Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения — именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.
Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы — это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:
Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.
У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.
К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивнымиПри регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике. Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.
Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: когда начинает улыбаться новорожденный и почему?).
Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:
Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.
Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) — такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: сколько раз в день должен какать новорожденный малыш?Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.
С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями — к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.
https://www.youtube.com/watch?v=3Q5gNfXNy9w
1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко, как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию — подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто — около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.
Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.
Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.
Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенкаСколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: новорожденному 2 неделиДоктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.
Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок отправляется на первый прием к врачу.
https://www.youtube.com/watch?v=n4ranBLZRTs
VseProRebenka.ru
За первый месяц жизни здоровый ребенок набирает от 600 до 1 000 г. Вырастает на 2–3 см. На втором месяце жизни его масса тела увеличивается на 800 г, длина — на 3 см.У ребенка все еще недостаточно развиты глазные мышцы, и его глазки могут немного косить. Не пугайтесь, вскоре это пройдет. В начале второго месяца ребенок уже фиксирует взгляд, а к концу его — следит за движущимися предметами, с особым интересом рассматривает мамино лицо. Малыш уже способен видеть дальше, чем раньше, различает предметы на расстоянии более полуметра. Он пока не распознает цветов, кроме черного и белого, поэтому чаще всего обращает внимание на контрастные предметы, предпочитая светлые тона. Для развития зрения ребенка стоит повесить над его кроватью на расстоянии 70 см от его глаз яркие крупные игрушки, покачивать их, привлекая тем самым его внимание; через 3–4 дня их следует заменять новыми (см. видео «Интересная игрушка»).
Ребенок второго месяца жизни, лежа на животе, уже может некоторое время удерживать головку и даже поворачивать ее. Чтобы у малыша не развилась кривошея и деформация головы, периодически меняйте местоположение его кровати, перекладывайте его с боку на бок. Ребенок должен смотреть во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц. Когда вы держите его на руках или когда он лежит на животике, старайтесь как можно шире разводить его ножки, это способствует хорошему формированию его тазобедренных суставов. К концу второго месяца должен пройти тонус кистей и пальцев: кисти становятся более расслабленными и раскрытыми.
Для развития мышц шеи и туловища, а также для профилактики колик необходимо перед каждым кормлением выкладывать ребенка на живот, обязательно на ровную и твердую поверхность. Его следует приучать к такому положению постепенно, выкладывая сначала на одну минуту, потом на две, потом на три и т. д. При этом малыш должен быть голышом — поскольку данная процедура, в том числе, и закаливающая: кожные сосуды сокращаются, организм учится сохранять тепло. Простуды будут не страшны, если развивать эту способность постоянно, изо дня в день.
В этот период начинают угасать некоторые безусловные рефлексы новорожденного и появляются первые условные. Ребенок тренирует движения, отрабатывает координацию. Обязательно поддерживайте у малыша рефлекторное ползание и хватательный рефлекс. Стимулируйте его ползательные движения, подставляя свои ладони под его стопы, когда он лежит на животе. Хватательный рефлекс можно вызвать так: слегка надавливая, погладьте своими большими пальцами ладошки малыша, чтобы он схватился за них (см. видео «Рефлексы новорожденного»).
С шестой-седьмой недели жизни ребенку целесообразно один-два раза в день проводить общий массаж. Он способствует активизации обмена веществ, развитию кровеносной и мышечной систем малыша. Лучшее время для начала массажа — через час после кормления. Температура помещения должна быть 20–22 ºС. (В детской вообще никогда не должно быть выше 25 ºС.) Малыш должен быть спокоен, во время массажа ласково с ним разговаривайте. Основной прием массажа — поглаживание (подробнее см. видео «Массаж новорожденного»).
