Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.
Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша
Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.
Читайте также:
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
pedsovet.su
Отдельно взятые звуки, по сути, являются первыми «словами» маленького человечка. Сначала это простые гласные звуки, которые малыш повторяет многократно, разрабатывая свой артикуляционный аппарат. В возрасте нескольких месяцев ребенок начинает гулить, лепетать – все это является репетицией к началу говорения. Малыш слушает звуки, которые произносят взрослые, внимательно наблюдает за движением губ и пытается повторить. Весь этот процесс происходит постепенно и естественно. Однако многим родителям не терпится услышать от малыша первое осознанное слово, и они задаются вопросом, как научить ребенка звукам? Практически все родители, активно интересующиеся своевременным развитием своего ребенка, знают, что развитие речи непосредственно связано с общим умственным развитием малыша. Если есть задержки в развитии речи, то специалисты могут диагностировать задержку общего психического развития. Вот почему развитию речи ребенка родители придают такое большое значение. Ну и конечно, потому, что им не терпится поскорее пообщаться со своим малышом, узнать, что он думает.
Заниматься развитием речи своего малыша следует начинать с самых первых дней его жизни. Можно привести несколько советов для молодых родителей:
Научить ребенка звукам, словам, говорению – процесс сложный и продолжительный. Поэтому наберитесь терпения и главное, запаситесь хорошим настроением и ласковыми интонациями.
myladies.ru
Начинать учить читать можно уже двухлетку. Разумеется, начинаем с изучения звуков. Игра – потрясающая возможность учить звуки, буквы, а затем уже слоги.
Играя, гуляя, кушая – родители, в шуточной, ненавязчивой форме малышу рассказывают о буквах. Очень важно! Называя буквы нельзя проговаривать их как: «бэ», «дэ», «нэ», «мэ», необходимо ребенку дать чистый звук «б», «д», «м», «н»…
Так малышу намного проще будет соединить звуки в слоги, иначе может получиться следующее: родитель просит ребенка сказать слог «БА», а он ответит – «БЭА». Ведь родители сами его научили – «бэ»….
Играть в «ЗВУКИ», можно, где получается. Все, что окружает вас и малыша превращается в игру. Важно, чтобы малыш мог потрогать, попробовать, увидеть тот предмет, который в его понимании будет ассоциировать звук.
Например: ребенок кушает. Мама может начать разбирать с малышом: с какого звука начинается «Тарелка», «Ложка», «Ротик», «Каша», «Апельсин». Ребенок легко усвоит веселый урок, у него возникнет устойчивая ассоциация Звук + Предмет. Ведь «Ложкой» (звук «л»), малыш отправляет кашу в ротик. Не берите сразу много звуков – два или пять – вполне достаточно. Слова, предметы необходимо подобрать понятные малышу и определяющие одно большое действие, как в нашем примере – ребенок кушает – слова подобраны только связанные с приемом пищи.
Постепенно игра «ЗВУКИ» усложняется: ребенок должен сам назвать звук в слове «Ложка», «Стул», «Стол»… Не переживайте, если у вашего малыша подобное задание вызовет некоторые затруднения. Детки все разные!
Совет из практики: на видном месте поместите (приклейте скотчем) яркий, красочный алфавит, где около каждой буковки есть рисунок: кран, енот, юла. Такой алфавит-плакат отлично помогает активизировать пассивную память малыша. Детка постоянно «наталкивается» взглядом на буковки, постепенно и подсознательно запоминает их. Такова особенность восприятия, она основывается на постоянной тяге малыша к яркому: цветам, плакатам, игрушкам, картинкам…
Выучив уже несколько звуков, можно давать другое задание – назови три предмета на звук «К». Будет отлично, если эти предметы находятся на виду у ребенка.
Например: гуляете (играете) на детской площадке. Малыш осматривается, видит и называет – «Качели», «Кукла», «Кошка».
Малыши запоминают быстрее согласные «к», «м», «н», «р» и все гласные. Изучая звуки, ребенку уже можно объяснять про ГЛАСНЫЕ, которые можно петь и СОГЛАСНЫЕ, которые могут рычать, но не могут петь. Малыш поймет это очень быстро!
