Как научить ребенка пересказывать


Как научить пересказывать текст ребенка? Сложность текста. Краткий пересказ

Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой – неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку. Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, как правильно работать с текстом. И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чем полезен пересказ для ребенка

Пересказ – это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:

  • Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
  • Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай – перескажи текст» и замена ее на более сложную – «получение информации – ее обработка – пересказ».
  • Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
  • Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
  • Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.

Возможные сложности и проблемы

Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Правильный выбор текста для пересказа

Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.

Основные критерии выбора:

  • повествование должно быть коротким (дети не умеет концентрировать свое внимание на одном виде деятельности слишком долго);
  • у малыша должен возникнуть интерес к сюжету (скучное описание природы вряд ли будет интересным для ребенка);
  • в выбранном тексте не должно быть слишком много героев, более того, у каждого из них должна быть какая-либо яркая отличительная черта.

Работа над текстом

Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.

В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.

Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:

  • Прочитав текст, нужно выбрать самое главное.
  • Далее нужно вернуться в начало текста и прочитать небольшую его часть.
  • Читая каждую из частей, следует задавать малышу вопросы о том, что было изложено, и что, по его мнению, было самым интересным.
  • Для начала пусть отвечает одним предложением. Для детей младшего возраста такая задача не из легких, понадобится родительская помощь.
  • При ответе ребенок не должен отвечать дословно.
  • Теперь следует перейти к другому не менее важному этапу – составлению плана. К каждой из частей нужно придумать небольшой заголовок.
  • С текстом можно поработать в игровой форме. Каждое прочтенное предложение можно попытаться пересказать своими словами.
  • Следуя такому алгоритму, не сложно понять, как научить пересказывать текст ребенка. После всего выше перечисленного остается пересказать текст, следуя ранее составленному плану.
  • Нужно проявлять терпение, а в конце проделанной работы обязательно похвалить своего малыша.

Как научить пересказывать ребенка младшего возраста

Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.

Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя». Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило. Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.

Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.

Как научить пересказывать ребенка средних лет

Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы. Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план. Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.

Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев. Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче. Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.

Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления. Нужно помнить о том, что пересказ – это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания. Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.

fb.ru

Ребенок не умеет пересказывать. Как научить?

Ситуация: Ребенку 3, 4, 5, 6 лет. Он очень любит детские книжки и с удовольствием читает их с мамой или бабушкой. Стихи запоминает и может повторить слово в слово, а вот сказки не умеет пересказывать. И с кино то же самое. В чем дело: или он слушает и смотрит невнимательно, или у него просто нет «чувства рассказа».

Причины, почему ребенок не пересказывает текст?

Такие случаи, как описан выше, А. С. Макаренко называл «гипертрофией силлогизма». Что это значит? Допустим, какое-то педагогическое средство полезно и хорошо. И вот, твердо об этом помня, его начинают применять на каждом шагу, бессчетное количество раз. Но любой инструмент притупляется от слишком частого использования, любое лекарство перестает действовать, если его назначать без конца.

Устный пересказ прочитанного — только один из приемов развития речи, и нельзя все время выезжать на нем.

Когда ребенок слушает стихи, ритм и рифмы его захватывают, как нас — полюбившаяся песня, ему хочется повторять их на разные лады, упиваться музыкой стиха, двигаться в такт размеру стиха (об этом прекрасно написано в известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Другое дело — проза: здесь малыш следит за развитием событий, переживает, «что будет дальше», а потом с трудом вспоминает, с чего началось и как было дело: ему нужно изрядное усилие, чтобы перевести образы сказки обратно на слова и фразы.

