Как научить ребенка писать сочинение


Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Мой путь в школу". Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения "Осенний лес".

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

      3. Березки

1. Осенний, грустный, яркий.

2. Разноцветные

Пестрый ковер

Похожи на монетки

3. Тонкие, стройные

1. Стоит, шумит

2. Шуршат, трепещут на ветру.

3. Стоят, покачивают головками.

Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам "корявым" — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения, "позаимствовать" какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение, эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути: постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» / «пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, "И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема "Как я провел каникулы". Тезис: "Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно" Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман "Отцы и дети".

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, "Любовная лирика А. Пушкина". Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви. Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения). После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Смотрите также: Как научить писать сочинения: рекомендации для учителей.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Читайте также:

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

pedsovet.su

Как научить младшего школьника писать сочинение: советы детям и их родителям

Большинство родителей переживают за успеваемость своего чада в школе. Часто случается так, что взрослые, стараясь помочь малышу достичь хорошего результата, начинают выполнять всю работу за него. Нередко мамочки сами пишут сочинение вместо ребенка, а малыш, не прилагая никаких усилий, просто переписывает готовый текст в тетрадь. Делать этого категорически не стоит, необходимо дать школьнику развивать свои умственные способности. Если вы хотите научить писать ребенка сочинение самостоятельно, придется приложить немало усилий.

Если ребенок не может написать сочинение, то не нужно выполнять работу за него, так как в следующий раз малыш даже не попытается самостоятельно излагать свои мысли

Порядок выполнения работы по написанию сочинения

Обсуждение темы

На пару с малышом вам необходимо выделить основную идею творческой работы: что именно он станет описывать? Про какой случай или событие будет рассказывать? Какие эмоции хочет передать? В качестве примера разберем тему «Мой любимый мультфильм». В этом случае не стоит пересказывать содержание.

  • Нужно написать о том, по какой причине ребенку нравится именно этот мультик? Возможно, там играет его любимый персонаж.
  • За что он полюбил этот сюжет? Скорее всего, его привлекло то, как персонаж проявил отвагу и мужество, выбравшись из сложной ситуации.
  • Какие эмоции малыш испытывает при просмотре мультфильма? Наверное, у него появляется радость и гордость за героя, так как у него все хорошо сложилось.
Обсудите тему сочинения с ребенком, расспросите его о наиболее ярких и необходимых по его мнению моментах

Сбор материала

К примеру, нужно написать сочинение на тему «Моя дорога в школу». Здесь будет целесообразно описать все, что ребенку встречается по пути: высокая, зеленая ель, темно-синие качели, магазин с красивым названием и т. д. Можно упомянуть про людей, которых он видит по дороге в школу: бабушка, сидящая на скамейке, других детей, которые наверняка тоже торопятся на занятия. Чтобы ребенку было проще запомнить, можно во время очередной прогулки взять листок с ручкой и законспектировать увиденное.

Составление плана

Во вступлении нужно рассказать о причине выбора данной темы, про что будет написано в сочинении. В основной части необходимо описать саму суть рассказа. Заранее оговорите с малышом, чего лучше не описывать в сочинении, а о чем следует рассказать. В заключение обязательно подвести итог рассуждения, высказать свое мнение на данную тему. Это конечно лишь примерный план, так как для написания различных видов творческих работ требуется индивидуальное составление данных пунктов.

Составить план можно вместе с ребенком, при этом обсудив все пункты

Сбор лексического материала

Повторяющиеся слова и скудные предложения – это не лучший вариант для хорошей творческой работы. Чтобы избежать этого, нужно предварительно позаботиться о подборе слов, с помощью которых вы будете рассказывать о предметах, явлениях и чувствах. Не плохо будет, если вы нарисуете таблицу и заполните ее. Например, необходимо написать сочинение на тему «Зимняя пора».

СуществительныеПрилагательные (эпитеты и сравнения)ГлаголыСлова, с помощью которых вы передаете свои чувства и эмоции
1. Снег 2. Деревья 3. Птицы1. Белый, пушистый 2. Голые Словно в сказке 3. Голодные, замерзшие1. Светится, искрится 2. Стоят, не передать словами 3. Остались зимовать, ищут едуЯ в восторге, я получил удовольствие, мне тоскливо

Черновой вариант

После того, как будет готов план и выяснены все нюансы, дайте малышу возможность написать сочинение в черновом варианте. В черновике будет легче провести проверку и исправление ошибок, внести необходимые изменения в текст.