345-games.ru
Звук Р – один из наиболее сложных для произношения звуков русского алфавита. Подчинить его себе получается даже не у всех взрослых, так что говорить о малышах. Помочь в этом может специальная методика, разработанная детскими логопедами. Она расскажет вам как научить ребенка говорить Р, не заставляя малыша заниматься, а играя с ним.
На первом этапе важно правильно поставить звук Р, разобрать правильную артикуляцию при произношении.
На втором этапе происходит закрепление этого звука в слогах, словах, предложениях.
Серьезно беспокоиться о правильности речи малыша нужно, если ребенок не научился произносить звук Р к шести годам. В этом случае будет верным решение обратиться к профессиональному логопеду, который, в первую очередь, определит причину дефекта речи. Это очень важно, чтобы помощь специалиста была более эффективной и действенной. Ведь причиной дефектного произношения звука Р может быть не только недоразвитие речевого аппарата ребенка, но и развитие серьезных заболеваний органов дыхания.
Кроме того, логопед поможет подобрать набор индивидуальных упражнений для малыша, направленных на устранение именно его недостатков. Такая артикуляционная гимнастика – обязательное условие для постановки правильного произношения сложных звуков.
Что в речи ребенка должно насторожить родителей и принять решение обратиться к специалисту? Это такие явные дефекты произношения как:
Если подобные проявления наблюдаются у малыша четырех-пяти лет, то беспокоиться пока не стоит. Однако определенные упражнения, которые помогут ребенку быстрее подчинить себе свой речевой аппарат, лишними не будут.
Отдельно остановимся на тех факторах, которые могут стать причиной неправильного произношения ребенком отдельных звуков. Можно выделить несколько основных причин:
Это наиболее распространенные причины, почему ребенок неправильно говорит. В действительности их может быть гораздо больше. Выявить их может только логопед.
Чтобы быстрее освоить произношение Р, малыш должен произносить этот звук как можно чаще. Постоянная тренировка артикуляционного аппарата непременно даст свои плоды и поможет ребенку быстрее освоить трудный звук. Для этого:
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром
Притаился за бугром.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.
Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак, Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Несмотря на то, что тренировка в произношении звука Р важна и необходима для постановки правильной речи, но ее одной недостаточно. Не менее важна артикуляционная гимнастика, направленная на развитие тех мышц языкового аппарата, напрямую участвующих в произношении звука Р.
Логопеды разработали целый комплекс таких упражнений, которыми без труда дети могут заниматься дома вместе с родителями. В этой гимнастике очень важное значение имеет периодичность занятий – ежедневно и желательно два-три раза в день. А также совместная работа: на примере родителей малыш должен видеть, как правильно нужно выполнять упражнения.
Каждый специалист разрабатывает свою методику по постановке правильного звука Р. Но есть ряд упражнений, которые используют все логопеды.
Придать языку форму чашки – края подняты, а средняя часть опущена. Нужно удерживать язык в этом положении 10-15 секунд, затем расслабить его и повторить упражнение снова. Делать его нужно не менее пяти раз.
Немного высунуть язык и придать ему форму лопатки – сделать его прямым и широким. Также удерживать это положение секунд 15 и повторять несколько раз.
Раздвигаем губы в широкой улыбке так, чтобы открыть верхние зубки. Языком вычищаем зубы с внутренней стороны, действуя им, как метелкой. Очень важный момент – работать должен только язык, а челюсти оставаться неподвижными.
Поиграйте вместе с ребенком в лошадку – поцокайте. Это простое упражнение поможет укрепить мышцы языка.
Высуньте язык и в таком положении попробуйте проговаривать с ребенком разные слова. Получится смешно, а одновременно вы сделаете хорошую разминку для языка.
Предложите малышу повторить действия кошки и полакать чай, компот или сок. Такое нехитрое упражнение хорошо укрепляет мышцы языка.
Посоревнуйтесь с ребенком, предложите ему коснуться языком носа или подбородка.
Нужно широко открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на бугорки верхних зубов. Удерживайте такое положение языка секунд 20 и повторяйте не менее трех раз. Это очень эффективное упражнение, которое научит ребенка расслаблять мышцы языка и растянет подъязычную связку.