Если же при этом он успел усвоить (а взрослый — показать ему своим поведением, голосом, иногда хоть взглядом), что его заставляют снова рассказывать сказку «понарошке», без интереса к его рассказу,— то ему это, естественно, опостылеет. Ведь вы сами только что слушали эту сказку или даже читали ее, зачем же он снова должен это повторять? Он мог бы еще пересказать кому-нибудь из детей во дворе (ведь рассказчику надо, чтоб его слушали с интересом и сочувствием, а не для «проверки»), но маме пересказывать в который уже раз, конечно, тошно, лучше совсем ничего не слушать и не смотреть, и потом не пересказывать.

Возможно также, что ребенок действительно не обладает «чувством рассказа», то есть не любит делиться прочитанным и виденным с другими, не находит удовольствия в чужом внимании и интересе. Однако скорее всего дело в том, что у него недостаточно тактично требуют пересказа.

  • Очевидно, чтобы научить ребенка пересказывать, полезно продолжать читать и показывать малышу книжки и фильмы, раз это ему по вкусу. Но пересказа требовать не всегда, а пореже.
  • Самое главное — постарайтесь заставлять малыша рассказывать о виденном и прочитанном как бы невзначай, мимоходом, не сразу.
  • Сделайте вид, что вы забыли, что читали; пошутите, что сынишка уже забыл, какую картину видел утром (когда вспомнит название, пошутите, что забыл еще что-нибудь, и т. д.);
  • Попробуйте при ребенке начать пересказывать содержание книжки кому-то третьему, и при этом допускайте ошибки: поправит вас маленький рассказчик или нет?
  • Почаще пользуйтесь случаем, чтобы рассказ о прочитанном был обращен не к вам, а к гостю, родственнику.
  • Всегда живо интересуйтесь пересказом, поддерживайте маленького рассказчика забегающими вперед вопросами, вступайте с ним в спор («нет, не так было, по-моему»), а потом обращайтесь к книжке и признавайте свою неправоту.
  • Одним словом, учитесь вести беседу о прочитанном (кстати, для взрослых это подчас трудней, чем для детей — рассказывать).
  • И помните: никакого сухого тона, никаких приказов и поправок свысока, а побольше юмора, ласки, поощрения, подзадоривания, побольше разнообразия в подходах и приемах.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Метки дети, книги, литература, проблемы, развитие, семья. Закладка постоянная ссылка.

mamotvet.ru

Как научить ребенка пересказывать текст?

Устный пересказ текста, умение пересказывать прочитанное своими словами – это один из навыков, которые требуются для успешного обучения в школе. Пересказывая текст своими словами, ребенок развивает память, мышление и словарный запас, а также учится анализировать и выделять главное и второстепенное в тексте. В данной статье мы рассмотрим, как правильно пересказывать текст, и какие методы помогут вам и вашему ребенку справится с этим заданием без особых проблем. Вы узнаете, как научить школьника пересказывать текст, и как сделать так, чтобы малыш делал это с удовольствием – легко и непринужденно.

Правила пересказа текста

При пересказе ребенок должен проанализировать и выделить главные моменты сюжета прочитанного, запомнить порядок ключевых событий и рассказать о них своими словами. Разумеется, добиться хорошего пересказа текста от ребенка с неразвитой речью невозможно. Поэтому родители должны позаботиться о развитии речи крохи до поступления в школу. Для этого следует больше говорить с малышом, петь вместе песни, читать вслух, учить стихи и так далее. Общение со взрослыми, и в частности, с родителями – обязательное условие развития речи малыша.

Существуют несколько методик, позволяющих облегчить пересказ текста:

  1. Анализ и составление плана пересказа текста, предварительный устный разбор сюжета, главных героев и действующих лиц истории, порядка событий. Отвечая на наводящие вопросы взрослых, ребенок запоминает содержание текста, после чего пробует пересказать его самостоятельно.
  2. Пересказ по собственным картинкам. Ребенок сначала вместе со взрослым изображает несколько иллюстраций к истории, после чего, опираясь на них, выстраивает собственный текст.
  3. Пересказ по готовым иллюстрациям. У многих детей отличная зрительная память, поэтому иллюстрации в книге могут стать прекрасной основой для пересказа прочитанной истории.

