Все дети индивидуальны, имеют свои особенности характера. Некоторых родителей может беспокоить, что их чадо не дает отпор обидчику. Тогда и возникает вопрос, как научить ребенка постоять за себя. Взрослым следует внимательно разобраться в этой теме, чтобы иметь возможность решить проблему.
Как научить ребенка постоять за себя?Родители должны объективно оценивать ситуацию и уметь сделать правильные выводы. Вопрос, как научить детей и подростков постоять за себя, может касаться не только мальчиков, но и девочек. Вот несколько основных советов:
Если речь о маленьком ребенке, то мама может привлечь в игру больше доброжелательных малышей, что заставит забияк подчиниться общим правилам.
Чего делать нельзя?Тем, кому важно разобраться, как научить сына или дочь постоять за себя, необходимо понять, каких ошибок стоит избегать. Родители иногда переоценивают тяжесть конфликта и сами его раздувают. Если ребенок не придает особого значения ситуации, то, возможно, не стоит заострять на ней внимания.
Не следует постоянно жалеть чадо, подчеркивая, как другие дети обижают его. Это может стать причиной комплексов и неуверенности в себе. По этой же причине не нужно ругать за неумение дать сдачи, называя «тряпкой», «слюнтяем».
Статьи по теме: Как научить ребенка внимательности? Чтобы научить ребенка внимательности, достаточно почаще играть с ним в самые различные, увлекательные игры на развитие этого умения. Разберем некоторые из них в нашей статье. | Как научить ребенка ставить ударение в словах? Ставить ударение в словах, правильно склонять и выговаривать слова – серьезное умение и даже достижение для маленького человечка, ведь русский язык очень сложный. Если у малыша имеются проблемы с тем, как правильно это делать, нужно помочь крохе освоить навык. |
Как научить ребенка читать на английском языке? В успешном взрослом деловом мире, да и просто повседневной жизни, знать иностранный язык, как второй родной, становиться все необходимее. Поэтому многие родители с малых лет задаются вопросами его обучения. Как научить читать ребенка по-английски, обсудим далее. | Как научить ребенка быстро считать? Успешно освоить счет малыш должен еще до школьной скамьи, а значит, это одна из главнейших задач при подготовке крохи к обучению. Когда и как учить детей цифрам и счету, обсудим вместе в нашей статье. |
WomanAdvice.ru
Совсем недавно ваш кроха смотрел на мир из-под козырька коляски, но прошло время, и вот малыш уже с интересом ковыряется в песочнице и отважно карабкается на горку. Первые игры в компании сверстников часто сопровождаются слезами – кто-то толкнул, отобрал игрушку, сломал куличик, не уступил качели – и вы торопитесь на помощь малышу. Но ведь вы будете рядом не всегда.
Безусловно, желание родителей научить ребенка самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями вполне оправдано. Однако очень важно не перейти ту грань, за которой ребенок начинает воспринимать весь мир как жестокий и враждебный по отношению к нему, ведь такая позиция зачастую приводит к развитию фобий и различных форм отклоняющегося агрессивного поведения.
Для того чтобы избежать возможных негативных эффектов, родителям следует действовать аккуратно и последовательно.
Первоочередная задача родителей в воспитании ребенка заключается в том, чтобы убедить его в справедливости и доброте окружающего мира. Ребенок должен знать, что его окружают хорошие, добрые люди, а зло, хоть и имеет место быть, но происходит редко и обычно побеждается добром.
Дайте понять малышу, что его могли задеть нечаянно, без злого умысла, превратите это в шутку, обыграйте ситуацию. Дети очень чутко воспринимают отношение к происходящему родителей. Если всякую мелкую несправедливость вы будете раздувать до вселенских масштабов, регулярно пересказывая всем домашним, как «обидели» вашего малыша – недолго и до формирования у него комплекса неполноценности или гипертрофированного самолюбия. Не заостряйте внимание на ситуации. Порой достаточно переключить внимание ребенка на что-то интересное, и инцидент будет исчерпан.