Улыбаемся и покусываем кончик языка. Такое упражнение поможет возбудить языковые мышцы.
Широко открываем рот в улыбке и ударяем кончиком языка по бугоркам верхних зубов. При этом нужно произносить звук Д. Вначале звук Д произносим медленно, затем постепенно увеличиваем темп. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы челюсть была неподвижна, а рот оставался в улыбке. Упражнение делаем не менее 15 секунд.
Если выполнять все предложенные рекомендации старательно, пользуясь любой для этого возможностью, то ваш ребенок очень быстро покорит звук Р. А благодаря игровой форме упражнений процесс занятий с артикуляционным аппаратом станет увлекательным и для детей, и для родителей.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков р, рь:
myintelligentkids.com
Разговаривайте с ребенком
Многих молодых мам беспокоит вопрос, как научить ребенка правильно говорить различные буквы и звуки? Стоит учесть, что методика обучения малыша связной и правильной речи в первую очередь основывается на его возрасте. Именно от этого зависит выбор тех или иных приемов и методов, благодаря которым у ребенка в кратчайшие сроки формируется быстрая и правильная речь. Если эти принципы не соблюдаются, то в итоге это может привести к замедленному развитию не только речи, но и к тому, что ребенок будет медленно развиваться умственно, замедлиться развитие письма, а также малыш будет неправильно произносить некоторые звуки, например, л, р, ж и прочие. Поэтому молодым родителям стоит придерживаться некоторых правил. Перейдем к практике как научить ребенка правильно говорить такие буквы как л, р, ж, ш. Так же ниже вам будет представлена техника упражнений позволяющая быстро научить вашего малыша произносить буквы и звуки.
Первые признаки речи возникают у малыша еще в возрасте 4 месяцев. Именно в этот период маленький ребенок начинает издавать звуки, которые принято называть гулением. Изначально они непродолжительные. Постепенно у ребенка появляется уверенность и он начинает издавать более продолжительные звуки. Конечно же, речь в этом возрасте лишена смысла. Это больше является признаком того, что малыш в прекрасном настроении. Рекомендации и полезные советы для развития речи и что бы научить малыша говорить в этот период заключаются в следующем:
В восемь месяцев у ребенка начинают формироваться отдельные слоги. Это можно сравнить с лепетом. В этом возрасте дети уже способны подражать определенным звукам. Также малыш способен сделать интонацию своей речи более выразительной.
В этом возрасте дети произносят слова на разный лад, при этом ударение и интонация произвольно видоизменяется. Чтобы научить ребенка говорить, именно в этот период необходимо чаще общаться с ребенком, показывать ему игрушки и предметы, четко произносить их название, а также рассказывать про животных и объяснять различные действия. Все нужно делать четко и ясно, чтобы ребенок точно понял о чем вы говорите. Стоит побуждать малыша совершать определенные действия, например, открыть рот, подать игрушку. Не стоит заменять название предметов более упрощенными, так как это только замедляет развитие речи. Эти мелкие советы помогут вам научить ребенка правильно говорить слова и звуки со временем.
Совместные игры
Конечно, не стоит в этот период использовать те слова, которые сложны для восприятия. В полтора года малыш уже способен изъясняться словами. Его словарный запас в этом возрасте должен состоять, как минимум, из сорока слов. При этом основная нагрузка ложится на собеседника, так как он должен тщательно описывать окружающий мир, животных и предметы, применяя в своей речи глаголы, прилагательные и прочие части речи. Также следует указывать на взаимосвязь между отдельными частями речи, например: «Посмотри, котик играет с солнечным зайчиком». В этом возрасти наступает момент, когда необходимо обращаться к малышу уже с более сложными просьбами, например, попросите его принести ручку или открыть книгу малышку. В этот период следует сделать акцент на увеличение запаса слов у ребенка. К двухлетнему возрасту словарный запас малыша должен составлять не менее 300 слов. В три года малыш должен уже уметь использовать придаточные предложения. В этом возрасте необходимо стимулировать свое чадо к изменению окончаний отдельных слов, а также согласование их в предложении. Чтобы ребенок почувствовал уверенность, необходимо поощрять его стремление говорить. Перейдем к следующим советам как научить правильно говорить ребенка и произносить слово мама, папа и разные звуки такие как ш, л, р, ж.