Ребенка в этом возрасте могут продолжать мучить боли в животике. Чаще всего причиной этому колики и вздутия. Главным признаком колик является пронзительный крик, ребенок дергает ножками, крутится. Помните, сейчас самый сложный период для кишечника малыша: идет процесс формирования нормальной микрофлоры. В этом процессе возможны сбои, которые практически всегда можно устранить с помощью коррекции режимов кормления и вашего питания. Кормить малыша можно лежа, но после кормления необходимо встать и поносить его вертикально.
В распорядке дня малыша появляются периоды деятельного бодрствования. Между кормлениями и сном он ведет себя достаточно активно, все органы и системы его организма в это время усиленно функционируют. Это деятельное состояние малыша следует поддерживать и всячески ему способствовать: разговаривать с ним, выкладывать его на животик. В периоды бодрствования ребенок прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, мелодичные вызывают улыбку. Малыш чутко различает голоса людей, особенно мамин, радуется им. Для развития слуха ребенка очень важны погремушки. В ходе игр с ними у него тренируется умение прислушиваться к звукам, определять их направление. (Пример такой игры: позвенеть погремушкой с разных сторон.)
Время бодрствования надо использовать и для умственного развития ребенка. Если с малышом ласково разговаривать, он уже отвечает радостной улыбкой, усиленно двигает ручками и ножками. В моменты спокойствия он сам начинает «разговаривать», при этом чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки: аа, га, ги, кхы. Впоследствии, когда ребенок вступит в так называемую стадию гуления, они преобразуются в более протяжные: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, когда кормите, одеваете, купаете, укладываете его спать. Ваша речь — залог будущей речи ребенка.
В начале второго месяца жизни малыша следует показать специалистам — неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и педиатру. Также на это время по календарю намечена профилактическая вакцинация против гепатита В.
За второй месяц жизни ребенок обычно прибавляет в весе около 800 г, вырастает на 2–3 см. На третьем месяце малыш продолжает активно расти и развиваться.Ребенок узнает лица родных (маму, папу, бабушку), встречает их улыбкой, даже смеется, проявляет «комплекс оживления». Взрослым следует постоянно разговаривать с малышом, объяснять ему свои действия, показывать различные предметы.
Ручки у ребенка уже полностью раскрыты, он может не только смотреть на яркие игрушки, но и пытаться схватить их, поэтому часть игрушек надо повесить над кроваткой на высоте примерно 30–40 см. Ребенок рассматривает свои руки, хватает одну другой. Лежа на животе, малыш приподнимается и опирается на предплечья.
По-прежнему необходимо выкладывать малыша на животик перед кормлением. Один раз в день ребенку можно сделать достаточно продолжительный массаж, состоящий в основном из поглаживаний. По-прежнему поддерживаем рефлекторное ползание, подставляя свои руки под стопы малыша. Поддерживаем у него хватательный рефлекс. Когда малыш ухватится за ваши пальцы, можно несколько раз «присадить» его — «покачать» ему брюшной пресс. Держа малыша за ножки, совершайте вращательные движения, как при езде на велосипеде. Поддерживая ребенка под мышки, ненадолго ставьте его на твердую опору.
В конце третьего месяца жизни ребенка в целях профилактики его необходимо показать специалистам и сдать общие анализы крови и мочи. Обратите внимание вашего педиатра, если к концу третьего месяца ребенок: не проявляет интереса к своим рукам, не рассматривает их, не узнает маму, не встречает ее «комплексом оживления», не удерживает голову достаточно длительное время (1–2 минуты).
По календарю прививок в 3 месяца идет вакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Вакцинация — самое эффективное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Врачи знают, что побочные действия свойственны всем лекарственным препаратам, в том числе вакцинам. Однако риск получить реакцию на прививку не идет ни в какое сравнение с риском осложнений от инфекционных болезней у непривитых детей. Перед прививкой врач должен установить, что ребенок полностью здоров. В день прививки его нельзя купать, затем несколько дней ему необходим «щадящий» режим, исключающий всякие дополнительные стрессы. Дома обязательно следует иметь жаропонижающие средства, желательно содержащие парацетамол.
