Как приучить ребенка к горшку аутиста


Как приучить ребенка с аутизмом к туалету?

19.03.13

Для приучения ребенка с аутизмом к туалету могут потребоваться особые методы и подходы

Автор: Даника Мамлет / Danica Mamlet Перевод: Елизавета Морозова Источник: Autism-help.org

Чтобы разобраться с теми трудностями, которые возникают у родителей и учителей в приучении детей с аутизмом к туалету, нужно сначала рассмотреть современные и популярные теории приучения к туалету детей с типичным развитием.

Приучение ребенка с аутизмом к туалету может быть связано с особыми трудностями.

Обзор существующих статей в журналах показал, что большинство практикующих врачей выступают за подход приучения к туалету, который ориентирован на ребенка. В рамках этого подхода подчеркивается готовность ребенка и внедрение системы положительного подкрепления (Stadtler, Gorski * Brazelton, 1999). Бразелтон и его коллеги пишут, что достижение контроля над мочевым пузырем и кишечником поддерживает самооценку ребенка. «Эта модель приучения к туалету состоит из трех вариантных направлений в развитии ребенка: физиологической зрелости (способности сидеть, ходить, одеваться и раздеваться); внешней обратной связи (самооценка и мотивация, желание имитировать и походить на взрослых, самоопределение и независимость)» (Brazelton, et al., p. 2).

Бразелтон подчеркивает уязвимость самооценки ребенка во время первоначальных успехов в приучении к туалету, и подчеркивает необходимость постоянной родительской поддержки во время первоначальной и успешной фазы приучения к туалету. Родителям советуют использовать специальный горшок, класть стул из подгузника в горшок, показывать пример ребенку, позволить ребенку сидеть на горшке полностью одетым, рассчитывать время, когда наиболее вероятно мочеиспускание и опорожнение кишечника.

Родителям советуют объяснять ребенку, чего именно от него ждут, когда сажают на горшок, и хвалить и награждать его за каждое успешное использование туалета. В то же время родителям рекомендуют никогда не критиковать ребенка за «оплошности», а во время спуска воды в унитазе рекомендуется поощрять ребенка, говорить «пока», чтобы уменьшить тревожность.

Научные исследования показывают, что даже типично развивающиеся дети часто с трудом овладевают туалетными навыками (Hagopian, Fisher, Paszza & Wiezbicki 1993, Blum, Taubman & Osborne 1997, Buchholz 1999, Issenman, Filmer & Gorski 1999). Распространенная проблема типичных детей – это регресс, который приводит к энурезу и энкопрезу (недержанию кала). Наиболее общепринятая точка зрения состоит в необходимости обращать первоочередное внимание на самооценку ребенка при лечении этих проблем.

Однако проблемы детей с аутизмом во время приучения к туалету в меньшей степени связаны с самооценкой. Скорее, их можно объяснить трудностями, которые являются неотъемлемой частью этого расстройства.

Проблемы с приучением к туалету, связанные с аутизмом

Ниже приводятся специфические особенности, которые могут помешать аутичному ребенку самостоятельно пользоваться туалетом. Дети с аутизмом испытывают трудности в понимании социальных отношений, а это снижает ценность системы социальных наград, которую рекомендует Т. Берри Бразелтон и его коллеги (Stadtler, Gorski, & Brazelton, 1999). Их метод состоит в том, что типичного ребенка 2-3 лет побуждают испытывать гордость и чувство достижения при успешном использовании туалета. Как уже говорилось, аутичные дети часто не испытывают удовольствия от того, что их родители и учителя радуются. Так что программа, основанная только на социальной мотивации, вряд ли будет успешной.

Примеры визуальных подсказок по использованию туалета для ребенка с аутизмом.

Дети с аутизмом могут испытывать сложности в понимании языка и логики, и в результате они могут не понимать, что именно ожидается от них при приучении к горшку. Аутичные дети могут просто не понимать устных объяснений о том, почему им нужно испражняться в туалет, а не в подгузник.

Более того, дети с аутизмом сильно привязываются к определенному распорядку и сопротивляются изменениям, и эта особенность может затруднить переход от подгузников к туалету. Они могут быть привязаны к ощущениям от подгузников, которые они носили каждый день в течение 2-4 лет. Им могут не нравится стимулы в ванной комнате: яркое искусственное освещение, эхо, звуки текущей или смываемой воды, их может раздражать изменение в температуре при снятии одежды (American Psychiatric Association, 1994; Boswell & Gray, 1995).

