Мы, взрослые, не задумываемся над вопросом: «Что такое время?», ибо умеем определять его посредством часов, знаем, что такое прошлое, настоящее и будущее, и умеем считать. Для нас данное понятие – это что-то само собой разумеющееся. Но, как объяснить ребенку в 5 лет, что это такое, ведь из-за абстрактности самого понятия его нельзя увидеть или потрогать. У ребенка еще не сформировались такие понятия, как прошлое и будущее. Он живет только настоящим.
Малыш растет очень быстро и, уже к 1,5-2 годам его начинает интересовать все на свете. И уже в этом возрасте родителей должен волновать вопрос: «Как научить ребенка пользоваться часами?». Карапузу будет достаточно сложно сразу прийти к пониманию того, что же из себя представляет это понятие, ибо появляется абстрактное мышление у детей только в дошкольном или раннем школьном возрасте. Однако, рассказать об этом понятии и научить определять часы и минуты нужно, как можно, раньше. Перед родителями стоит непростая задача, которую нужно осуществлять в несколько этапов.
Прежде чем приступать непосредственно к обучению на часах, сначала нужно объяснить, что такое времена года, сезоны, выучить названия дней недели, прошлое, настоящее и будущее, утро, день, вечер и ночь, и научить их различать. Далее, научить счету от 1 до 60, познакомить его с циферблатом, часовой и минутной стрелкой, рассказать о том, что в сутках 24 часа. Без понимания этих понятий, малышу будет достаточно сложно воспринять и осознать, что же это за понятие такое абстрактное. Таким образом, начав просвещать свое чадо в 2 года, к школе он уже будет уверенно ориентироваться во всех этих понятиях, и понимать по часам.
Вместе с этим ищут и читают:
Главное, в обучение – это последовательность и систематичность. Начинать следует с того, что для ребенка будет самым простым для понимания. То есть, с того, что он может увидеть или ощутить. В данном случае – это времена года. На этом этапе вам понадобится календарь и разноцветные иллюстрации разных времен года. Нелишними будут и стихи на данную тематику. Расскажите ребенку о временах года и что характерно для каждого из них, выучите названия месяцев, можете также рассказать про основные праздники.
После усвоения предыдущего материала переходите к следующему – сутки. Здесь также могут пригодиться картинки, изображающие различные действия, которые мы совершаем в разные временные отрезки суток. Вспомните с ребенком его обычный день, что он делает утром, днем, вечером и ночью. Не забудьте также объяснить ему, что в сутках 24 часа.
Расскажите ребенку о прошлом, настоящем и будущем. Сделать это можно на примере самых простых действий, которые совершает сам малыш. Например, сейчас покупаемся, потом пойдем спать, а утром мы ходили в магазин. Таким образом, нужно сопровождать каждое действие, чтобы для ребенка была понятна разница.
Важным этапом, в изучении данного материала, является умение считать. Ведь если малыш не умеет считать хотя бы до 12, то вам будет сложно объяснить ему, как нужно ориентироваться в циферблате. А для усвоения материала про минуты и секунды считать нужно уметь до 60. Поэтому параллельно с другими занятиями учите его и считать. Делать это можно в игровой форме, считая машины, голубей, собранные каштаны, детей, шаги на прогулке. Далее, малыш должен увидеть, как выглядит каждая цифра, и научиться их различать. А затем, считать от 1 до 60 по порядку и обратно. И только после этого, можно приступать к изучению времени на циферблате настоящих часов.
Определять который час по циферблату – важный социальный навык, полностью формирующийся только к шести годам. Без этих знаний, крохе будет тяжело ориентироваться в происходящих событиях, сложно соблюдать режим дня и т.д. Для того чтобы научить свое чадо чему-либо, занятия должны носить систематический характер, а информация преподносится живо, доступно, красочно и весело, что маленькому ученику не было скучно.
Не зря специалисты считают, что обучение посредством игры намного более эффективно, нежели просто заучивание, сидя за столом. Игра позволяет в ненавязчивой форме объяснить ребенку даже самые сложные, для его понимания, вещи. Да и запоминание материала происходит быстрей.
Обучающие часы для деток 5 лет должны иметь большой белый циферблат с черными цифрами и крупными стрелками. Главное, без лишних надписей, рисунков, иероглифов и прочих вещей, отвлекающих внимание маленького ученика. Они могут быть как настоящими, так и картонными.
Начинать знакомство следует со стрелок, а точнее, сначала с часовой. Расскажите, что означает понятие «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Познакомьте его с маленькой, минутной, стрелкой и расскажите о том, что в 1 часе – 60 минут, а в 1 минуте – 60 секунд.