Постарайтесь донести до своего ребенка, что обида – это естественное, но не конструктивное чувство. Подавайте ребенку личный пример отреагирования «обидных» ситуаций. Ведь человек, который постоянно обижается на других, отталкивает окружающих, и у него редко бывают настоящие друзья. Преодолевая чувство «обиды», ребенок учится конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в общении.
Обеспечьте своему ребенку удовлетворение потребности в безопасности. Малышу любого возраста важно быть уверенным в том, что в случае опасности, с которой он не сможет справиться самостоятельно, родители поддержат и защитят его. Ослабляйте степень своего участия в детских «разборках» постепенно и в строгом соответствии с психологической и физической готовностью к этому вашего ребенка. Не оставляйте его один на один с проблемой, поверьте, если малыш все еще прячется к вам «под крыло», значит, он еще не достаточно окреп для самостоятельного полета.
Бывает, что единственным выходом из сложившейся ситуации становится уход из травмирующего общества. Такое часто бывает, если ребенок «не вписался» в коллектив в детском садике или школе, если его постоянно задирают на детской площадке.
В случае с площадкой проблема решается просто – достаточно сменить место прогулок, а вот в случае возникновения трудностей в дошкольном коллективе или школьном классе, следует вначале поговорить с самим ребенком, с родителями других детей, с воспитателями и учителями. Принять эти меры действительно необходимо, поскольку переход в другой детский сад или школу может быть для ребенка не меньшим стрессом, чем постоянная «травля» в нынешнем учреждении.
Для того чтобы избежать повторения ситуации в новом детском саду или школе, родителям следует задуматься, не провоцирует ли что-то в поведении их ребенка такое отношение к нему. Безусловно, ребенок должен уметь давать сдачу, однако умение постоять за себя не сводится к умению махать кулаками.
Ребенок будет пользоваться авторитетом в любом коллективе, а при необходимости сможет дать отпор обидчику, если родители смогут привить ему навыки конструктивного общения с окружающими: научат доброжелательному отношению к другим ребятам, расскажут, как общаться без зависти, ехидства и обид, научат делиться и идти на компромисс.
Помимо развития навыков общения и разрешения конфликтов чрезвычайно важно укреплять в ребенке уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Ведь дети очень тонко чувствуют, кто более слаб и не сможет дать отпор, и именно такие ребята становятся объектом насмешек. Ребенок, который уверен в себе не только реже становится «жертвой», но и проще переживает обиды, если они все-таки случаются.
Важно помочь ребенку преодолеть страх перед обидчиками. Это проще всего сделать в игровой ситуации, смоделировав в игре возможные случаи, которые могут иметь место на площадке или в группе детского сада. Пусть, например, у маленького зайки мишка отнимет мячик. Пусть малыш заступится за слабого, встанет на его защиту. Постепенно показывайте ребенку возможности мирного разрешения конфликта, основанные на чувстве жалости или симпатии к обидчику.
Помогите своему ребенку найти одного-двух верных товарищей. Поощряйте его желание знакомиться с другими ребятами, участвовать в совместных играх, ходить друг к другу в гости. Тот, у кого есть близкие друзья, не придает особого значения нападкам других детей.
Если ваш ребенок часто становится объектом едких шуток и «дразнилок», вместе с ним придумайте оригинальные ответы (вроде «обзываешь ты меня, переводишь на себя» из нашего детства). Совсем необязательно, чтобы малыш использовал эти ответы. Уже одного знания, что ему есть что сказать в ответ на обидную шутку, придаст ему уверенности в себе.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел постоять за себя, важно научить его доверять себе и окружающим людям, ставить себя на место обидчика и всегда использовать любую возможность решения конфликта не силовыми методами.
mama12.ru
Родители очень расстраиваются, когда понимают, что сына или дочь обижают, а они не могут защититься. Проблема, как научить ребенка постоять за себя, не так проста. Особенно болезненно ее воспринимают папы. Они говорят своим «слишком мягким», с их точки зрения, детям: «Не будь тряпкой, дай сдачи!» И детки, особенно мальчики, прислушиваются к совету взрослых и размахивают кулаками направо и налево, и даже входят во вкус.
