ, ПОЛЕ, САНИ).
  3. Приступая к чтению более длинных слов (из 5–7 букв), также начинайте со слов с одинаковыми гласными: АГАР – КАМАЗ – КАНАТ – НАЗАД – ХАЛАТ – САХАР; ГОЛОС – ВОРОН — КОКОС – ТОПОТ — ХОХОТ – МОРОЗ; СЕВЕР — ВЕТЕР – ВЕЧЕР – ПЕРЕЦ – ПЕВЕЦ – ТЕРЕМ; КИВИ – ГИРИ – ФИНИК – ЧИЖИК – ФИЛИН; МОЛОКО – ЗОЛОТО – ХОРОШО – БОЛОТО; БАРАБАН – ТАРАКАН – САРАФАН – КАРАВАН.

Чтобы ребенку было легче понимать, как делить слово на слоги, можно на первом этапе помочь ему, например выделяя слог дугой сверху или снизу.

Помните, что даже если ребенок может произнести все слоги в слове правильно, возможно, он не сразу сможет осмысленно сложить их в слово.

Не форсируйте события. Если ребенок с трудом понимает, что у него получилось, читая слова из 4 букв, – не стоит переходить к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Наберитесь терпения, будьте готовы к тому, что ребенок свободно начнёт читать слова из 4–6 букв только после того, как у него автоматизируется навык слогосложения. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к чтению слогов:

  • Тренируйтесь читать открытые и закрытые слоги, меняя одни и те же буквы местами (ЖА – АЖ, ПУ – УП, РО – ОР, ТЫ – ЫТ, КИ – ИК).
  • Проходите на скорость дорожки из слогов с одинаковыми гласными (ПА – БА – РА – ЛА – ДА – ХА – ЗА) или одинаковыми согласными (ВА – ВЕ – ВЫ – ВУ – ВЭ – ВО – ВИ – ВЮ – ВЯ –ВЁ).
  • Читайте слова, состоящие из одного слога (АХ, ОЙ, ДА, УЖ, ЁЖ, УМ, ЭХ, ЕМ, ЕЛ, ЯД, ФУ, МЫ, ВЫ).

Переходить к чтению предложений можно уже, когда ребенок начнет читать слова из 3-4 букв. Это должны быть совсем простые предложения из 2–4 слов.

ВОТ ДОМ. ТАМ ДЕД.

ЭТО ПАПА И Я.

НА, МАМА, РОЗУ.

САША СЕЛ. Я ИДУ.

Родителям важно понимать, что даже если ребенок достаточно свободно читает отдельные слова, это совсем не значит, что он так же легко прочитает их в предложении.

Чтение предложений – более сложный навык. Поэтому, подбирая материал для занятий, учитывайте, что слова в предложениях должны быть чуть легче тех слов, которые ребенок может прочитать отдельно.

Как правильно организовать занятия

Обучая ребенка чтению, важно понимать что к 3-5 годам ребёнок не готов и не должен долго сидеть за партой, многократно повторяя одно и то же.

Игра – основное занятие детей этого возраста, поэтому занятия, в том числе обучение чтению, должны проходить в игровой форме.

Например: Сделайте для букв дом, ходите к ним в гости, лепите их из пластилина, конструируйте из любых подручных средств. Обучая ребенка находить первую букву в слове, раздавайте буквам игрушечные угощения (К – конфеты, Ш – шоколад, И – ириски, Б – бублики, М — мороженое), одевайте их в «подходящую» одежду (Ф – футболка, П – платье, М – майка, Н – носки, Р — рубашка), возите их на «правильном» транспорте (С – самолет, Т – трактор, П – поезд, К – карета, В — вертолёт), водите к ним в гости сказочных персонажей (М – миньоны, Ф – фиксики, Ч – Чебурашка, С — смешарики). Для этого вам понадобятся только буквы и несколько наборов картинок на определённую тему (овощи, фрукты, транспорт, одежда, игрушки и т.д.).

На этапе изучения букв (и даже слогов) нет необходимости усаживать ребенка за стол заниматься с книгами.

Если вам и ребенку надоели занятия с традиционными букварями, кубиками, магнитными буквами и говорящими плакатами с алфавитом — включайте фантазию!

Например: Повесьте почтовый ящик, в котором периодически будет появляться новая буква и картинки со словами на эту букву, выкладывайте дорожки из бумажных следов с буквами и слогами, по которым ребенку придется перебраться из одного конца комнаты в другой, «собирайте грибы» с буквами и слогами в корзинку и т.д.

Главное включить ребенка в процесс обучения как активного участника, а не пассивного наблюдателя. Подумайте, что любит ребенок?