Дифтерия. Инфекционное заболевание, при котором нередко возникает сильная интоксикация организма, воспаление горла и дыхательных путей. Кроме того, дифтерия чревата серьезными осложнениями: отеком горла и нарушением дыхания, поражением сердца и почек. Дифтерия нередко заканчивается смертью. В послевоенные годы широкое использование во многих странах вакцины АКДС практически свело на нет случаи дифтерии и столбняка и заметно уменьшило число случаев коклюша. Однако в первой половине 90-х годов в России возникла эпидемия дифтерии, причиной которой был недостаточный охват прививками детей и взрослых. Тысячи людей погибли от заболевания, которое можно было предотвратить при помощи вакцинации.
Столбняк (или тетанус). При этом заболевании возникает поражение нервной системы, вызванное токсинами бактерий, попадающих в рану с грязью. Столбняком можно заразиться в любом возрасте, поэтому очень важно поддерживать иммунитет регулярными (через каждые 10 лет) прививками от этого заболевания.
Коклюш. При коклюше поражается дыхательная система. Характерным признаком заболевания является спазматический «лающий» кашель. Осложнения чаще всего возникают у детей первого года жизни. Наиболее частой причиной смерти является присоединившаяся вторичная бактериальная пневмония (воспаление легких). Пневмония возникает у 15 % детей, заразившихся в возрасте до 6 месяцев.
Полиомиелит. Одно из самых тяжелых детских заболеваний. Имеет вирусную природу. Путь заражения — через немытые руки, воду. Заболевание поражает спинной мозг и периферические нервы, вызывает вялые параличи конечностей. Пораженная конечность отстает в росте, частично атрофируется, ребенок становится инвалидом. Специфического противовирусного лечения полиомиелита не существует. По этой причине огромное значение имеет иммунопрофилактика полиомиелита. Она проводится инактивированной вакциной, вследствие чего сводится к минимуму риск возникновения вакциноассоциированного заболевания.
За третий месяц дети в среднем прибавляют в весе 800–900 г и вырастают на 2–3 см.На четвертом месяце жизни ребенок познает себя и свое место в этом мире, активно развивается эмоционально. Узнает маму, родных, бурно реагирует на общение и улыбки, демонстрируя «комплекс оживления». Плачет, если надолго остается один. Он становится любопытен; реагирует на звуки, даже тихие; рассматривает свои ручки и ножки, мамино лицо. Малыш тянет в рот все, в том числе свои ножки. У него формируются условные рефлексы, например, при виде маминой груди ребенок затихает. Он уже обладает кратковременной памятью. Произносит новые звуки с разными интонациями.
К концу третьего месяца жизни малыш умеет переворачиваться на бок, а затем — и на животик. Лежа на животе, ребенок может надолго приподниматься и опираться на предплечья. Не забывайте поддерживать «рефлекторное ползание», подставляя свои руки под стопы ребенка.
Важным моментом в развитии малыша в этом возрасте являются начальные манипуляции. Ребенок должен обязательно «найти» свои руки, интересоваться ими. При кормлении он может поддерживать грудь или бутылочку. Он может удерживать рукой игрушки, перекладывать погремушку из руки в руку. Если же таких действий он не производит, обратите на это внимание вашего педиатра. Также стоит к нему обратиться, если к концу четвертого месяца ребенок не переворачивается на бок и на живот и не реагирует на общение.
На 3-4 месяце жизни ребенку полезно провести курс профессионального массажа. Но и вы сами можете каждый день во время воздушных ванн массажировать малыша, делать ему гимнастику.
dar-baby.ru
17.09.2014 Не секрет, что самый умный и красивый малыш есть у каждой мамы, но иногда немного объективности, все же, не помешает. По многочисленным просьбам родителей совместно с проектом «Ребенок до года» мы подготовили информацию о нормах развития детей в первые месяцы жизни. На что обратить внимание и как оценить развитие малыша от рождения до 3 месяцев? Ищите ответы в нашей заметке.