Однажды мне рассказали историю, как спокойный и тихий малыш, с которым часто гулял на площадке папа, через некоторое время стал «сражаться» за свои, а потом и за чужие игрушки, хотя раньше с удовольствием делился с другими. Оказалось, папе не понравилось, что сын слишком мягок, и он сказал ему: «Не давай другим помыкать собой. Как пристанут – сразу стукни их посильней, чтоб неповадно было!» И дети отстали. А их мамы попросили папу мальчика гулять с ним в другом месте, потому что вполне уравновешенный ребенок стал агрессивным и искал поводы, чтобы подраться.
Психологи уверяют, что неумение дать сдачу чаще всего связано с семейными традициями: если малыш растет в любви, не испытывает сам и не видит в окружении проявлений агрессии, то чужое агрессивное поведение не раздражает и не злит его, а удивляет. И при этом у него не появляется желания дать сдачи.
Некоторые мамы слишком настойчиво опекают своих малышей, оберегая их даже от общения с другими детишками. Дети становятся робкими и избегают любых конфликтов со сверстниками, а при их возникновении стараются вернуться под защиту взрослых.
Если вы задумываетесь, как научить ребенка постоять за себя, примите во внимание еще несколько причин:
Прежде чем учить детей стоять за свои интересы, взрослые должны понять, что насилие далеко не единственный способ отстоять свою правоту. Походя бросая ребенку «а ты дай ему по шее», они не отдают себе отчета в том, что рукоприкладство не доводит до добра, и рано или поздно полученная другим ребенком травма может привести обидчика на скамью подсудимых.
Если вы все же поставили цель научить ребенка постоять за себя, то прислушайтесь к рекомендациям психологов:
Часто взрослым только кажется, что их ребенок слишком мягкий или робкий. На самом деле, он просто менее закомплексованный и не видит агрессии там, где ее реально нет. И стоит его в этом поддержать, а не подвергать критике.
sonyaclub.ru
Напористый и драчливый ребенок часто становится у мам и пап объектом гордости. «Настоящий лидер растет! Себя в обиду не даст!» – с восхищением говорят они. А спокойный, бесконфликтный, уступчивый малыш вызывает у родителей разочарование и беспокойство: «Как он будет жить? В нашем мире нужно быть сильным и предприимчивым, уметь защищаться и нападать!». Как
научить ребенка постоять за себя? И действительно ли агрессия помогает стать успешным?
Эксперт – клинический психолог Ирина Медведева. В первую очередь взрослым нужно задуматься над своей реакцией на происходящее. Почему они столь негативно воспринимают неудачи сына, его пассивность при столкновениях со сверстниками? Возможно, в них говорят их собственные обиды, пережитые в детстве, когда они не могли постоять за себя. Или они считают, что сын должен быть победителем и лидером во всем, а его тонкая душевная организация ассоциируется у них со слабохарактерностью и вызывает чувство раздражения. Как правило, подобная реакция свойственна папам, которые сами не умеют отстаивать свои интересы. Вместо сочувствия, ободрения такой отец обязательно процедит жестокое слово: «Слюнтяй!», излив весь свой негатив за личныеобиды на беззащитного сына.
Таким образом проблему не решить. Чувство гнева и стыда ситуацию не только не изменит, но и усугубит: у ребенка может возникнуть комплекс неполноценности, и вот тогда он действительно вряд ли станет успешным человеком. Поэтому родителям нужно проанализировать ипересмотреть прежде всего свою позицию.
Второй шаг, который важно сделать, – спокойно обсудить с ребенком неприятные истории и попытаться разобраться в их причинах, найти оптимальный выход из ситуации. Обязательно нужно ободрять ребенка. Поддержка родителей в эти моменты жизненно необходима, ведь малышчувствует себя подавленным.
В любом детском коллективе есть один или несколько задиристых детей, и смирять их пыл – задача педагога. Если ребенка в школе регулярно обижают, значит, учителя мало внимания уделяют налаживанию микроклимата внутри класса. Родителям в данном случае стоит поговорить с класснымруководителем ребенка и попытаться прояснить картину.
Стоит также побеседовать и с родителями обидчиков. Возможно, одного такого разговора окажется достаточно. Только вести переговоры нужноспокойно, без истерик и скандалов, и не в присутствии детей.