Существует огромное количество способов и методов, как научить ребенка определять время в 6 лет по часам, игра онлайн в том числе. Суть ее очень проста: на экране появляется циферблат, а рядом цифры, которые следует указать на этом циферблате. Внизу зеленая кнопка, на которую надо нажать, после того, как выставили данные. Если все верно, будет написана похвала, в противном случае будет написано слово «ошибка». Однако эта игра хорошо уже на стадии закрепления полученных знаний и умений.
Полезными окажутся и такие игры:
Для закрепления результата, каждый день, в течение дня, просите ребенка смотреть на часы и определять, который сейчас час. Главное, не заставляйте малыша заучивать материал и заниматься, если он не хочет. Обучение, должно быть в радость, только тогда оно пойдет на пользу.
Как показывает практика, наилучших результатов добиваются те дети, чьи мамы делают дидактический материал своими руками. Поэтому стоит, как следует, подготовиться к началу занятий с малышом. Для этого, вам будет полезно почитать специальную литературу, о том, как научить ребенка определять время, найти в Интернете картинки на нужную тематику и распечатать их, сделать своими руками какие-нибудь игры или обучающие карточки, подобрать стишки и т.д. Но помните, игра на компьютере – это хорошо, но только в меру. Рекомендуется отдавать предпочтение реальным дидактическим материалам, а не виртуальным.
Ребенок, как губка – он впитывает информацию и, постоянно, жаждет новых знаний. Не отмахивайтесь от ребенка, задающего, в этом возрасте, слишком много вопросов. Ведь чем доступнее, понятнее и доходчивее вы преподнесете информацию, тем лучше будет удовлетворена потребность маленького почемучки в новых знаниях. В противном случае вы просто отобьете у него желание познавать новое.
Оценить: (4 голосов, оценка: 5,00 из 5)BabyBrainy.ru
Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.
Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.
Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:
Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).
После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.
Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.
При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.
Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках: для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.
Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.
После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.
Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения. Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.
На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:
Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.
Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме. Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.
9psy.ru
9 июня, 2017 Загрузка...
Мы, взрослые, не всегда осознаем, как многому нужно обучиться ребёнку и как непросто освоить ему даже то, что нам кажется совсем простым. И только когда у нас появляется собственный малыш, мы вдруг озадачиваемся, как научить его ходить, кушать, говорить, а позже и как научить ребенка определять время по часам. Умение ориентироваться во времени – это такой же важный и необходимый навык, как умение считать или открывать, закрывать дверь. Особенно актуальным умение понимать время по часам становится для детей, когда они идут в школу.
Но начало школьной жизни несет ребенку и так много стрессов, нагрузок, поэтому как пользоваться часами ему бывает сложно освоить в этот момент. Поэтому лучше, чтобы дети к школе этому уже научились. Когда же и с чего стоит начинать обучение?
Некоторые специалисты пишут, что начать учить ребенка времени по часам нужно тогда, когда он будет уметь считать до ста (или хотя бы 60) и знать цифры. Конечно, в этом случае освоение пойдет быстрее, ведь обычно владение счетом до сотни показатель уже достаточно высокого для ребёнка уровня развития мышления. Обычно примерно с шести лет начинают объяснять, как определять время.
Но кроме умения считать у дошкольника должно быть сформировано представление о понятии «время». Это, кстати, иногда сложнее, чем обучить простому счету. Не в каждом доме сейчас есть часы со стрелками, поэтому увидеть, как движется время физически, ребенок не может, а для того, чтобы он осознавал его движение необходимо специально привлекать к этому внимание. К этому важному делу можно приступать и до того, как будет освоен счет.
Для этого действуем в несколько этапов:
Так постепенно у малыша формируется представление о такой неощутимой материи, как время. Чтобы закрепить это понятие и прочувствовать, как идет время, можно давать ребенку разные задания на время.
Например, прыгаем 1 минуту, рисуем 5 минут. Засекаем время по часам и по окончании оговоренного отрезка, останавливаем ребенка. Такие короткие отрезки помогут ребенку легче понять, как и для чего измеряется время. Такие отрезки при выполнении одинаковых заданий лучше делать разными по длительности, чтобы малыш лучше понял и почувствовал разницу.
Если чаще привязывать желанные для малыша события к конкретному времени, фиксировать на этом его внимание, то у него появиться интерес и мотив научиться определять его на часах.
Развивающие мультфильмы для детей. Учимся понимать время по часам
Обычно к 4-5 годам дети осваиваются с этим базовым понятием «время» и можно приступать к знакомству с часами, как механизмом. Для этого стоит купить детям игрушки с часами, специальные игровые наборы с циферблатом и стрелками, чтобы они постепенно к ним привыкали и видели, как движутся стрелки, в какую сторону, хорошо запомнили их облик, могли узнавать часовую и минутную стрелку.