Давайте поговорим о нормах развития ребенка 1-3 месяцев – по ним вы сможете оценить успехи любимого карапуза. Для удобства восприятия разделим всю информацию на 3 потока: сенсомоторное, эмоционально-социальное и умственное развитие ребенка.Нормы развития ребенка в 1 месяц
Малыш начинает понемногу самостоятельно держать голову – пока это получается только в положении лежа на животе. Чтобы проверить рефлекс, проведите рукой вдоль позвоночника ребенка. Руки малыша пока больше ориентированы на сгибание, чем на разгибание – память об эмбриональном положении пока еще слишком сильна. Эмоционально-социальное развитие К завершению первого месяца жизни ребенок уже реагирует на звуки и может устанавливать непродолжительный визуальный контакт. Малыш нуждается в тактильном контакте и использует крик для того, чтобы подать сигнал маме – часто пусковым механизмом тревоги является потребность в комфорте и безопасности. Ребенок пока еще слишком мал, чтобы можно было судить о его умственном развитии. Единственным значимым успехом к завершению первого месяца жизни можно считать умение фиксировать внимание на ярких предметах и громких звуках. Впрочем, речь идет о довольно непродолжительной реакции. Нормы развития ребенка в 2 месяца К окончанию второго месяца своей жизни ребенок уже умеет непродолжительное время самостоятельно удерживать головку, а также вертит ею в поисках источника звука или отслеживая передвижение предмета. Его движения хаотичны, но уже можно наблюдать первые попытки потянуться к заинтересовавшим ребенка предметам. Эмоционально-социальное развитие В этом возрасте ребенок уже выделяет «своих» - он затихает, увидев знакомое лицо, услышав родной голос. Многие уже улыбаются родителям, с интересом слушают их речь и проявляют эмоциональную реакцию на ситуации, которые им нравятся – купание, игры, пестование на ручках и т.д. 2-месячный малыш начинает проявлять зачатки наблюдательности – он следит за выбранным предметом, отслеживание перемещение своей руки, выбирает из нескольких знакомое лицо. Появляется осознание связи между криком и приходом мамы, многие уже умеют чувствовать приближение кормления. Нормы развития ребенка в 3 месяца Малыш уверенно удерживает голову в любом положении, активно двигает ручками и ножками, в движениях угадывается целенаправленность. Ребенок не оставляет попыток дотянуться до заинтересовавшего его предмета и если его стопы чувствуют опору, ребенок попытается оттолкнуться от нее. Эмоционально-социальное развитие В этом возрасте ребенок проявляет заметную социальную оживленность. Он не любит оставаться один и знает, что крик и плач всегда привлекают взрослых. Следуя стремлению установить контакт, ребенок учится отличать речь от других звуков и уже умеет распознавать голос матери. Умственные способности 3-месячного ребенка проявляются в узнавании, длительном зрительном контакте и умении переводить взгляд с одного предмета на другой. Малыш с интересом изучает свое тело при помощи рта и рук. Также укрепляется первый натуральный рефлекс – малыш оживляется перед кормлением. Стоит понимать, что в возрасте до 3 месяцев большинство умений ребенка основано на рефлекторном поведении. Подробнее о том, что происходит с ребенком до года можно узнать на тематическом ресурсе с одноименным названием. Сайт РебенокДоГода — это популярный интернет-журнал, где помимо огромной, постоянно пополняемой тематической библиотеки можно найти онлайн-консультации специалистов. Над созданием журнала трудятся опытные мамы и квалифицированные медработники. Здесь есть все о беременности, родах, послеродовом периоде, развитии и проблемах детей до года.Статья предоставлена журналом «Ребенок до года»
А молодых мам, которые хотят научиться не только заботиться о малыша, но играть с ним и гармонично развивать с первых дней жизни, Галка-Игралка приглашает на онлайн-курс «Первый год», разработанный специально для мам грудничков. Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":galka-igralka.ru
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рожденииДля оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года:
Новорожденный | 49,0 - 54,0 | 2,6 - 4,0 | 33,0 - 37,0 | 31,0 - 35,9 |
1 | 52,0 - 55,0 | 3,0 - 4,3 | 35,8 - 37,2 | 34,0 - 36,0 |