Не думайте, что, вмешиваясь в детские отношения, вы навредите своему малышу. Если бы ребенок мог защититься сам, он бы с радостью это сделал. Но он не может. Родители должны дать малышу почувствовать, что мама с папой всегда придут на помощь в трудную минуту. Только тогда ребенок почувствует уверенность и, возможно, в следующий раз самостоятельно дастотпор обидчикам.
На самом деле многие детские конфликты «гасятся» на уровне «хваления родственниками», когда ребенок в ответ на обидное слово или тумак отвечает: «Еще раз скажешь (или ударишь), я брата позову (папу, дядю), он у меня карате знает!» Как ни удивительно, подобные фразы весьма действенны. Вот только сам малыш должен чувствовать уверенность, что его слова не пусты, что его родственникидействительно встанут на защиту.
Одно дело, если ребенок не прижился в одной школе, но при этом прекрасно поладил с детьми в другой, и совсем иное – если он сменил несколько школ и везде становился «мальчиком для битья». В последнем случае он, скорее всего, сам провоцирует ссоры, первыйначинает задираться.
Чересчур избалованные дети, которые привыкли дома быть в центре внимания, нередко начинают вести себя в классе, как в своей собственной семье: много требуют, мало делают сами, вредничают и капризничают. А таких «принцев» и «принцесс» не любят. В итоге это можетвылиться в серьезные столкновения.
Поэтому родители должны разобраться, действительно ли их малыш – невинная жертва, или это «свергнутый с трона королек»? Мама и папа должны осознать, что, пока ребенок не вырос и у него не закрепился стереотип общения в коллективе, не развился комплекс «несчастного из несчастных», нужно научить его нормально общаться: уступать, идти на компромисс, делиться. Скорее всего, именно отсутствие этих качеств имешает наладить отношения с одноклассниками.
У многих из нас до сих пор жив стереотип, что мужчина должен быть сильным, напористым, даже несколько агрессивным. Именно эти качества помогали нашим предкам отвоевывать «место под солнцем» и выживать. Однако сегодня – несколько иное время. Щедрость, уступчивость часто могут сослужить хорошую службу. Добрым и открытым людям легче знакомиться, устанавливать новые контакты, дружеские отношения,расположить человека к себе.
Сделать добросердечного ребенка жестким и агрессивным невозможно, такие попытки приведут разве что к появлению множества неврозов, страхов и комплексов. Другое дело, что в ребенке нужно воспитывать чувство справедливости, чтобы он понимал, когда другой человек поступает дурно, и не потворствовал злу. Кроме того, обязательно нужно взращивать чувство жалости к более слабым и учить защищать обиженных. Чувство жалости и несправедливости в большинстве случаев заглушает чувство страха, и ребенок с благородной душой не сможет не вступиться за другого малыша. А благодаря этому у него будет развиваться чувство уверенности в своих силах, смелость, и он сможет давать отпор обидчикам и в тех случаях,когда обижают его самого.
Важно, чтобы ребенок не копил в себе гнев на обидчиков, не мечтал отомстить – негатив скверно отражается на хрупкой детской психике, на формировании личности. Поэтому важная задача родителей – морально поддерживать ребенка. Желательно, чтобы мама и папа не зацикливались на детсадовских или школьных проблемах, старались, чтобы дома сын моготвлечься, расслабиться.
И, разумеется, домашние, прежде всего папа, должны позаботиться о том, чтобы ребенок не просто знал, что нужно становиться сильнее, а почувствовал силу. Стоит купить детские гантели, установить в комнате спортивный уголок, раз-два в неделю играть с сыном в футбол или баскетбол, можно отдать ребенка на секцию борьбы. Только необходимо внушить, что кулаки следует пускать в ход в самых крайних случаях и что лучший боец – тот, кто умеет выйти избоя без единого удара.
moirezepti.ru
Тема самозащиты – одна из самых животрепещущих и сложных. В маленьком возрасте формируется характер и привычки, ребенок учится жить в социуме и впервые сталкивается с проблемами. О том, как научить ребенка постоять за себя, больше переживают отцы. Если отец в детстве мог дать отпор, он уверен, что его сын вырастет таким же. Если же у него не возникало трудных ситуаций или он не умел защитить себя, он будет более внимателен к тому, чтобы сын не повторил его судьбы.