Некоторым родителям кажется, что научить, как определить время, проще по электронным часам, ведь они сразу показывают цифрами время с точностью до секунды. На самом деле это не так. Видя только загорающиеся цифры, ребёнок не поймет, как час делится на минуты, минута на секунды, сутки на часы, не увидит, как вместе со стрелкой движется время. Изучение этой непростой науки лучше всего происходит на часах со стрелками.
Вначале рассмотрим механизм и выясним, какая стрелка что измеряет, посмотрим, как они двигаются. Затем, в зависимости от возраста и умений ребенка можно выбрать разные способы.
Способ 1. Если ребенок уже хорошо считает до 100 и складывает, то:
Способ 2. Если вы решили начать «часовое» образование пораньше, до того, как малыш научиться легко считать и складывать до 60 — 100, то начинать лучше с часовой стрелки. Конечно, малыш должен уже знать цифры и ориентироваться в числах до 12.
Легче всего учимся определять время в игре. Для этого можно:
Определяем время по часам
Что еще почитать
razvitieiq.ru
У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.
Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.
Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу — такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:
Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.
Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.
Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени — дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.
Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.
Инструкция:
Последовательность разъяснений будет такой:
Упражнения:
Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час — это 60 минут, а значит, половинка часа — 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины — 15 минут.
Упражнения:
Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.
Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам — напротив 1 ставим 5, напротив 2—10 и т. д.
Упражнения:
Это упражнение к тому же приучит ребёнка планировать своё время для выполнения той или иной задачи.
Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:
Можно обучать малыша, используя видео материалы, но обязательно обсудите с ним увиденное, задайте вопросы. Объясните, если ребёнок чего-то не понял.
Дети с непосредственной радостью познают всё новое и неизвестное. Задача родителей не испортить такую благодатную почву своим нетерпением или равнодушием. Так что если ваше чадо заинтересовалось тем, как ходят часы (или вы поняли, что малыш уже готов к освоению навыка обращения с измерительным прибором для времени), то вооружитесь полезными рекомендациями и приступайте к занятиям. А учитывая тот факт, что дети впитывают новую информацию с молниеносной скоростью, всего через пару-тройку уроков карапуз будет с часами «на ты».
Источник:
ekran-stroka.ru
05.06.2015
Что такое время? Как вы сможете объяснить этот вопрос ребенку? Ведь оно не поддается осязанию и зрительному восприятию. Это что-то "невидимо-абстрактное", что можно только чувствовать, когда оно проходит. И то оценить это можно только по определенным событиям, которые уже произошли. А ведь время существует, и наша задача дать малышу полное представление о времени и научить понимать время по часам. Детям до пяти лет достаточно трудно объяснить временные критерии, для них пока нет прошлого и будущего и все, что происходит, происходит "сиюминутно". А нам необходимо объяснить, что течение времени осуществляется непрерывно, именно с этим и связаны понятия прошлого, настоящего и будущего. Время не поворачивается вспять. Чаще всего дети, увлекшиеся игрой на улице, и не замечают, как время пролетело, а мы тащим их за руку домой, а им кажется, что они только вышли, хотя прошло минимум 3-4 часа
Для того, чтобы познакомить ребенка со временем предлагаем вам начать со сказки "Время и малыш".
Время и малыш IBMIr1moh5fsJ.htmlКатегория: | Обучение |
Дата: | 04.06.2015 |
Новорожденный еще абсолютно не разбирается во времени, но все его существование подчинено определенным биоритмам. К году он начинает различать: сейчас время кушать, сейчас - гулять или спать, а сейчас - купаться. Но, это при условии, что вы все-таки придерживаетесь режимных моментов. Но даже в этом случае у ребенка все происходит в настоящем времени.
Абстрактность мышления появляется лишь в школьном возрасте, до этого дети не могут адекватно это воспринимать, так что если, что-то не получается - не расстраивайтесь. Начать нужно с самого обширного и простого понятия - объяснения времен года, сезонности. Кстати, прочитать об этом можно тут. Далее необходимо перейти к изучению месяцев и дней недели.
Но, обо все по порядку. Сначала, нужно объяснить главные свойства времени:
Вроде два таких серьезных противопоставления, но тем не менее, это нужно объясните. Возьмите электронные часы и простые механические. Круглый циферблат – символ повторяемости по кругу (сейчас утро и завтра настанет утро и вчера началось с утра). А цифры сменяющие друг друга на электронных часах - символизируют "убегающее в вечность" время. Это даже можно продемонстрировать по песочным часам.