Приучение аутичных детей к туалету может еще больше осложняться характерными отношениями таких детей с собственным телом. Им может быть трудно распознавать сигналы и ощущения своего тела, а потому они могут не чувствовать потребности сходить в туалет. Кроме того, такие дети могут быть не против того, чтобы испачкаться. Причины этого неясны, но некоторые эксперты считают, что это связано с аномалиями центральной нервной системы у детей с аутизмом (Hagopian, Fisher, Paszza, &Wiezbicki, 1993).

Все эти факторы способствуют тому, что обычное приучение к туалету не подходит для детей с аутизмом, и его необходимо адаптировать к их особым нуждам.

Успешные техники приучения к туалету для детей с аутизмом

Ниже приводится очень краткий обзор различных техник приучения к туалету, которые учитывают уникальные потребности аутичных детей. Этот обзор должен пролить свет на то, как можно учесть специфические особенности аутизма.

Чтобы преодолеть ограничения в коммуникации, связанные с аутизмом, можно использовать визуальные подсказки и описания, а не просто вербальные инструкции. Визуальные подсказки связаны с гораздо более высоким уровнем успехов (Dettmer, Simpson, Myles, & Ganz, 2000). Визуальные подсказки могут включать последовательность из картинок, каждая из которых представляет собой отдельный шаг в независимом использовании туалета.

На начальном этапе ребенок должен просто привыкнуть находиться в туалете, а затем сидеть на унитазе.

Практика неизменной последовательности действий, разбитой на отдельные шаги, позволяет использовать склонность аутичных детей к повторяющимся действиям. Этот метод должен включать очень конкретную, визуально представленную информацию о том, «что будет, когда я закончу». Само по себе успешное выполнение задачи до конца сильно мотивирует большинство детей с аутизмом (Boswell & Gray, 1995).

Для того, чтобы преодолеть трудности с распознаванием потребности сходить в туалет, можно использовать таймеры, которые будут подсказывать ребенку с аутизмом, когда ему нужно сходить в туалет.

Поначалу можно использовать предмет для перехода (например, это может быть любимая игрушка или книга), который ребенок будет брать с собой в ванну, чтобы воспользоваться туалетом. Это поможет облегчить формирование нового поведения. Использование предмета для перехода также поможет ребенку самому инициировать поход в туалет. Если ребенок привыкнет брать определенную книгу или куклу в ванну по подсказке взрослого, то он сможет научиться брать этот предмет в руки, чтобы обозначить свою потребность воспользоваться туалетом.

Кроме того, можно сфотографировать туалет и использовать эту фотографию, чтобы ребенок мог обозначить свою потребность с ее помощью. Это особенно полезно для детей, чье использование устной речи очень ограничено.

Преодолеть сопротивление переменам у ребенка с аутизмом можно, если инструкторы будут вводить туалетное расписание очень постепенно. Сначала от ребенка просто требуется заходить в туалет полностью одетым, затем в подгузнике, наконец, без одежды.

Приучать к горшку детей с аутизмом не рекомендуется, так как в этом случае ребенок может привыкнуть к горшку и будет с трудом привыкать к унитазу.

Если ребенок не мочится в туалете, можно намочить ребенка водой в качестве подсказки – чтобы ребенок узнал ощущения от мочеиспускания (Hagopian, Fisher, Paszza, & Wiezbicki, 1993).

Очень важно свести к минимуму посторонние раздражители и препятствия в туалете. Рекомендуется использовать маленькую и отдельную туалетную комнату.

Некоторым детям проще привыкнуть пользоваться туалетом, если они берут с собой любимую игрушку.

Расстройство аутистического спектра связано со многими проблемами для инструкторов и членов семьи. Порой приходится подходить к вопросу творчески и интуитивно, чтобы помочь ребенку с аутизмом освоить множество навыков, необходимых для максимально независимой жизни. Неспособность независимо пользоваться туалетом – это очень большое препятствие для ребенка с аутизмом. Ребенок, не приученный к туалету, зависит от окружающих в отношении самых базовых жизненных навыков. Однако если начать заниматься этой проблемой как можно раньше, то ребенок будет радоваться своей независимости, свободе от родителей, и это раскроет перед ним новые возможности в образовании и жизни в будущем.