Пересказ по картинкам можно превратить в увлекательную игру. Для этого ребенок совместно со взрослым рисует несколько картинок, на которых изображены главные повороты сюжета. Эти картинки помогут малышу сориентироваться в последовательности событий и не запутаться. Картинки должны быть простыми, но в то же время понятными, достаточно ясно иллюстрировать определенный эпизод. Далее картинки раскладываются на полу в виде дорожки и ребенок, проходя по ней, смотрит на картинки, восстанавливает в памяти историю и рассказывает ее.

Летом такую дорожку можно нарисовать на асфальте детской площадки или двора.

Детям постарше подойдет метод, при котором составляется письменный план пересказа текста. Вместе с ребенком прочитайте текст, и, задавая наводящие вопросы, помогите выделить главные элементы истории, зафиксировав их на бумаге. При этом важно, чтобы пункты плана не были слишком длинными, перегруженными информацией. Старайтесь сделать пункты плана короткими, но емкими, информативными. Разделить текст можно как по смыслу, так и по главам или абзацам.

Не торопитесь и не требуйте от ребенка моментального результата. Будьте готовы к тому, что вам придется после каждого пересказа перечитывать текст, сверяясь с оригиналом и выделяя ошибки или пропуски. Возможно, вам потребуется 3 или более раз перечитать текст до того, как малыш сумеет хорошо пересказать его. Не злитесь и не ругайте ребенка, будьте спокойны и подбадривайте малыша, ведь испугавшись, он не сможет выполнить задание.

Учиться пересказывать текст лучше на простых, хорошо знакомых историях, постепенно переходя к более сложным заданиям.

Статьи по теме:
Постановка в очередь в детский сад

Для многих ситуация, когда родителям приходит путевка в сад, а ребенок уже ходит в школу, кажется не такой уж и смешной. Проблема очередей в детские сады очень актуальна и родители всеми способами пытаются записать в них малышей. Подробнее о формировании очередей в ДОУ расскажет наша статья.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Сталкиваясь с нежеланием ребенка учиться, многие родители, не разбираясь в причинах такого поведения, действуют строго и решительно, устанавливая ребенку правила и ограничения. Но можно ли таким способом привить ребенку любовь к учебе? Как правильно заинтересовать ребенка учебой.

Стимулировать интерес к знаниям и знакомить ребенка с окружающим миром можно в домашних условиях, проводя простые опыты, например, с водой. Такие несложные и не требующие множества атрибутов эксперименты, помогут малышу лучше узнать о свойствах предметов и развивать мышление.

Психогимнастика для дошкольников

Психогимнастика для детей - комплекс игр и упражнений, обучающих и развивающих психоэмоциональную сферу ребенка. Такая гимнастика помогает ребенку налаживать связи со сверстниками, вырабатывать правильные поведенческие реакции, тренирует и стимулирует мозговую деятельность.

WomanAdvice.ru

Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ" Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
  • Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Читайте также: Как научить детей задавать вопросы.

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

  • Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем здесь написано?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

  • Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. 

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. 
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. 

Смотрите также: Приемы работы с текстом (УУД) на уроке истории.

Читайте также:

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

pedsovet.su

Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Любой родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, красноречивым и интересным человеком. Каждый осознает, что красота речи, логика и убедительность мыслей оказывают влияние на профессионализм в деятельности и комфорт в общении с окружающими. Но мало кому известно, что связную речь лучше всего тренировать простыми пересказами, правилам которых обучают еще в школьные годы. А ведь учить малыша пересказывать следует с того момента, когда он начинает говорить фразы и предложения. Все методики, направленные на раннее развитие ребенка, умением пересказывать информацию формируют его интеллект, помогают контактировать с разными людьми. И все же, как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Основные правила и методики обучения пересказа прочитанного текста

Лучше всего для тренировок пересказов текста выбирать сказку или рассказ. От правильно подобранного произведения зависит окончательный успех обучающего процесса. Оно должно соответствовать возрасту малыша, иметь небольшой объем, излагаться доступным языком. Сюжет должен увлекать хронологической последовательностью событий, персонажи – выделяться яркостью своих характеров. Приветствуется наличие иллюстрированных страниц.

