Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой – неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку. Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, как правильно работать с текстом. И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.
Пересказ – это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:
Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.
Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.
Основные критерии выбора:
Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.
В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.
Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.
Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:
Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.
Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя». Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило. Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.
Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.
Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы. Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план. Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.
Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев. Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче. Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.
Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления. Нужно помнить о том, что пересказ – это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания. Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.
fb.ru
Ситуация: Ребенку 3, 4, 5, 6 лет. Он очень любит детские книжки и с удовольствием читает их с мамой или бабушкой. Стихи запоминает и может повторить слово в слово, а вот сказки не умеет пересказывать. И с кино то же самое. В чем дело: или он слушает и смотрит невнимательно, или у него просто нет «чувства рассказа».
Такие случаи, как описан выше, А. С. Макаренко называл «гипертрофией силлогизма». Что это значит? Допустим, какое-то педагогическое средство полезно и хорошо. И вот, твердо об этом помня, его начинают применять на каждом шагу, бессчетное количество раз. Но любой инструмент притупляется от слишком частого использования, любое лекарство перестает действовать, если его назначать без конца.
Устный пересказ прочитанного — только один из приемов развития речи, и нельзя все время выезжать на нем.
Когда ребенок слушает стихи, ритм и рифмы его захватывают, как нас — полюбившаяся песня, ему хочется повторять их на разные лады, упиваться музыкой стиха, двигаться в такт размеру стиха (об этом прекрасно написано в известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Другое дело — проза: здесь малыш следит за развитием событий, переживает, «что будет дальше», а потом с трудом вспоминает, с чего началось и как было дело: ему нужно изрядное усилие, чтобы перевести образы сказки обратно на слова и фразы.
Если же при этом он успел усвоить (а взрослый — показать ему своим поведением, голосом, иногда хоть взглядом), что его заставляют снова рассказывать сказку «понарошке», без интереса к его рассказу,— то ему это, естественно, опостылеет. Ведь вы сами только что слушали эту сказку или даже читали ее, зачем же он снова должен это повторять? Он мог бы еще пересказать кому-нибудь из детей во дворе (ведь рассказчику надо, чтоб его слушали с интересом и сочувствием, а не для «проверки»), но маме пересказывать в который уже раз, конечно, тошно, лучше совсем ничего не слушать и не смотреть, и потом не пересказывать.
Возможно также, что ребенок действительно не обладает «чувством рассказа», то есть не любит делиться прочитанным и виденным с другими, не находит удовольствия в чужом внимании и интересе. Однако скорее всего дело в том, что у него недостаточно тактично требуют пересказа.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Метки дети, книги, литература, проблемы, развитие, семья. Закладка постоянная ссылка.
mamotvet.ru
Устный пересказ текста, умение пересказывать прочитанное своими словами – это один из навыков, которые требуются для успешного обучения в школе. Пересказывая текст своими словами, ребенок развивает память, мышление и словарный запас, а также учится анализировать и выделять главное и второстепенное в тексте. В данной статье мы рассмотрим, как правильно пересказывать текст, и какие методы помогут вам и вашему ребенку справится с этим заданием без особых проблем. Вы узнаете, как научить школьника пересказывать текст, и как сделать так, чтобы малыш делал это с удовольствием – легко и непринужденно.
При пересказе ребенок должен проанализировать и выделить главные моменты сюжета прочитанного, запомнить порядок ключевых событий и рассказать о них своими словами. Разумеется, добиться хорошего пересказа текста от ребенка с неразвитой речью невозможно. Поэтому родители должны позаботиться о развитии речи крохи до поступления в школу. Для этого следует больше говорить с малышом, петь вместе песни, читать вслух, учить стихи и так далее. Общение со взрослыми, и в частности, с родителями – обязательное условие развития речи малыша.
Существуют несколько методик, позволяющих облегчить пересказ текста:
Пересказ по картинкам можно превратить в увлекательную игру. Для этого ребенок совместно со взрослым рисует несколько картинок, на которых изображены главные повороты сюжета. Эти картинки помогут малышу сориентироваться в последовательности событий и не запутаться. Картинки должны быть простыми, но в то же время понятными, достаточно ясно иллюстрировать определенный эпизод. Далее картинки раскладываются на полу в виде дорожки и ребенок, проходя по ней, смотрит на картинки, восстанавливает в памяти историю и рассказывает ее.
Летом такую дорожку можно нарисовать на асфальте детской площадки или двора.
Детям постарше подойдет метод, при котором составляется письменный план пересказа текста. Вместе с ребенком прочитайте текст, и, задавая наводящие вопросы, помогите выделить главные элементы истории, зафиксировав их на бумаге. При этом важно, чтобы пункты плана не были слишком длинными, перегруженными информацией. Старайтесь сделать пункты плана короткими, но емкими, информативными. Разделить текст можно как по смыслу, так и по главам или абзацам.
Не торопитесь и не требуйте от ребенка моментального результата. Будьте готовы к тому, что вам придется после каждого пересказа перечитывать текст, сверяясь с оригиналом и выделяя ошибки или пропуски. Возможно, вам потребуется 3 или более раз перечитать текст до того, как малыш сумеет хорошо пересказать его. Не злитесь и не ругайте ребенка, будьте спокойны и подбадривайте малыша, ведь испугавшись, он не сможет выполнить задание.