Только не нужно исправлять самим ошибки. Достаточно просто подсказать ребенку, где они находятся, пусть он сам найдет их и исправит. Когда работа будет завершена, рекомендуется, чтобы малыш прочел сочинение вслух. Таким образом, можно лучше заметить дополнительные ошибки, если они есть.

Приучайте ребенка с начальных классов выполнять работу сначала на черновике, а потом уже переписывать в тетрадь

Правила обучения ребенка написанию сочинения

Если вы хотите обучить малыша самостоятельной работе над сочинением, соблюдайте определенные правила:

  1. Ни в коем случае не пишите сочинение сами. В противном случае вы лишите ребенка возможности научиться делать это самостоятельно. Когда малыш сталкивается с решением трудной задачи, у него формируется чувство ответственности и уверенность в своих силах.
  2. Объясните ребенку, что перед началом работы он должен составить план. Таким образом, будет намного легче добиться правильной структуры текста, соответствующей требованиям педагога.
  3. Заставляйте малыша сначала выполнять работу в черновом варианте. После проверки и исправления всех недочетов текст можно переписать в чистовик. Пусть это и займет гораздо больше времени, но зато ребенок будет чувствовать себя увереннее и сосредоточеннее.
  4. Если вы видите, что у малыша во время работы возникли трудности, окажите ему помощь. Ваша задача заключается только в том, чтобы направить чадо в нужное направление, которое поможет ему качественно выполнить написание текста.
  5. Уделяйте больше времени совместному чтению с ребенком. Чтение и написание текста тесно взаимосвязаны между собой. При прочтении какого-либо произведения обсудите с малышом описанные события, попросите высказать его свое мнение.
  6. Не позволяйте ребенку копировать чужие работы. В магазине сегодня можно найти большой выбор брошюр «Готовые домашние задания». Если ребенок будет переписывать готовое задание, никогда не научиться самостоятельно выполнять творческую работу.

    После того, как написан черновой вариант, сочинение можно проверить

Сочинение по картине

Для описания картины очень важно сначала ее хорошо изучить. Необходимо посмотреть, что нарисовано на переднем плане, что является фоном картины. Затем нужно обратить внимание на дополнительные детали, располагающиеся с правой и левой стороны от центра картины. В сочинении рекомендуется описать, какие цвета преобладают в картине, какие эмоции она вызывает. Как и любое сочинение, описание по картине должно состоять из трех частей: введение, основная часть и заключение.

Сочинение-описание

Способ написания сочинения-описания такой же, как и по картине. При описании какого-либо человека нужно рассказать про его внешний вид и черты характера. Например, у девушки были большие глаза, она казалась доброй и загадочной. В данной творческой работе также должно находиться три основные части. Каждую часть желательно начинать с нового абзаца.

Сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра может быть абсолютно на любую тему. Отличительной особенностью является то, что оно должно содержать тезис и ответ на него. Под тезисом понимается главная мысль, которая должна быть четко изложена. К примеру, если вы пишите сочинение на тему «Как я сходил в музей?», то тезисом может быть: «поход в музей оказался очень интересным». Объем сочинения-миниатюры зависит от того, в каком классе учится малыш: в 5-6 достаточно 0,5 страниц, с 7 по 11 до 1,5 страниц тетрадного листа.

Сочинение-изложение

Данный вид работы должен содержать две части. В первой части нужно изложить в жатой или развернутой форме какой-нибудь текст, а во второй – высказать свое мнение на эту тему. Особенность сочинения-изложения заключается в том, что между первой и второй частью необходимо сделать плавный переход с помощью одного предложения. В этом предложении надо продолжить мысль текста и перейти к мнению ученика. В конце творческой работы обязательно нужно сделать вывод.

Расскажите ребенку основные правила написания сочинений, так как это пригодится до конца учебы

Сочинение-рассуждение

Данный вид творческой работы состоит из трех частей: вступительной части, основной и выводов. Во вступлении обычно пишется тезис, указывается ответ на поставленную в теме проблему и аргументы, которые выступают в качестве подтверждения догадок автора сочинения. В основной части приводятся примеры с доказательствами. В заключительной части высказывается собственное мнение ученика на описываемую проблему.

Сочинение по литературе

В творческой работе по литературе обычно описывается сюжет какого-либо произведения или его герой. Для такого сочинения характерен составленный развернутый план, а также необходимо знать, о чем повествует произведение.

В основной части нужно привести примеры из произведения, а для наглядности указать цитаты. В заключении необходимо подвести итог обо всем сказанном в основной части.