Школьный или детсадовский коллектив можно сравнить с типичным сериалом. Крепкая дружба нарушается бурной ссорой, проявляются более сильные характеры, дети начинают пакостить друг другу или, наоборот, помогать, они делятся игрушками и через какое-то время их отбирают. В садике дети несильно привязываются к друзьям или воспитателям, каждый из них является индивидуальностью. Лишь к концу 1 класса школы они обрастают более стойкими привязанностями.
Дети до 7 лет живут в ячейке семьи, то есть мама, папа и ребенок. Они еще не так сильно нуждаются в друзьях. Если в этой ячейке малышу было комфортно, то позже у него не возникнет проблем в обществе. Если же нет, могут появиться трудности. Почему возникают конфликты в садике? Дело в том, что общение детей с себе подобными довольно эмоциональное, часто контролирующее лицо (воспитатель) отсутствует и не слышит, о чем общаются ребята. Отсюда конфликты, дразнилки и обиды. Лишь к 7 годам вырисовывается характер ребенка. Он может быть агрессивным, уверенным в себе или чувствительным к чужому мнению. Если ребенок относится к третьему типу, ему особенно важно научиться постоять за себя.
Почему ребенок в конфликте теряется и вместо того, чтобы показать себя и поставить на место обидчика, просто-напросто молчит и переминается с ноги на ногу? Психологи выявили несколько причин.
1. До трех лет его ограждали не только от настоящих, но и от мнимых опасностей. Поэтому вместо того, чтобы добиться своего, ребенок предпочитает уйти в тень.
2. Ребенок рос без отца или с отцом, но тревожной мамой, которая старалась уберечь его от конфликтов и «плохих» детей.
3. Мама – очень активный и целеустремленный человек. Она пытается все решить за ребенка из-за нетерпения или уверенности, что сама лучше справится.
4. Ребенок не видел никогда ссор родителей и не знает, что люди могут иметь другие точки зрения. Отсюда неумение проявлять защитные реакции.
5. Родители моментально заглаживали конфликты, если они вспыхивали и не давали ребенку отстоять свое.
6. Ему запрещали в детстве давать сдачи, поэтому ребенок не знает, как быть и не может научиться постоять за себя.
7. Ребенку важно оставаться хорошим, потому что драчуны для него плохие дети. Такое понятие обычно навязывается родителями. Молчишь – ты хороший, дерешься – плохой.
Кроха протестует и не хочет одеваться в садик. Объясняет это тем, что там его обижают. Как быть в таком случае? Действительно ли это истинная причина или же ребенок просто услышал такую фразу и теперь повторяет ее вам? Чтобы научить ребенка в садике постоять за себя, вам нужно узнать, когда он получил такой негативный опыт. Спросите малыша, кого именно он боится и были ли подобные ситуации в группе.
Если в садике не срослось с коллективом и ребенку там не нравится, попробуйте компенсировать этот опыт другим. Запишите его в кружок и посмотрите, не повторится ли ситуация вновь. В первые дни маме желательно быть с малышом и проанализировать его поведение. Активен ли он в кружке или стесняется? Если молчит и поглядывает на вас, приободрите его словом или улыбкой.
Ему важно ощущать поддержку. Если он сможет раскрепоститься в кружке, где детей мало, ему будет легче это сделать и в группе. Особенно важно малышу с кем-то подружиться. Трудно сделать это самому – помогите. Подойдите к ребенку вместе и начните разговаривать. Детям проще в детском саду, когда они знают, что в кружке его ждут друзья. Затем и в садике получится завести дружбу.
Думать, что проблема решится сама собой недопустимо. Если ребенок сначала кого-то боялся, в потом перестал – это не всегда означает, что страх прошел. Возможно, он просто запрятал его в уголки души подальше от окружающих и не показывает вида. Но также не следует хватать обидевшего мальчика и на него кричать, вы же не знаете до конца ситуации. Так как научить ребенка защищаться в детском саду? Если в группе завелся хулиган и он обижает вашего малыша, объединитесь с воспитательницей, поговорите с ней. Пусть она за ним понаблюдает.