2 | 55,0 - 57,0 | 4,5 - 5,0 | 37,5 - 38,5 | 36,0 - 38,0 |
3 | 58,0 - 60,0 | 4,0 - 6,0 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 39,0 |
4 | 60,0 - 63,0 | 4,5 - 6,5 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 40,0 |
5 | 63,0 - 67,0 | 6,5 - 7,5 | 37,5 - 42,2 | 37,0 - 42,0 |
6 | 65,0 - 69,0 | 7,5 - 7,8 | 42,0 - 43,8 | 42,0 - 45,0 |
7 | 67,0 - 71,0 | 8,0 - 8,8 | 43,8 - 44,2 | 45,0 - 46,0 |
8 | 71,0 - 72,0 | 8,4 - 9,4 | 44,2 - 45,2 | 46,0 - 47,0 |
9 | 72,0 - 73,0 | 9,4 - 10,0 | 45,2 - 46,3 | 46,5 - 47,5 |
10 | 73,0 - 74,0 | 9,6 - 10,5 | 46,0 - 47,0 | 47,0 - 48,0 |
11 | 74,0 - 75,0 | 10,0 - 11,0 | 46,2 - 47,2 | 47,5 - 48,5 |
12 | 75,0 - 76,0 | 10,5 - 11,5 | 47,0 - 47,5 | 48,0 - 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
1 МЕСЯЦ
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
С трех месяцев начинается активная социализация малыша — он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками.
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки. Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх — подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности — коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
7 | Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. | Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. | Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). |
8 | Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. | Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. | Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует. |
9 | Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. | В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) | Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память. |
10 МЕСЯЦЕВ
После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.
11 МЕСЯЦЕВ
Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.
1 ГОД
После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.
Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.
10 | Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. | Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки. |
11 | Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. | Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки. |
12 | Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. | Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке. |
10 | У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. | Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». | Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие. |
11 | Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. | Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). | Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию. |
12 | Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). | Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». | Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание. |
https://www.youtube.com/watch?v=Dzs1dLmRs5E
Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:
https://www.youtube.com/watch?v=R5Pdo2mpAPM
Оцените статью: (3 оценка: 5,00 из 5) Loading...VseProRebenka.ru
Существуют нормы развития для малышей разного возраста. Но родителям нужно помнить, что это идеальный вариант. На развитие конкретного ребенка влияет внешняя среда, генетика, уровень жизни родителей. Небольшое отставание не является патологией, как и опережение в развитии.
Существует несколько признаков, которые можно считать опасными. Родителям нужно немедленно обратиться к врачу, если они заметили хотя бы один из списка. Если же все идет нормально, то стоит просто поглядывать в график развития малыша до 1 года. Так можно узнать, что он уже может, умеет. Возможно, кроха удивит вас своими неожиданными навыками. Это сложный, но интересный возраст. На глазах младенец меняется, становясь маленьким человечком.
Прогресс просто удивительный. Малыш рождается совершенно беспомощным – дети даже не видят так же, как мы. У них особая, фетальная, кровь, слабые ручки и ножки. Крошка может только лежать, кричать, кушать и спать. Но за какие-то 12 месяцев ребенок преображается! Теперь это маленький человечек, который уже многое умеет. Конечно, все эти навыки получаются постепенно. От рождения до года малыш проходит сложный путь развития.