Учебное пособие для ребенка при написании сочинения

При обучении вашего малыша написанию сочинения можно использовать различные учебные пособия. Например, можно приобрести пособие «Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 3 класс». Данный учебник ориентирован на развитие у третьеклассников устной речи, а также поможет научить ребенка грамотно писать. Для этого в книге представлено огромное разнообразие заданий и упражнений для самостоятельной работы. Выполняя такие задания малыш постепенно научиться самостоятельно составлять план и писать небольшие сочинения. Подобные учебные пособия можно найти и для учеников 4 и более старших классов.

Чтобы научиться работе над сочинением, необходимо для начала иметь желание это осуществить. В процессе обучения нужно проявить терпение, так как придется потратить немало усилий.

https://youtu.be/8_IgjMPOm5A

VseProRebenka.ru

Как научить ребёнка писать сочинения: Советы

Конечно, далеко не все дети любят уроки литературы и русского языка. Многим литературные герои представляются слишком скучными, сами занятия в школе однообразными и неинтересными. Многое зависит от учителя, как он преподает материал, но и отношение ребенка к предмету тоже оказывает колоссальное значение, прежде всего, на успеваемость. Писать сочинения ребенку приходится часто: с начальных классов до выпускного экзамена. Поэтому имеет смысл научиться делать это хорошо и с успехом.

Как научить ребёнка писать сочинения

  1. Всегда напоминайте ребенку, что прежде чем начать писать, он должен выстроить для себя план сочинения. План работы нужен для того, чтобы не сбиться с мысли и правильно выстроить структуру текста в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает учитель. Иногда дети просто очень невнимательно слушают задание, а потом не могут вспомнить, как оформлять текст.
  2. Никогда не делайте работу вместо ребенка. Пусть вам написать сочинение гораздо проще, чем ему, да и времени немного займет. Лучше пусть сидит над заданием целых три часа, но добьется качественного исполнения, чем привыкает к тому, что вы сделаете за него. Когда ребенку приходится самому доходить до решения сложной задачи, это укрепляет его веру в себя, формирует чувство ответственности и прилежания.
  3. Приучите ребенка начинать работу всегда в черновике. Только после того, как черновой вариант сочинения будет просмотрен, выверен, ошибки исправлены и отредактирован стиль, можно переписать его набело. Конечно, это займет дополнительное время, но зато в тетради у ребенка будет гораздо чище. Мысль писать сразу на чистовик вызывает чувство неуверенности в себе, нервозности, мешает излагать мысли свободно, поскольку ребенок внутренне боится сделать ошибку и это мешает ему сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. В случае, если ребенок испытывает затруднения в написании текста, помогите ему. Но ваша помощь должна заключаться лишь в том, что вы поможете ему выстроить последовательность шагов, которые нужно сделать для создания качественного сочинения.
  5. Больше читайте вместе с ребенком. Чтение тесно связано с написанием текстов. Постоянно видя изящные построения фраз, ребенок вскоре и сам овладеет красивым слогом. У великих классиков есть чему поучиться! Когда по литературе «проходят» всем классом какое – то произведение, включайтесь в этот процесс: читайте вместе с ребенком, рассуждайте о происходящих там событиях, спрашивайте его мнение, как бы он поступил на месте героя.
  6. Не позволяйте ребенку списывать и переписывать чужие работы. Сейчас в продаже есть множество популярных брошюр «Готовые домашние задания». Но если ребенок, не думая, просто перепишет то, что там изложено, он не научится думать и рассуждать самостоятельно.

Постепенно, работая над слогом, ребенок станет писать грамотнее, аккуратнее, сделается дисциплинированнее.  Когда он будет знать, что никто другой не выполнит за него задание, станет рассчитывать только на свои силы и возможности.

Таким образом, чтобы научить ребенка писать сочинения, нужно только организовать ему систематическую работу, постоянно читать произведения, по которым пишутся работы. Даже если ребенок не обладает в достаточной мере литературными способностями, написать текст по прочитанному материалу он сможет. Ребенку очень полезно научиться выражать свои мысли как вслух, так и в письменной форме.

Также прочитайте:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ КРАСИВО

КАК РЕБЕНКУ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

razvitiedetei.info

Как научить ребенка писать сочинение?

Далеко не все дети обладают литературным талантом, но абсолютно всем необходимо в школе писать сочинения. Для того чтобы сочинения были яркими и интересными, а дети получали хорошие оценки, необходимо немного помочь им научиться самостоятельно выражать свои мысли. Как научить ребенка писать сочинение без помощи интернета и родителей? Могут ли в этом помочь родители? Конечно, могут!