Например: Если сын интересуется самолетами, организуйте аэродром (разложите листы с буквами / слогами по комнате, а ребенок пусть приземляется игрушечным самолётикам в нужном «аэропорту»). Дочка любит все, что связано с лошадками и пони? Организуйте скачки: сделайте несколько дорожек с буквами, пусть лошадки соревнуются, кто придёт к финишу первой. Рисовать, играть в игры-бродилки с буквами-слогами, катать друг другу машину с «пассажирами»—буквами, чинить сломанные буквы с помощью фиксиков – вариантов масса. Главное – найти то, что заинтересует именно вашего ребёнка, ведь обучение должно быть в радость!

Больше об играх, обучающих ребенка чтению — в статье по ссылке.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования

Светлана Зырянова

MaryPop.ru

Как научить ребёнка читать

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале вы познакомитесь как с традиционными, так и новыми методиками, как научить ребёнка читать. Вы сможете подобрать для своего малыша оптимальные способы обучения, позволяющие привить и закрепить навык в игровой форме. Хотите попробовать? Тогда приступаем!

Что новенького?

Прежде чем обращаться к традиционной практике обучения чтению, рассмотрим, что предлагают современные достижения педагогов.

  • Чтение с рождения (методики Масару Ибука, Павла Тюленева). Сегодня популярно обучение с первых дней жизни на основе карточек с буквами, изображениями и т. д. Если показывать младенцу слова, написанные на карточках, в течение нескольких секунд, считается, что он запоминает изображённое на подсознательном уровне. Впоследствии, когда малыш увидит это слово, он воспримет его целиком и прочитает. Однако польза такой методики ставится под сомнение: смогут ли дети, увидев незнакомое слово, прочитать его без проблем? Или понадобится традиционное умение читать по буквам? Во всяком случае опираться только на раннее обучение не стоит.
  • Кубики Зайцева. Методика не доказала свою эффективность. Она заключается в игре с кубиками, на каждой стороне которых написан склад (сочетание согласного с гласным или «Ь», «Ъ»). Из складов можно складывать слова. Внутри каждого кубика есть наполнитель, который при движении издаёт глухой или звонкий звук. Автор методики полагает: так малышу легче научиться различать звонкие и глухие звуки. Минус этого способа обучения состоит в том, что родители потратят много времени на изготовление кубиков или крупную сумму на покупку готовых, при этом результат крохи в обучении мало чем отличается от успехов других детей.
  • Онлайн обучение. Сегодня у занятых родителей популярно обучение малышей с помощью мультфильмов, компьютерных игр. Чего проще! Включил мультик — и ребёнку грамотно всё объяснят и покажут, а обучающая игра закрепит навыки. Видео онлайн — хороший помощник, но пользоваться им стоит не более получаса в сутки. Помните: при онлайн-обучении чтению отсутствует обратная реакция ребёнка, интерактив. Никто, кроме вас, дорогие родители, не сможет проверить, насколько хорошо малыш усвоил материал.

Привлекая в процесс обучения новые методики, не полагайтесь на них на 100%. Используйте их как помощников, но не более!

С чего начать?

В домашних условиях начинайте процесс обучения чтению по старинке: прививайте любовь к книге, проводите вместе время за чтением детских книжек. Чем больше в доме книг, чем больше ребёнок видит читающих родителей, тем скорее он полюбит этот вид досуга.

Предполагается, что к моменту обучения чтению у крохи должна быть полностью сформирована речь. Ребёнок должен четко выговаривать все звуки, иначе процесс будет неэффективным.

Развитием речи нужно заниматься с первых месяцев жизни младенца: петь ему песенки, читать вслух книжки, больше разговаривать с ним, чётко произнося все звуки и слова. Только путём кропотливой работы в течение первых трёх лет вы подойдёте к знакомству с алфавитом.

Когда настанет время выучить первую букву, проведите это знакомство как можно более торжественно: приготовьте пирожное в форме буквы «А», подарите говорящую азбуку на батарейках, расскажите сказку о волшебном мире алфавита и т. д. Важно заинтересовать кроху!