Меняется его внешность, рост, вес. Изменяется уровень умственной активности, приобретаются навыки. Теперь это совершенно другой ребенок. Родителям необходимо помнить, что развитие крохи зависит от них практически полностью. Важно все:
Все это определит скорость и качество его развития. До первого года в организме проходят очень важные изменения. Дети меняются, растут. Но самое главное – их организм приспосабливается к самостоятельному существованию. Кушать более взрослую еду, придерживаться режиму, лучше спать он научится постепенно. Изменения происходят буквально каждую неделю.
Очень важно каждую неделю проводить замеры: рост, вес, объемы головы и грудки малыша. Нормы развития даны приблизительные. Отличие на 2-3 сантиметра или на 200-500 граммов не такое страшное.
Итак, измеряем рост ребенка:
Постепенно прибавка в росте будет замедляться. Наступает время для развития костей, суставов. Они укрепляются, становятся более прочными. У новорожденных косточки совсем мягкие, и до 2-3 лет они будут постепенно уплотнятся. Очень важно для ребенка кушать молочные продукты, богатые кальцием.
Возможно, врач выпишет вам витамин D в капельках. Его нужно подмешивать в молоко или смесь. Он помогает защитить ребенка от опасного заболевания — рахита. Витамин помогает усваиваться кальцию – с его помощью косточки станут крепче.
Карапузы хорошо кушают. Первые 5-6 месяцев маминого молока будет вполне хватать. Потом придется вводить прикорм, ведь для правильного развития крохе понадобится больше калорий, разнообразная пища.
За первый месяц малыш прибавляет около 600 г к первоначальному весу;
Взвешивания проводятся в кабинете врача, но родителям обязательно нужно контролировать вес крохи дома. Для этого используются специальные весы, чувствительные к изменениям маленького веса.
Все замеры первый раз делаются сразу после рождения. Окружность головки у новорожденного составляет примерно 34-35 см. Далее прибавка идет по 2 см в месяц. После первых 6 месяцев прибавка будет всего по полсантиметра в месяц, и так до первого года.
Грудная клетка при рождении у ребенка обычно 31-32 см. После идет активный рост, прибавка в месяц по 2 см – пропорционально росту головки. От 6 месяцев до года прибавка тоже снижается до 0,5 см в месяц.
Эти нормы развития считаются самыми приемлемыми. Все это время за прибавкой будет следить врач.
К концу первого месяца жизни малыш овладевает очень важным навыком: держать головку. Всего несколько секунд, но и этого достаточно, чтобы оглядеться по сторонам. К третьему месяцу он может держать головку довольно долго, и это уже не доставляет ему неудобств, ведь мышцы шеи достаточно развиты.
У ребенка хорошо получается переворачиваться с животика на спинку уже ко второму месяцу. Одновременно идет физическое и психическое развитие. Кроха начинает исследовать мир вокруг, а для этого нужен хороший обзор. Выносите малыша из комнаты, показывайте ему разные предметы.
Уже к восьмому месяцу малыш начинает делать попытки ползать. Сейчас у него еще не очень хорошо получается, но это нормально. Дети сначала ползают назад – так им легче – Или же в позе лягушки. Это нормальное развитие мышц и костей – совсем скоро он начнет вставать на ножки.
До первого года предстоит научиться нескольким очень важным вещам:
Кажется, что все это просто. Но всему этому малыш научился сам! Его интерес к жизни «вне кроватки» мотивирует на такое развитие.
В этом возрасте начинает развиваться речь. Если раньше крошка просто кричал, то теперь уже пытается произносить отдельные звуки, слоги. Нужно с ним разговаривать. Ребенок быстрее научится говорить, если родители ему читают, поют, разговаривают.
Уже заметны первые эмоциональные проявления. До года крошка выучится, как радоваться, сердиться, удивляться. Объектом первых реакций станет мама, ведь ее он видит чаще всего.