Большинство родителей хочет, чтобы первым словом их ребенка было «мама». Однако у многих детей первое четко произнесенное слово – это «дай». Но как научить ребенка правильно говорить слово «мама»? самая главная ошибка родителей заключается в том, что они не учитывают всю специфику запоминания малышом отдельных слов. Ведь ребенок первым произносит именно то слово, которое слышит намного чаще остальных. Чтобы ребенок запомнил слово «мама» не нужно говорить его постоянно. Достаточно просто комментировать, например, мама сделала то и то, мама взяла то. Играя с малышом необходимо стимулировать его к произношению этого слова по слогам и четко. Многим детям нравится повторять слова по слогам вместе со взрослыми.
Как научить ребенка правильно говорить букву «л», необходимо делать с ним определенные упражнение. Нередко дети заменяют этот звук звуком «в». В такой ситуации ощущается нарушение воздушных потоков и недостаточная подвижность языка. Для того что бы научить ребенка говорить букву «л» в такой ситуации подойдут такие упражнения, как «Лошадка тихо едет» и «Лошадка». При выполнении таких упражнений и техник ребенок звонко и тихо должен цокать языком. Чтобы убрать нарушение воздушных потоков, можно выполнять упражнение для моторики речи ребенка «Дует ветерок». При выполнении упражнения что бы ребенок научился говорить ребенок должен выдувать струйки воздуха.
Читайте вместе с ребенком
Также для многих детей проблематично произношение звука «ш». Для того что бы научить ребенка говорить букву ш необходимо освоить такое упражнение, как «Чашечка». Для этого необходимо, чтобы ребенок приложил к нижней губе язык, приподняв при этом его кончик и боковые стороны. В итоге должен получится желобок. Также можно выполнять жевательные движения, болтушку языком и упражнение для растягивания губ.
Практически третья часть детей не правильно произносит букву «р». Ведь это самый сложный звук. Так как правильно научить ребенка говорить звук «р»? Ребенок может его заменять буквой «л» или вообще не произносить. Чтобы устранить эту проблему, следует стимулировать ребенка к проговариванию слов, в которых имеется этот звук, например, кар-кар, рыба, ворона, рука и прочие. Также необходимо показать малышу правильную артикуляцию. Иными словами, то, как располагаются губы и язык во время произношения звука «р». Неплохим занятием может стать проговаривание скороговорок и стихов.
Если ребенок не произносит букву «ж», то при его постановке необходимо делать упор на слова, где имеется этот звук. Проговаривать их следует медленно. Также можно просто пожужжать с малышом, подражая жукам.
Внятная и понятная ранняя речь у ребенка, как правило, формируется у детей к трем годам. Если же родителе хотят, чтобы их ребенок начал говорить намного раньше, а это, конечно же, ускоряет процесс интеллектуального развития, то им следует изменить кардинально подход ко всем процессам обучения речи. Итак, как научить ребенка правильно говорить в год. Речевой навык является ранним, если он сформировался уже к одному году. Ведь в этот период ребенок намного лучше воспринимает неоднократно повторенные краткие предложения, содержащие всего одну идею. Конечно, некоторые термины могут быть непонятны малышу, чтобы он лучше вас понял, необходимо прояснять ситуацию, подключив воображение, а также начав обучать ребенка мышлению и равнению.
Например, если ваше чадо кушает печенье, то можете попросить охарактеризовать его форму и вкус, указать название. В основном стоит поддерживать во время разговора только те темы, которые будут интересны вашему малышу. Так вы сможете быстрее увеличить словарный запас ребенка, развивая при этом воображение и интуицию. Разговаривайте с ребенком о собственных действиях. Так вы сможете его научить сопоставлять их со словами и идентифицировать. В этот период весьма актуальны пальчиковые игры, аппликации, рисование и другие игры, направленные на развитие мелкой моторики. Ведь именно она влияет на развитие речи. Единственные верный путь для формирования правильной речи у ребенка – это общение. Теперь можно перейти к просмотру видео урока как научить ребенка правильно говорить в раннем возрасте.
Виде как научить ребенка правильно говорить буквы и звуки
SovetProst.ru