Поведенческая программа приучения к туалету

Подобная программа помогает родителям в такой сложной задаче как приучение детей с аутизмом к туалету. В рамках этой программы прошедший специальное обучение поведенческий терапевт работает на дому с семьей, где есть ребенок с аутизмом. Цель такой программы – направлять членов семьи в отношении эффективных методов приучения к туалету. Обученный инструктор по раннему вмешательству работает вместе с членами семьи, используя моделирование, прямые инструкции, обсуждения с семьей. К концу вмешательства члены семьи должны постоянно и успешно применять навыки, которые помогут их детям независимо пользоваться туалетом.

Пример из практики: приучение Стивена к туалету

Приучение Стивена Джонса к туалету началось в 3 года, сейчас ему 4,3 года. До начала приучения к туалету была проведена работа с поведенческими проблемами – игнорирование инструкций, агрессия и истерики. Как только у инструкторов появился контроль над выполнением инструкций, они встретились с родителями Стивена, чтобы обсудить проблему приучения к туалету. После появления нового ребенка в семье родители Стивена хотели как можно скорее отучить его от подгузников. Инструкторы объяснили, что приучение к туалету потребует очень продолжительного времени, а также усилий со стороны всех членов семьи.

Инструкторы объяснили, что они будут приучать Стивена к туалету во время сессий терапии с ним, но только при условии, что остальная семья будет следовать программе в отсутствие инструкторов. Родители Стивена согласились, и инструкторы изложили свой план. План включал развитие навыков коммуникации Стивена, чтобы он мог спонтанно проситься в туалет, приучение его к простому нахождению в ванной комнате, к сидению на унитазе сначала в одежде, потом без одежды, поддержку туалетного расписания, сбор данных о каждом посещении туалета, а также данных об испачканной одежде, ведение дневника об опорожнении кишечника и предшествующем поведении.

Инструкторы начали с того, что обучили Стивена словам «туалет» и «ванная». Они научили опознавать эти слова на слух и произносить их в самых разных ситуациях. Стивена учили во время сессий терапии с ощутимыми наградами, которые следовали сразу за нужным поведением. Стивен сидел напротив инструктора (колени к коленям), инструктор держал перед ним картинку и спрашивал: «Что это?» Когда Стивен правильно отвечал «ванная», то его тут же награждали лакомством и похвалой.

Когда Стивен выучил слова «туалет» и «ванная», инструкторы приучили Стивена сидеть на унитазе. Одной из особенностей аутистического расстройства у Стивена была крайняя ригидность. Он отказывался заходить в ванную комнату, если речь не шла о мытье в ванне. Стивен также крайне негативно реагировал на малейшие изменения в привычном распорядке. Он ассоциировал ванную комнату с приемом ванны и больше ни с чем. Для того чтобы Стивен привык находиться в ванной, инструкторы давали Стивену кусочки его любимой конфеты и хвалили его каждый раз, когда он стоял в ванной комнате. Постепенно они увеличивали периоды между наградами таким образом, что к концу первой недели, Стивен уже мог стоять в ванной комнате до четырех минут. К концу первой недели мать Стивена сообщила, что она уговорила его сесть на унитаз полностью одетым. Инструкторы помогли сформировать поведение «сидения на унитазе», используя такую же систему поощрений через временной интервал, постепенно увеличивая время, которое он проводил на унитазе, все еще полностью одетым. После этого Стивен довольно быстро научился сидеть на унитазе без одежды.

Две недели спустя инструкторы начали поощрять Стивена пить больше жидкости. Для этого они начали давать ему небольшие соленые лакомства (чипсы и крендельки), а затем предлагали предпочитаемые жидкости (Стивен любил пить яблочный сок и воду). Это делалось для того, чтобы увеличить вероятность успешного похода Стивена в туалет. Другими словами, чем больше он пил, тем больше ему было нужно «сходить по-маленькому». Чем больше ему нужно было «сходить по-маленькому», тем больше у него было шансов на успех.

Еще до начала обучения инструкторы попросили родителей перестать давать Стивену его самое любимое лакомство – печенье орео. Эти печенья были очень большим вознаграждением для Стивена, который их обожал и ранее они успешно мотивировали его во время обучения. Во время обучения Стивена он получал орео только в случае успешного мочеиспускания на унитазе, и ни в каких других случаях. Это было сделано для того, чтобы повысить ценность орео, и повысить мотивацию Стивена заработать их.