При этом постоянно разговаривайте со своим ребенком по дороге домой: как ведет себя тот хулиган, не обижает ли больше, с кем малыш дружит, как к нему относятся другие дети. Отличный эффект оказывают игры. Когда ребенок проигрывает ситуацию со своими игрушками, он ощущает себя выше всего этого. Сядьте к крохе на коврик и начните играть в детский садик. Как ваш малыш будет себя вести? Проанализируйте его эмоции. Такая игра покажет вам истинное положение вещей.
Не всегда дети умеют отстоять свою личность и поставить провокатора ссоры на место. Особенно ребенку трудно в школе, где так важно научиться давать отпор. Если малыш ощущает, что там его ждут сильные взрослые, которые могут за него заступиться, он не будет бояться окружающего мира и смотреть на сверстников с опаской.
Такого ребенка не научишь постоять за себя, он сам может обидеть кого угодно и стать зачинщиком конфликта. Это другая крайность. Дети-агрессоры, чуть что, могут сразу дать сдачи, не разбираясь в правых и виноватых. Из-за такой агрессии им трудно сдружиться со сверстниками, они его побаиваются и начинают строить ответные пакости. Поощрять постоянные драки тоже нельзя, иначе в подростковом возрасте они могут обернуться необратимыми последствиями. Если вы учите ребенка решать конфликты только кулаками, то ему может понравиться вкус власти над другими детьми. Тогда вернуть все обратно будет намного труднее.
Неважно, хотите ли вы научить ребенка давать отпор в саду или школе, ваша позиция должна быть одинаковой – не впадать в крайности. Если малыш вам рассказал душещипательную историю, не спешите вооружаться против обидевшего забияки. Гляньте на реакцию вашего ребенка – действительно ли он обиделся. Если он это рассказывает весело, то паниковать не стоит. Возможно, вы вспомнили свое детство и в вас проснулись прежние обиды на задир. Не навешивайте свою обидчивость на ребенка. Ему наступили на ногу? Ничего страшного, бывает всякое, когда-то и он случайно наступит на ногу. Не воспитывайте из ребенка колючего кактуса, который на малейшую шутку реагирует кулаками или обидами.
Если у мамы или папы наблюдается недоверие к миру, желание идти по головам или пробиваться в обществе, они могут навешать такую позицию на ребенка. Тогда он станет в садике угрюмым и будет постоянно бороться с ветряными мельницами. Рассказывайте, что в мире добра очень много, а зло встречается редко. Покажите, что дети интересуются только собой и уж никак не строят козни против малыша. Такая позиция подходит, если проблема в саду или школе несущественная.
Когда обидчики действительно существуют и не дают ребенку покоя, ему нужно защищаться. Поэтому направьте все силы, чтобы научить ребенка не бояться обидчиков и постоять за себя. Однако, в первую очередь, начните сами защищать свое чадо. Желательно никогда не упрекать за то, что ребенок не может защититься. Как только он ощутит вашу поддержку, он сможет постоять за себя сам.
Бывает так, что в группе или классе складывается неблагоприятная обстановка и чадебенку там невыносимо находиться. Если его постоянно обижают, нужно вытащить ребенка из этой среды и лишь потом пробовать научить постоять за себя. Сначала обратитесь к воспитательнице или учительнице. Она должна наладить атмосферу. Если педагог вас игнорирует или убрать раздражающий фактор ему не удается, идите выше – к завучу или администрации детсада. Дерутся не все дети, а только те, которых родители не воспитывают как следует. Если драки в классе или группе – нормальное явление и никак огородить ребенка не получается – переводите его.
Что делать, если вы сменили сад/школу, но ситуация не изменилась и ребенка травят и там? Возможно, он сам провоцирует скандал. В таком случае узнайте, как ведет себя сам ребенок. Может быть, именно он становится источником ссоры, пытается стать лидером или обидеть кого-то. Часто уязвимыми становятся те, кто испытывает внутри себя комплекс жертвы. Такие дети агрессивно относятся к другим и, соответственно, вызывают ответную реакцию.