Учиться пересказывать текст лучше на простых, хорошо знакомых историях, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Статьи по теме: Постановка в очередь в детский сад Для многих ситуация, когда родителям приходит путевка в сад, а ребенок уже ходит в школу, кажется не такой уж и смешной. Проблема очередей в детские сады очень актуальна и родители всеми способами пытаются записать в них малышей. Подробнее о формировании очередей в ДОУ расскажет наша статья. | Как заинтересовать ребенка учебой? Сталкиваясь с нежеланием ребенка учиться, многие родители, не разбираясь в причинах такого поведения, действуют строго и решительно, устанавливая ребенку правила и ограничения. Но можно ли таким способом привить ребенку любовь к учебе? Как правильно заинтересовать ребенка учебой. |
Стимулировать интерес к знаниям и знакомить ребенка с окружающим миром можно в домашних условиях, проводя простые опыты, например, с водой. Такие несложные и не требующие множества атрибутов эксперименты, помогут малышу лучше узнать о свойствах предметов и развивать мышление. | Психогимнастика для дошкольников Психогимнастика для детей - комплекс игр и упражнений, обучающих и развивающих психоэмоциональную сферу ребенка. Такая гимнастика помогает ребенку налаживать связи со сверстниками, вырабатывать правильные поведенческие реакции, тренирует и стимулирует мозговую деятельность. |
WomanAdvice.ru
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ" Осинского района Иркутской области, Россия.
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа | Описание | Возможные проблемы | Как это исправить |
Подробный, близко к тексту | Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу | Неумение начать пересказ | Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа |
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части | Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям) | ||
Обеднение языка | Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис | ||
Скучность пересказа | Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа) | ||
Выборочный | Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу | Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию | Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов |
Сжатый | Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа | Нарушается логика повествования или исключаются важные факты | Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот) |
Неумение передавать содержание диалогов | Поработайте над косвенной речью |
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем здесь написано?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Смотрите также: Приемы работы с текстом (УУД) на уроке истории.
Читайте также:
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
pedsovet.su
Любой родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, красноречивым и интересным человеком. Каждый осознает, что красота речи, логика и убедительность мыслей оказывают влияние на профессионализм в деятельности и комфорт в общении с окружающими. Но мало кому известно, что связную речь лучше всего тренировать простыми пересказами, правилам которых обучают еще в школьные годы. А ведь учить малыша пересказывать следует с того момента, когда он начинает говорить фразы и предложения. Все методики, направленные на раннее развитие ребенка, умением пересказывать информацию формируют его интеллект, помогают контактировать с разными людьми. И все же, как научить ребенка пересказывать прочитанное?
Лучше всего для тренировок пересказов текста выбирать сказку или рассказ. От правильно подобранного произведения зависит окончательный успех обучающего процесса. Оно должно соответствовать возрасту малыша, иметь небольшой объем, излагаться доступным языком. Сюжет должен увлекать хронологической последовательностью событий, персонажи – выделяться яркостью своих характеров. Приветствуется наличие иллюстрированных страниц.
Для начала малыш должен не пересказать, а просто рассказать о чем-либо. Примером может послужить любимая игрушка. Он должен описать ее внешний вид, наиболее важные особенности. В этот момент разрешается оказывать малышу помощь, задавая простые вопросы о размере, цвете и прочее. Такой тренинг станет прекрасным началом для пересказывания чужих текстов.
Вторым этапом пересказа должен быть небольшой текст, знакомый вашему малышу. И только потом разрешается переходить в малознакомым сюжетам, предварительно анализируя прочитанное.
Известные методики, используемые родителями при воспитании дошкольников, предоставляют перечень полезных советов и приемов, помогающих в обучении пересказыванию. Большинство из них применяется в методиках раннего развития:
В процессе обучения ребенка пересказу родители иной раз встречают сопротивление со стороны детей. Как правило, оно вызывается сильной назойливостью родителей, стремящихся услышать пересказанный практически дословно текст. Чтобы обучение проходило правильно, рекомендуем соблюдать определенные условия:
Вполне естественно, что сложности в пересказе возникают у наиболее маленьких читателей. По этой причине рекомендуется на первом этапе пользоваться специальным курсом «Книжная разминка.
Часть 1». Он состоит из восьми книжек-вертушек и девяти книжек-игрушек. Первая группа книг окажет малышу помощь в составлении сочетаний слов и целых предложений, замене одних слов другими с возможностью наблюдения, как поменяется смысл всего предложения.
С помощью таких тренировок ребенок начнет понимать значение роли слова в целом тексте. Книжки в виде игрушек представляют собой более усложненный лингвистический тренажер. Ваш ребенок начинает ознакомление с образованием новых слов, изменяя форму прилагательных, создавая новые слова при помощи суффиксов или приставок.
Такие упражнения и задания в игровых формах приводят к тому, что ребенок способен прочитать маленький текст, рассмотреть иллюстрации к нему, осознать полученную информацию и выполнить пересказ. Таким образом, формируется умение бегло читать и свободно пересказывать. Переходите к комплекту «Книжная разминка. Часть 2».
Взрослым необходимо помнить, что умение ребенком пересказать текст является важным инструментом создания личности, отличающейся творчеством и интеллектом.
detskoerazvitie.info