Как только Стивен сел на туалет без одежды и помочился, инструкторы ввели туалетное расписание. В течение первой недели Стивена водили в туалет каждые 15 минут. Расписание было следующим: включался таймер, инструктор физически подсказывал Стивену дать ему картинку с туалетом, и подсказывал ему эхолалично сказать: «Хочу в туалет». Стивена направляли в туалет, хвалили его за сухие штаны, если он был сухим, переодевали, если он был мокрым, и сажали на унитаз. Если он мочился, то ему тут же давали орео и позволяли вернуться в рабочее пространство. Если он не мочился, то он сидел две минуты, а затем возвращался к работе. Как только он добился цели – два дня подряд с одной или менее «оплошностью», то 15-минутный интервал был увеличен до 25 минут. Когда он смог оставаться сухим на этом расписании (это заняло более двух недель), то интервал был увеличен до 35, а затем и до 45 минут. Стивен оставался сухим на этом расписании в течение двух недель, и тогда инструкторы попытались полностью отказаться от расписания и научить Стивена спонтанно пользоваться туалетом.

У Стивена произошел откат назад, и он начал мочиться в штаны. В этом случае от Стивена требовалось исправить последствия: если он обмочился, то он должен был переодеться и вытереть стул или пол в том месте, где это случилось. Эти задачи были неприятны Стивену, и они были дополнительным стимулом мочиться в туалете. Тогда же было решено, что орео недостаточно сильно мотивируют, чтобы научить спонтанному посещению туалета. Было проведено тестирование подкреплений, и в качестве награды за мочеиспускание в туалете Стивен начал получать пять минут просмотра видео по своему выбору. Требование исправлять оплошность и очень сильно мотивирующая награда позволили добиться цели – Стивен начал самостоятельно инициировать использование туалета.

Как только завершилось обучение мочеиспусканию в туалете, началось обучение опорожнению кишечника. Во время обучения мочеиспусканию семья Стивена вела дневник того, когда он опорожнял кишечник. Они обнаружили, что, как правило, он опорожнял кишечник в период с 16.00 до 18.00. Они также выделили, какие формы поведения этому предшествовали. Прежде чем «сходить по-большому», Стивен, как правило, прятался в углу, сутулил плечи, а его взгляд становился рассеянным.

Чтобы научить Стивена опорожнять кишечник в туалете, инструкторы начали отучать Стивена от подгузника, который был для него знакомым и комфортным. Они начали работать и играть со Стивеном в ванной комнате во время целевого времени (16.00-18.00). Во время начальной фазы Стивен был в подгузнике. Когда он начинал демонстрировать предшествующие формы поведения, то его усаживали на унитаз в подгузнике (во время мочеиспускания подгузник снимался). Стивена награждали за опорожнение кишечника в подгузник во время сидения на унитазе. Затем, в течение следующих нескольких недель, в подгузниках проделывали все большие отверстия, так что в итоге, когда Стивен опорожнял кишечник на унитазе, подгузник был только вокруг его пояса. Затем удалось полностью отказаться от подгузника.

После 12 недель приучения к туалету Стивен был способен независимо попроситься в туалет как для мочеиспускания, так и для опорожнения кишечника. Одежду он пачкал редко, и это были изолированные случаи.

Ссылки

Blum, N., Taubman, B., & Osborne, M. (1997). Behavioral characteristics of children with stool toileting refusal. Pediatrics, 99, 50-54.

Capps, L., Losh, M.,& Thurber, C. (2000). “The frog ate the bug and made his mouth sad”: Narrative competence in children with Autism. Journal of Abnormal Child Psychology, 28, 193-202.

Dettmer, S., Simpson, R., Myles, B.S., & Ganz, J. (2000). The use of visual supports to facilitate transitions of students with Autism. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 15, 163-170.

American Psychiatric Association (1994). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th ed.) American Psychiatric Association.

Hagopian, L.P., Fisher, W., Paszza, C., & Wiezbicki, J. (1993, Winter). A Water-prompting Procedure for the Treatment of Urinary Incontinence. Journal of Applied Behavior Analysis, 26 , 473-478.

Hendriks, R. (1998,Autumn). Egg Timers, Human Values, and the Care of autistic Youths. Science, Technology and Human Values, 23, 399-404.

Issenman, R., Filmer, R., & Gorski, P. (1999, June ). A Review of Bowel and Bladder Control Development in Children: How Gastrointestinal and Urologic Conditions Relate to Problems in Toilet Training. Pediatrics, 103, 1346-1351.

Pickles, Lord A. (1996, November). Language Level and Nonverbal social-communicative behaviors in Autistic and Language Delayed Children. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 35 , 1542-1553.