Не позволяйте ребенку вырасти трусишкой. Если он боится дать отпор обидчику – это надо искоренять. Намного проще научить ребенка постоять не за себя, а за кого-то более слабого. Тогда он почувствует себя защитником и сможет преодолеть робость. Научите ребенка защищать себя словами, а не кулаками. Хорошо бы для начала проиграть эту сценку друг с другом. Постарайтесь быть обидчиком вы, затем поменяйтесь местами. Если ребенок научится это делать дома, он найдет слова и в школе.
Важно научить ребенка жалеть своих обидчиков или смеяться над ситуацией. Его пнули, он посмеялся и пошел дальше. В такой ситуации обидчики мигом почувствуют, что взять с этого малыша нечего. Но все же не мешало бы научить школьника азам борьбы в целях самообороны. Особенно это пригодится в старших классах, когда словами делу иногда не поможешь. Важно защищать маленького ребенка от обидчиков и поощрять более старшего давать сдачи, когда по-другому не получается решить конфликт.
Иногда решение не нужно. Не все проблемы нужно решать. Например, у ребенка взяли игрушку и позже ее отдали. За это затевать драку не стоит. Покажите своей реакцией, что здесь ничего обидного нет. Ведь игрушку забрали не силой. Если же кто-то выхватил мишку и убежал, посмотрите, как поведет себя ребенок, возможно, в такой ситуации не нужно учить его постоять за себя.
Внутренняя сила. Обычно ребенок не может постоять за себя, если внутри он не ощущает себя сильным и уверенным. Поэтому вселяйте в чадо достоинство, говорите ему, какой он молодец. Рассказывайте, что обижать друг друга непозволительно, поэтому молчать нельзя. Можете поставить в пример свою ситуацию из жизни или его папы (что еще лучше). Перенаправляйте внимание малыша на помощь другим и обретение друзей. Ведь дружат с теми, кто умеет защитить, дать игрушку поиграть или делится конфетами. Если ребенок плохо говорит о других детях, выискивайте сами у них положительные стороны и рассказывайте о них ребенку. Тогда он не будет ощущать мир враждебным местом.
Друзья повсюду. Позаботьтесь о том, чтобы научить ребенка знакомиться с детьми, если он не может постоять за себя. Чем больше будет друзей во дворе, на кружке или среди ваших знакомых, тем свободнее себя почувствует малыш в садике или школе. Он будет знать, что за него другие дети и поэтому не станет слабаком, когда его начнут обижать.
Только добродушие! Старайтесь снизить агрессивность ребенка. Проведите ревизию его занятий и мультиков. Старайтесь, чтобы он меньше смотрел мультфильмов и фильмов об оружии, преступниках, не обсуждайте при нем политику и войны. Намного легче научить спокойного ребенка давать отпор в школе, чем агрессивного. Если малыш отвечает враждебно вам, игнорируйте это и говорите, что вас такой тон расстраивает. Показывайте, что с агрессией подходить к другому непозволительно.
Ваша любовь. Дайте ему почувствовать опору в вас. Что бы малыш не натворил, никогда не обзывайте его. Возможно, позже вы забудете эту ситуацию с ним вместе, но слова запомнятся надолго и заставлят вести себя согласно сказанному. Часто ребенок не может в коллективе постоять за себя, когда его дома обзывают или шутят над ним.
Показывайте пример. Чтобы научить ребенка постоять за себя, покажите, как это надо делать. Малыш поссорился с кем-то в песочнице? Не думайте, что они дети разберутся. Ведь они даже не знают, как себя вести в таких ситуациях. Поэтому вам надо им это показать. Проблема решается благополучно, когда оба оппонента довольны.
Поощрение щедрости. Возможно, малыш с радостью отдает все свои игрушки детям и вы думаете, что ребенок не может постоять за себя. На самом деле это говорит о том, что малыш еще не сталкивался со злом и воспринимает всех как своих друзей. Поощряйте это, но без крайностей. Когда игрушку отбирают силой и ваш кроха сидит в недоумении, вы обязаны вмешаться и показать, как надо отвечать. Например, скажите драчуну: «отдай игрушку Сереже и теперь попроси ее спокойно».
Самим – никак. Если ребенок совсем маленький, он точно не сможет постоять за себя. Не оставляйте малыша одного в песочнице, всегда находитесь рядом, чтобы он ощущал родительскую поддержку.