На самом деле все намного проще, чем кажется на первый взгляд! Для того чтобы писать сочинение, нужно, прежде всего, фантазировать. Многие родители, занимают неправильную позицию, сталкиваясь с заданием написать сочинение. Когда ребенок просит помощи, не зная, как подойти к этому заданию, они начинают злиться, ругаться, давить на ребенка, говоря, что это задание не для родителей, а для ученика. Конечно, задание получил ребенок, но к кому он должен обратиться за помощью, если подобное задание перед ним стоит впервые. Необходимо научить ребенка, а не отбить у него желание творить навсегда. За несколько раз написания сочинений под вашим чутким руководством он все поймет и будет пользоваться всем, чему Вы его научили, самостоятельно.

Именно в процессе написания сочинений, учитель оценивает, насколько ученик владеет родной речью, что думает о том, что видит и слышит, как видит мир, в каких красках.

 Как научить ребенка писать сочинение?  Общий подход

Ребенок получил задание не просто переписать упражнение из учебника, а написать сочинение. Первое, на что необходимо обратить внимание, это знание предмета сочинения. Невозможно описать весенний лес, ни разу не побывав в весеннем лесу! Нельзя рассказать об отдыхе в деревне, ни разу не побывав в деревне!

Как правило, первые темы для сочинений очень простые, но в то же время необходимо описать привычные обыденные вещи не только перечисляя последовательность действий или качества предмета, но и окрасить это эпитетами. Например, учитель задал описать свою дорогу в школу, по которой ребенок ходит каждый день. Вот здесь и возникает проблема! Проделывая один и тот же путь ежедневно, мы, как правило, ничего не замечаем вокруг, а иногда вообще бежим, потому что опаздываем. Что делать? Одеваться и идти изучать дорогу в школу вместе с ребенком. Все вокруг кажется таким знакомым и обыденным. Присмотритесь не только к окружающим предметам, но и к людям, которые вам встречаются на пути. Пусть ребенок расскажет обо всем, что может помочь найти дорогу домой: круглая клумба с цветами, оживленный перекресток, высокая пышная береза и так далее. Посоревнуйтесь, кто назовет больше предметов с эпитетами, которые вы видите вокруг. Попробуйте сами составить рассказ о дороге в школу, скажите что-нибудь неправильно, пусть ребенок Вас исправит. Это заодно развивает и наблюдательность. Можно взять с собой блокнот и делать записи.

Например, вот как одна мудрая мама, помогала дочери подготовиться к написанию сочинения «На почте». В субботу после окончания уроков в школе, они отправились в центральное почтовое отделение. Там они внимательно изучили все, что происходит: как подписываются письма и посылки, как посылки принимают и выдают, как принимают телеграммы, как вынимают письма из больших почтовых ящиков, как люди получают корреспонденцию «до востребования», как продают открытки и так далее. И дочь, и мама делали в блокнотах записи, каждая в своем. Дома они сравнили свои наблюдения и выбрали самое интересное и важное.

Как писать сочинение

Когда материал изучен и собран, следующим этапом является составление плана сочинения.

Обычно сочинение состоит из:

1.  Вступления

2.  Основной части. Описания

3.  Заключения

Объясните ребенку, что любое литературное произведение, и сочинение в том числе, имеет структуру. Если излагать мысли хаотично, то читатель вряд ли что-то поймет, а тем более трудно будет раскрыть тему. Вводная часть (вступление) – это объяснение, почему выбрана данная тема, о чем пойдет речь. Основная часть – это само описание, изложение сути того, что описывается. А заключение – выводы автора, подведение итога. Вы можете обсудить, что описывать детально, а на чем внимание акцентировать не стоит.

Далее перед родителями стоит очень серьезная задача – не поддаться искушению и не писать сочинение за ребенка. Конечно, это проще, быстрее и результат гарантирован. Но разве таким образом можно научить ребенка писать сочинение? Ваша задача - помочь, проверить, направить, подсказать, но не написать. Написание сочинения за ребенка приводит к тому, что он не учится самостоятельно мыслить, формулировать эти мысли и излагать их на бумаге. Рано или поздно сочинение он будет писать в классе и попадет в неловкую ситуацию, мама или папа не смогут ему помочь. Не позволяйте или отучайте от использования статьей в интернете. Даже если ребенок эти статьи и читает, то перерабатывать и излагать мысли должен сам, как бы ни было все красиво написано в чужой статье.  Объясните, что каждый автор имеет свой стиль изложения, и если малыш излагает иначе, то  это совершенно не значит, что его сочинения плохи.