Sarakoff, R. A., Taylor, B. A., & Poulson, C. L. (2001, Spring). Teaching children with autism to engage in conversational exchanges: Script fading with embedded textual stimuli. Journal of Applied Behavior Analysis, 34, 81-84.

Stadtler, A., Gorski, P., & Brazelton, T.B. (1999). Toilet training methods, Clinical Interventions and Recommendations. Pediatrics, 103, 1359-1365.

Azrin, N.& Foxx, R. (1976). Toilet Training in Less than a Day. Simon and Schuster Trade.

АВА-терапия и поведение, Воспитание детей с аутизмом

outfund.ru

Приучение к горшку | Аутизм

Тема приучения к горшку очень животрепещущая для всех мам и особенно для мам аутистов. Увы наши дети не спешат научиться процессу сами, более того часто нашим деткам не сильно то жарко в памперсах и не особо мокро в штанах после казуса… Так было и у нас, и долгое время это оставалось большой проблемой. Мы пробовали разные методы и методики, мы начинали и бросали и в итоге были вынуждены придумать собственный способ, который и принес нам долгожданную победу!

С полутора лет мы делали попытки приучиться к горшку, намучилась, разочаровывались и опять одели памперсы. Даже когда сын пошел в садик и там его учили правильно, на примере, высаживали каждый час и вообще не надевали памперсов –увы, сынок свои позиции не сдал и твердо продолжал делать свои дела везде, а главное в самое разное время.

Никак угадать очередность хотений нам не удавалось. Максим мог час или два терпеть после сна и еды, понимания не было, мокрому сыну было вполне комфортно, присаживания же вызывали сопротивления.  Дома периодически мы сидели на горшке и смотрели карточки, пытались ловить и регулярно садить, пытались ругать и специально долго держать в мокром, но ничего не помогало.

В два с лишним года мой сынок все еще был в памперсах и не продвинулся в понимании горшка не на дюйм. И даже хуже, сын стал прятаться и бояться что заругают, специально терпеть чтоб не сделать дела при нас, в общем сделал свои выводы. Единственное чему полезному научился сынок так это не писаться на улице, так как памперсы в садике запрещены, забирали мы сына тоже без памперсов, а случившиеся на прогулке казусы видать сильно не понравились Максиму(была зима и очень холодно).  С тех пор сынок терпел на улице.

У вас наверняка, так же как и у меня были попытки приучить к горшку. Тут надо решиться, настроиться! Никто кроме нас не научит ребенка туалету, работа сложная, каждодневная, не интересная и не особо приятная. Но несомненно, очень нужная и важная. Если вы только начинаете АБА терапию, не спешите с приучением к горшку, потерпите, прочтите для общего ознакомления и отложите для лучших времен. С горшком нужно много сил и терпения, не начинайте со сложного. Потом когда ваши занятия и обучение будут идти уже легче и вы будете видеть результат и понимание у своего ребенка. Прочитайте вновь, настройтесь на победу и сделайте этот сложный и важный шаг — приучите ребенка к горшку!

Ваш ребенок готов попробовать, если:

  1. Может терпеть 1,5 часа и более
  2. Ребенок способен сидеть не вставая 5 мин
  3. Возраст ребенка 2,5-3 года или больше
  4. В квартире и на улице комфортная температура для ребенка без памперса.
  5. Ребенок знаком с принципами АБА, любит когда его хвалят, у него есть любимое поощрение.

Горшечные правила или как приучить к горшку:

Способ 1: Если у вашего ребенка есть определенный режим, то возможны высаживания по расписанию.

Необходимо знать примерное время когда ребенок вероятнее всего захочет в туалет, его режим малых и больших дел.

Понаблюдайте за ребенком ничего не меняя в его жизни. Запишите и выберите по итогам наблюдения самые частые случаи и самое удачно время.

Рекомендуется начать с больших дел, а не маленьких, так как по большому ребенок ходит регулярнее, реже и более явны признаки  желания.

Учите сразу в туалетной комнате или ванной, переодевайте казусы всегда там же, что бы горшечное дело ассоциировалось только с этим местом

Если ребенок большой учите сразу на взрослом туалете, но подложив накладку, если маленький, поставьте  в туалетной или ванной комнате горшок.

Высаживать только в намеченное время, регулярно, чтоб ребенок привык,2-4 раза в день, ничего не меняйте, через неделю  откорректируйте время высаживания с учетом новых знаний

Если есть кому показать пример то покажите или полейте водичку, это может помочь.

Не отвлекайте, не развлекайте ребенка, уберите все игрушки из комнаты, никаких книжек и разговоров. Пусть ничто и никто не отвлекает ребенка от дела.