К концу первого года малыш может похвастаться словарным запасом 8-15 слов. Конечно, все они очень простые. Для ребенка активное запоминание речи начнется только к 19-20 месяцам. Это время, когда дети начинают говорить, лепетать, менять слоги местами.
Пока что развитие речи идет медленно. Все чаще кроха обращает на себя внимание криками, гульканьем. Родителям не нужно долго «сюсюкать» с малышом. Чтобы выучить слова, ему нужно их слышать. Заменять нормальные выражения какими-то упрощенными и уменьшительными не совсем правильно.
Первым делом он разучивает гласные. Например, [а], [э], [ы]. Дальше строятся слоги – крохе легко сказать [ма-ма] или [па-па], [ба-ба], [дай]. Предлагайте ему разучить побольше таких простых слов.
Мелкая моторика еще не развита. До 1 года давайте крохе разные развивающие игрушки. Можно даже сделать их самому. Вам подойдут простые вещи:
Такие простые игрушки очень действенные. До первого года у ребенка работает вся кисть. Он пока не может взять предмет двумя пальчиками, хотя очень старается.
Уже к 3-4 месяцу дети начинают улыбаться. Это действие становится все более осознанным. Улыбка возникает при виде мамы, любимой игрушки, других родственников. Чем чаще малыш видит человека, тем сильнее радуется. Появление любимой бабушки может вызвать радостные крики, смех. Ребенок показывает всем телом, что доволен: начинает активно перебирать ножками, размахивает руками.
Если же он недоволен, испуган, то начинается плач. Малыш совершает защитные движения, выставляет вперед ручки. Конечно, таких ситуаций гораздо меньше.
Маленькие дети очень жизнерадостные — все новое вызывает у них удивление. Уже с 6-7 месяца крошка застывает от восторга. Его глазки расширены, ротик открыт, а все тело остается неподвижным. Эта реакция положительная и значит, что-то очень понравилось крохе или впечатлило его.
Все эти реакции говорят о том, что идет нормальное развитие малыша. Его мозг приспосабливается, появляются эмоции разной интенсивности. Хотя долгое время он может быть спокоен. Тут нет ничего странного или опасного. Просто ребенок отдыхает или же не считает интересными ваши действия.
Если что-то идет не так, родители могут заметить изменения в поведении или состоянии малыша. Некоторые симптомы могут быть предвестниками серьезных отклонений в развитии ребенка. В таком случае прислушайтесь к советам врача. Некоторые врожденные или приобретенные заболевания поддаются лечению, особенно в раннем возрасте.
Некоторые проявления видны уже на второй-третий день после рождения:
Эти симптомы у ребенка могут свидетельствовать о врожденных проблемах нервной системы. Особенно опасно это, если была родовая травма. Малыша необходимо тщательно обследовать. Возможно, эти изменения носят временный характер и при правильном лечении их можно будет полностью устранить.
Если такие изменения произошли за 2-3 месяц, то необходимо провериться у педиатра. В случае, если до этого все было нормально и никаких проблем не наблюдалось, проблема может быть в недостатке витаминов.
Ненормальное поведение малыша в этом возрасте:
Возможно, это последствие родовой травмы или врожденных нарушений нервной системы. Для ребенка такое состояние считается крайне опасным. Возможно также, что начались нарушения развития психики.
От 6 месяцев до 1 года опасными считаются следующие проявления:
Скорее всего, эти симптомы уже проявлялись раньше. Родителям не нужно ждать, что это «пройдет само». Обычно каждый из симптомов довольно опасен для нормального развития крохи. Лучше всего лишний раз посетить врача, уточнить, что значит то или иное поведение ребенка.
Самое нормальное поведение –это когда ребенок активный, веселый. Он всем интересуется, рассматривает, трогает. Уже с 2-3 месяцев появляется эмоциональный ответ на присутствие любимых людей. Чрезмерное спокойствие, отсутствие эмоций или желания двигаться должно насторожить родителей.
rebenkoved.ru