Создайте дома теплую атмосферу. Среда, в которой растет ребенок определяет, может или не может он постоять за себя. Никогда не сравнивайте малыша или его папу с кем-либо. Покажите, что ваша семья – крепкая и нерушимая. Найдите грань между опекой или свободой и соедините эти два понятия своей любовью.
Признание вины. Важно на своем примере показать, что в признании вины нет ничего плохого, ведь все люди ошибаются. Ребенок не может постоять за себя, если думает, что сам во всем прав. Он может просто не замечать, как провоцирует других на грубый ответ. Если кроха специально кого-то обижает, расскажите о последствиях. Если он что-то сделал нечаянно, то научите его просить прощения и объясните, что любая ситуация обратима.
Гашение дразнилок. Малыша могут задирать как в школе, так и в детском саду при помощи обидных прозвищ. Научить ребенка постоять за себя можно таким образом: пусть он включает игнор. Его обзывают, а обидчика для малыша в данный момент не существует. Игнорирование – это сильное противодействие. Если же обзывания становятся постоянными и прилюдными, задумайтесь о переводе в другой коллектив.
Защита других. Когда ребенок сможет постоять за себя, он не будет безразличен к проблемам других. Расскажите ему, что он не должен испытывать робости или чувства страха. Если встал на защиту младших, пусть будет уверен и идет до конца.
Умение говорить «нет». Особенно важно научить ребенка постоять за себя в сочетании с умением отказывать манипуляторам. Если заметили, что альтруизм превышает допустимые пределы – ребенок отдает свои деньги более сильному, дает списывать и несет чей-то портфель, значит, ситуация критична. Расскажите, что дружба – это бескорыстная помощь друг другу, а не манипулирование.
Спортивная секция. Запишите ребенка, который не может постоять за себя на спортивное занятие. Это может быть не только борьба, но и плавание, футбол, волейбол, танцы. Любой вид спорта закаляет и развивает сильный характер. Это то, что нужно, для умения защитить свою личность.
Шутки над собой. В наше время процветания сарказма нужно научить ребенка постоять за себя и улыбкой отвечать на шутки в свой адрес. Те, кто не боится быть смешными, чувствуют себя всегда в своей тарелке. Над ребенком шутят? Пусть он посмеется и подшутит сам над обидчиком. Тогда он не почувствует себя жертвой, а встанет в равноправную позицию.
Легко идти по жизни. Когда ребенок не может постоять за себя, он чувствует пессимизм и видит мир мрачным. Научите его легко относиться ко всему, потому что любая ситуация рано или поздно проходит и забывается.
Лучшие качества. Учите малыша развивать в себе самые лучшие качества характера. Когда ребенок не может в коллективе постоять за себя, он ощущает резкий спад настроения и чувствует себя ущербным. Пусть кроха станет лучшим по какому-либо предмету, примет участие в школьной олимпиаде или соревнованиях. Это поможет ему развить ту уверенность, на которой держится собственное достоинство.
Советы психологов:
1. Если вы являетесь свидетелем того, что ребенок не может постоять за себя, попробуйте вмешаться и создать для всех детей одну игру. Объединив зачинщиков с другими детьми и заняв их общим делом, вы сгладите ситуацию и сплотите коллектив.
2. Расскажите, как важно научиться давать отпор словами. Порой достаточно одной фразы, чтобы поставить драчуна на место. Например, «из моих друзей никто не обзывается» или «я не буду с тобой играть, если будешь так вести».
3. Когда научить давать отпор словами не получается, приходится применять более сильные методы. Если малыша обижают, пусть он ущипнет обидчика за руку. Это безобидно, но показывает внутреннюю силу ребенка.
4. Научить ребенка давать отпор в школе намного легче, чем в саду. Там детки уже более взрослые и лучше понимают законы дружбы. Иногда достаточно отвести обидчика в сторону и без улыбки твердым уверенным голосом сказать, что с ним так нельзя.
Ребенок не может постоять за себя лишь в том случае, если его этому не научили дома. Воспитывайте в малыше силу духа с самых ранних лет, и тогда вы вырастите справедливого человека с твердым характером.
ritty.ru