Ребенку уже 2-3 года? Начните с обсуждения его возраста. Сейчас тебе 2 года, через год будет – 3, а через два года - 5…а когда твой братик пойдет в школу - тебе будет 6 лет. У ребенка должны появится какие-то ориентиры, от которых он будет отталкиваться. Или же маленько в ином направлении: год назад ты умел то-то то-то, сейчас ты умеешь «это»…, а через год ты будешь уметь что-то еще.
Чтобы малышу было легче ориентироваться в таких сложных понятиях, как час и минута с секундами. Нужно под каждое объяснение придумать действие, которое по длительности будет совпадать с объясняемым интервалом. К примеру, топнуть ножкой - это секунда, дойти из комнаты, до какого-то объекта – минута, а вот дойти из дома до садика (если далеко) – час.
Не кидайтесь объяснять, что обозначает стрела на этом или ином месте, сейчас это не важно, научите маленького ребенка выполнять все действия последовательно во времени. Сначала - завтрак, потом - игра, потом - прогулка и т.п. И каждое из этих событий разбейте на пункты и акцентируйте это ребенку. Завтрак: садимся за стол - берем ложку - кушаем кашу - пьем молоко - умываемся и пр. Так же и с остальными "крупными" действиями, все дробим. Обязательно обозначайте: утром будем завтракать, днем - спать и гулять, а вечером – придет папа с работы и будем ужинать. Так вы привьете ребенку самые простые временные понятия: что происходит за сутки и что завтра все повторится. Т.е. в пределах одного дня ничего не повторяется, а завтра все начнется заново.
Обязательно сопровождайте действия словами. Будущее Сначала покушаем, потом погуляем. Сначала поиграем в домино, потом в пазл и т.п
Настоящее
Сейчас идем кушать, а потом гулять. Сейчас играем в домино, а потом соберем пазл.Прошлое
Сначала мы кушали, а потом гуляли, Сначала мы играли в домино, а потом собирали пазл.Показывайте дидактические картинки, которые помогают разобраться с последовательностью происходящих действий. Описывайте то, что там изображено, просите малыша рассказать об изображении.
Как научить малыша понимать, какая стрелка показывает час, а какая минуты? Смастерите самодельный циферблат, с помощью которого ребенок научится понимать, как идут стрелки, какие цифры присутствуют и что все это означает. Это, несомненно, помогает развиваться с математической точки зрения. У ребенка закладывается понятие о цифрах, возможно он даже выучит счет. Для деток постарше легко будет учить и сложение цифр.
Приступаем к делу, распечатываем циферблат, даем ребенку разукрасить его, ему же тоже хочется быть полноценным участником творческого процесса. Вырежьте по кругу, если малыш уверенно владеет ножницами – доверьте это ему, нет - обезопасьте его от этого. Из плотного картона вырежьте стрелки: малую и большую. Если есть стрелки от старых часов – вообще замечательно. В центре циферблата проделайте дырку. Не плохо, если и циферблат будет приклеен на картон, так будет гораздо долговечнее. Прикрутите стрелки к циферблату с помощью болта и гайки. Очень удобное пособие получается.
С чего начать?
1. Объясните значение короткой и длинной стрелок. 2. Начните с часовой стрелки (длинную можно пока снять, чтобы не смущала): на какой цифре стоит и сколько показывает. Хорошо, ели соотнести это время с действием, происходящим в жизни малыша (7 утра – ребенок встает, 8 утра – приходит в садик и т.п.). 3. После, того, как понятие часа прочно закрепится в подсознании малыша – приступайте к понятию минуты, что показывает длинная стрелка, для этого посмотрите картинку с часами, где циферблат поделен минутами.
4. И на самом конечном этапе, после освоения часов и минут, можно объяснять дробное время: пять минут пятого и пр. Кстати это умение помогает в будущем хорошо расправляться с дробями.
Хорошо, ели вы будете показывать плакаты, где время сопровождается действиями. Вы можете сохранить их к себе на компьютер и распечатать.плакат о времени плакат про время
Поговорите с ребенком, что изображено на плакатах. Покажите на игровом макете это время, потом можете попросить, чтобы ребенок сам выставил это время на макете. Пусть расскажет, что показывает длинная и короткая стрелки.
После такого ознакомления, уже можно давать задания, чтобы малыш выставлял указанное вами время на игровом макете: вы называете час и минуту - он их выставляет. Далее спрашиваете, когда он ложится спать - ребенок так же выставляет стрелки макета. И так постепенно учим время с детьми по часам, чтобы малыш мог четко сказать посмотрев на часы, который сейчас час.
А вот еще один замечательный макет часиков, которые можно сделать самим.
malenkiyrebenok.ru