Очень полезно выписать сначала все предметы, людей, которые будут описаны и задействованы в сочинении, потом к каждому подобрать эпитет, а далее подобрать  глаголы и на основании полученных словосочетаний описать происходящее, изложить суть на черновике (обязательно). Приучите ребенка использовать черновик и, вообще, думать с ручкой в руке. Это очень полезная привычка для учебы. Далее черновик необходимо проверить и проработать, внести коррективы. Для исправления ошибок пусть ребенок использует орфографический словарь. Так он учится пользоваться словарем и лучше запоминает правописание слов. Когда все проверено и отредактировано, можно переписывать в тетрадь. Работа выполнена!

Означает ли все вышеизложенное, что такая работа ребенка не самостоятельна? Нет. Родители помогают и объясняют, как писать сочинение, направляют ребенка, а основную часть работы ребенок выполняет сам. Ваш мудрый совет, опыт необходимы юному писателю для того, чтобы подсказать, книгу, словарь, которые можно использовать, в которых можно найти объяснения.

Учитесь играя

Конечно, не все дети гуманитарии. Им намного сложнее написать собственное хорошее сочинение. Но нет ничего невозможного! Значит необходимо уделить написанию сочинений больше внимания, выбрать интересную для ребенка форму обучения. Вообще, я считаю, что именно тому, что получается у ребенка не очень хорошо, необходимо уделить больше времени. Учить ребенка излагать свои мысли необходимо начинать задолго до школы. Советы о том, как научить ребенка красиво говорить, вы можете найти здесь. А изложение мыслей на бумаге напрямую связано с красивой и грамотной устной речью. Конечно, еще и грамотность имеет большое значение. Советы по развитию грамотности ученика вы найдете здесь.  Для первоклашек и младшеклассников очень хорошо подойдет игровая форма работы над сочинением. Пишите сочинение вместе. Пишите по строчке по очереди так, чтобы получилось сочинение. Начать придется Вам. Вы будете задавать тон, придумывать события, а ребенок будет описывать и продолжать Ваши мысли. Два – три таких совместных творения, и ребенок начнет брать лидерство в свои руки, придумывать и задавать тон самостоятельно. Главное, что малыш понял принцип, увидел, что ничего сложного нет.  А это то, чего Вы и добивались!

Старайтесь приучить ребенка не обманывать ради красного словца. Например, тема сочинения «Как я помогаю маме». Ну, так уж сложилось, то  Ваш малыш освобожден от домашних обязанностей. Вы, конечно, понимаете, что это не совсем правильно и готовы приучать ребенка к труду, но за один день ведь ситуацию не исправишь! Как быть? Думаю, не стоит предлагать малышу писать о том, чего нет на самом деле. Начните реформы прямо сегодня. Поручите ему посильные домашние дела. Например, полив цветов, мытье посуды после ужина или уход за хомячком. Ну, уж игрушки за собой убирает каждый школьник, я надеюсь. Пусть сегодня ребенок и приступит к выполнению своих обязанностей.  А потом правдиво опишет это в сочинении. Но в дальнейшем возложенные на ребенка  обязанности должны выполняться регулярно, иначе получится, что в сочинении была не совсем правда. Этот прием можно даже использовать для приучения  к труду детей, которые оказывают сопротивление и не хотят что-либо делать по дому.

Главное, все советы, как научить ребенка писать сочинение, будут абсолютно бессмысленны, если Вы сдадитесь и напишите сочинение сами. Это самый быстрый и простой способ написания, но только ребенок из этого извлечет не пользу, а вред. Ничему он так не научится, но будет знать, что мама всегда наготове, она все изложит в лучшем виде. Наберитесь терпения, научить ребенка намного сложнее, чем сделать что-то самостоятельно! А в процессе подготовки есть очень приятные моменты совместной работы, а положительный результат окрыляет и вдохновляет любого человека.

У ВАС все получится!  Желаем ВАМ приятной работы и отличных оценок!

Пусть наши детки всегда будут здоровы и успешны!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей,  подпишитесь на рассылку блога! 3аполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Вам также будет интересно:

nashydetky.com

Как научить детей писать сочинение в начальной школе?

Автор: Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?

К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.

С чего начать?

Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.

Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Пишем на черновик

Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.

Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.

Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.

Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.

Подведение итогов и формулирование выводов будет  заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.

Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?

Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.

А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?

К разному возрасту разный подход

С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.

Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.

Сделайте  хорошей привычкой во время совместных прогулок  с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные  слова. Одновременно интересно и полезно!

Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.

В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.

Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?

В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.

Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.

  1. Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
  2. Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.

Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!

К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:

  • описание;
  • анализ;
  • оценку;
  • сравнение.

И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.

Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)

В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.

Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.

Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.

Всего вам самого доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

shkolala.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]