Для начала малыш должен не пересказать, а просто рассказать о чем-либо. Примером может послужить любимая игрушка. Он должен описать ее внешний вид, наиболее важные особенности. В этот момент разрешается оказывать малышу помощь, задавая простые вопросы о размере, цвете и прочее. Такой тренинг станет прекрасным началом для пересказывания чужих текстов.

Вторым этапом пересказа должен быть небольшой текст, знакомый вашему малышу. И только потом разрешается переходить в малознакомым сюжетам, предварительно анализируя прочитанное.

Известные методики, используемые родителями при воспитании дошкольников, предоставляют перечень полезных советов и приемов, помогающих в обучении пересказыванию. Большинство из них применяется в методиках раннего развития:

  • текст должен читаться внимательно;
  •  если имеются картинки, их следует рассматривать и комментировать;
  •  после чтения проводится анализирование информации, при котором взрослый задает вопросы;
  •  ребенок выполняет пересказ прочитанного. При возникающих затруднениях взрослым разрешается задавать вопросы наводящего характера.

Ошибки родителей в обучении пересказа текста

В процессе обучения ребенка пересказу родители иной раз встречают сопротивление со стороны детей. Как правило, оно вызывается сильной назойливостью родителей, стремящихся услышать пересказанный практически дословно текст. Чтобы обучение проходило правильно, рекомендуем соблюдать определенные условия:

  •  в прочитанном произведении следует определять наиболее интересные и важные моменты;
  •  если у ребенка возникают трудности, можно вернуться к началу текста, прочитав несколько предложений;
  •  прочитав очередную часть. Необходимо задать ребенку вопрос о том, что прочитано. Малыш должен своими словами назвать наиболее главные и интересные моменты;
  •  дайте ребенку возможность ответить на вопрос одной фразой. Порой это довольно сложно, можно выдавать наводящие подсказки;
  • не стоит допускать, чтобы при ответе малыш старался воспроизвести прочитанное дословно;
  • обязательно составляйте примерный план пересказа полного текста;
  • предложите ребенку в игровой форме пересказать своими словами прочитанный текст;
  •  примерный план пересказа можно записать на бумаге. В процессе ответа не забывайте хвалить своего ребенка.

Обучение пересказу в 5, 7 лет: подходящая литература и объем информации

Вполне естественно, что сложности в пересказе возникают у наиболее маленьких читателей. По этой причине рекомендуется на первом этапе пользоваться специальным курсом «Книжная разминка.

Часть 1». Он состоит из восьми книжек-вертушек и девяти книжек-игрушек. Первая группа книг окажет малышу помощь в составлении сочетаний слов и целых предложений, замене одних слов другими с возможностью наблюдения, как поменяется смысл всего предложения.

С помощью таких тренировок ребенок начнет понимать значение роли слова в целом тексте. Книжки в виде игрушек представляют собой более усложненный лингвистический тренажер. Ваш ребенок начинает ознакомление с образованием новых слов, изменяя форму прилагательных, создавая новые слова при помощи суффиксов или приставок.

Такие упражнения и задания в игровых формах приводят к тому, что ребенок способен прочитать маленький текст, рассмотреть иллюстрации к нему, осознать полученную информацию и выполнить пересказ. Таким образом, формируется умение бегло читать и свободно пересказывать. Переходите к комплекту «Книжная разминка. Часть 2».

Взрослым необходимо помнить, что умение ребенком пересказать текст является важным инструментом создания личности, отличающейся творчеством и интеллектом.

detskoerazvitie.info


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]