Приобретите большое и красочное (но небесполезное!) обучающее пособие: букварь. Полистайте его вместе с малышом, насладитесь самим общением с книгой. Теперь наступает время занятий. Не форсируйте события, не ругайте и не заставляйте ребёнка заниматься, если он в плохом настроении или выражает явное нежелание. Дожидайтесь удачного момента и следуйте правилам:

  • Даже если малыш ходит в детский сад и с детьми педагоги проводят развивающие занятия, находите время для совместного чтения дома.
  • Подойдите к процессу творчески. Игра — ваш лучший союзник. Складывайте буквы из всего, что вас окружает, находите их на вывесках во время прогулки, вырезайте из картошки, пеките печенья в форме буквы. Чем ярче впечатления, тем лучше запоминается материал.
  • Малыш должен усвоить не графическое обозначение буквы, а её звучание (не «Пэ», а «П»). Это существенно поможет в составлении слогов.
  • Начинайте обучение с гласных, затем переходите к звонким согласным, после — к глухим. С шипящими ребёнок познакомится в самом конце обучения.
  • Всё время повторяйте предыдущий материал: это повысит шансы на успех.
  • Параллельно составляйте из выученных букв слоги.
  • Начинайте с легко произносимых слогов, постепенно переходите к трудным буквосочетаниям.
  • Не спешите объединять слоги в слова: кроха должен освоить сам принцип объединения гласных и согласных букв.
  • Когда кроха научился читать слоги с первой согласной буквой, приступайте к слогам с первой гласной.
  • И лишь теперь переходите к простым словам.
  • Следите, чтобы слова произносились чётко, почти нараспев. Перед знаками препинания делайте паузы.

Описанный порядок обучения обязательно сформирует устойчивый навык при условии регулярных занятий.

Выходим на новый уровень

Если ваш кроха уже научился читать по слогам, предлагайте ему простые книжки, заинтересовывайте чтением. Но главное — умение понимать прочитанное. Многие дети в результате обучения неплохо овладевают техникой, но совершенно не умеют пересказать текст.

Чтобы выработать устойчивый навык понимания, действуйте поэтапно:

  • Читайте короткие предложения и просите малыша полностью повторить их. Когда он смог воспроизвести одну реплику, переходите к следующей.
  • Прочитайте так абзац текста. Пусть на первый раз он состоит из 4–5 предложений. Теперь попросите ребёнка своими словами пересказать небольшой отрывок.
  • Если с маленьким текстом не возникло проблем, постепенно увеличивайте объёмы прочитанного.
  • Для первых пересказов подбирайте тексты, в которых много действий: их излагать намного легче. Когда с повествованием дело наладится, переходите к элементам описания.
  • Учите ребёнка читать предложения с вопросительной и восклицательной интонацией. Для этой цели отлично подходят тексты с диалогами и прямой речью. Их можно воспроизводить по ролям.
  • Развивайте образное мышление. Без него чтение длинных текстов превратится для ребёнка в мучение. Малыш должен учиться визуализировать в воображении то, что он узнал. Выполняйте несложные задания по рисованию и конструированию: они способствуют развитию фантазии.

Если вы благополучно прошли все этапы обучения с раннего возраста, то к 6–7 годам обучение в школе для вашего ребёнка не будет трудностью.

Итоги

Чтобы формирование навыка чтения было эффективным, следуйте простым правилам:

  • Действуйте поэтапно. Когда один навык усвоен, переходите к овладению другим.
  • Не заставляйте ребёнка, преподносите процесс обучения в форме игры.
  • Начинайте с развития речи. Знакомьте кроху с буквами, когда малыш уже хорошо выговаривает звуки и слова (приблизительно в 3–4 года).
  • Развивайте образное мышление: без него невозможно восприятие длинных текстов.
  • Убедитесь, что кроха понял прочитанное. Попросите его повторить текст или пересказать его.

Если вы в данный момент на этапе обучения чтению с вашим ребёнком, поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Читателям обязательно пригодится ваш опыт. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

nii-evrika.ru

В каком возрасте начинать учить читать ребенка? И как научить читать малыша, легко и играючи?

Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.

____________________________

Содержание:

1. В каком возрасте нужно учить ребенка читать?2. Психологические особенности деток в 3 года3. Пространственное мышление, логика и память4. Для чего учить ребенка читать в 3 года?5. Как быстро научить ребенка читать по слогам?6. Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи7. Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

ВидеоРекомендуем прочитать

____________________________

Наверх

В каком возрасте нужно учить ребенка читать?

В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.

Наверх

Психологические особенности деток в 3 года

Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название - «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.

Наверх

Пространственное мышление, логика и память

Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:

– Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус. – Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы. – А почему лежачий? – снова спрашивает он. – Потому что на дороге лежит. – А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш. – Потому, что его так назвали.

– А кто его так назвал…..

И так далее и тому подобное.

Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас - это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Наверх

Для чего учить ребенка читать в 3 года?

Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.

Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.

Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.

В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.

Наверх

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

«Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.

Учим буквы.

Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать - это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….

Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.

Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.

Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор - алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

Складываем буквы в слоги.

Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.

Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.

Наверх

Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.

Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.

Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.

Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.

Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.

Наверх

Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.

Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».

Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.

Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он - Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.

Наверх

И еще немного о том, как ребенка научить читать:

Наверх

ladyvenus.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]