Вознаграждайте каждую лишнюю минуту сидения, хвалите, увеличивайте время проведенное на горшке

Сидите не больше 5 минут  и в любом случае похвалите ребенка за хорошее сидение, через небольшой перерыв сделайте вторую, последнюю попытку.

Если за две попытки ничего не произошло не ругайте, но и не хвалите, если же получилось вознаградите особенно вкусно или приятно

Не убирайте ночной памперс, но днем  надевайте обычную одежду и меняйте ее в той же комнате где приучаете к горшку, не ругая ребенка, просто переоденьте.

Если до того как идти на горшок ребенок сделал свои дела в штаны нет смысла его высаживать

Учитесь распознавать сигналы которые подает ребенок, следите за его поведением! Если вы видите приближение и желание ребенка, есть смысл посадить ребенка на горшок лишний раз или раньше времени.

Продолжайте наблюдать в какое  время высаживания самое благоприятное, но старайтесь намечая расписание придерживаться его минимум неделю и только потом что то менять(то есть выбрав время высаживайте регулярно не зависимо от результат в течении недели)

Постепенно когда ребенок начнет уверенно сидеть на горшке, оставляйте его одного, сначала встаньте, потом отойдите, встаньте в проеме и потом выйдите вообще. Пусть учится делать свои дела один.

Научите ребенка самообслуживанию в горшечном деле: достать горшок, снять штаны, одеться, вымыть руки и т.д.

Оценивайте прогресс, ведите записи. Корректируйте, следите за динамикой. Процесс не быстрый, будьте постоянны и терпеливы!

Способ 2: Для тех детей у которых нет режима малых и больших дел, которые имели негативный опыт общения с горшком и не подают явных признаков готовности к процессу. (Данный способ придуман лично нами и принес нам ПОБЕДУ)

Приучение к горшку не должно начинать ранее, чем ребенок научится основам АБА, захочет с вами сотрудничать, будет знать что такое поощрение и что его дают за правильные действие или поведение.

Необходимо что бы ребенок не боялся горшка и ванной комнаты, если у ребенка уже был негативный опыт, вам следует купить новый горшок или накладку на унитаз. Если есть страх ванной комнаты, следует постепенно вместе с ребенком, ненадолго заходить в комнату, играть, поощрять, хвалить.

Желательно, любым способ научить ребенка сидеть и садится на горшок, читать книжки, играть в планшет, смотреть мультики или карточки. Чтобы дело это стало обыденным или даже желаемым-присесть на горшок.

Необходимо что бы ребенок был знаком с тем что такое «пись-пись» и знал что это хорошо, что за это хвалят, а не ругают. Для этого нужно какое то время наблюдать за ребенком и за ЛЮБОЙ процесс в штаны или на пол хвалить и поощрять.

Очень важно ловить ребенка и  улавливать сигналы подаваемые перед началом процесса. Желательно так же успевать подносить горшок в процессе или присаживать на него ребенка и бурно хвалить именно за попадание в цель.

Если сигналы трудно различимые есть смысл снять с ребенка одежду и поголопопить. Не садить на горшок, а подставлять.

Выберите удачное время, когда вероятность хотения в туалет выше и покажите ребенку горшок, покажите так же и еду, дайте небольшой кусочек за то что ребенок сядет на горшок, назовите команду. Подождите.

Маните вкусной едой, игрушкой, планшетом и показывайте ребенку горшок, садите или подставляйте.

Наверняка ребенок долго не будет понимать что же вы от него ждете, НЕ ДАВАЙТЕ  вкусность, придержите награду и караульте ребенка, как только процесс пойдет, подставьте горшок и одновременно выдайте награду.

Все чаще и чаще предлагайте ребенку награду за выполнение этой команды, награждайте только если ребенок попал в цель или вы подоспели вовремя.

Если вы будете настойчивы и регулярны, то в скором времени ваш ребенок целенаправленно или случайно попадет в цель, когда вы поднесете горшок и скажете команду, в этом случае особенно бурно радуйтесь и явно вознаграждайте ребенка.

Помните, поведение которое поощряется обязательно повторится, настанет день и ребенок  подойдет к вам когда захочет в туалет, чтобы получить награду. Он уже не будет бояться горшка и будет знать что за попадание туда награждают. Осознанный выбор и умение!

НАШ опыт:

Нам  потребовалось много сил и терпения что бы продвинуться в этом направлении. Какое то время чтобы снизить страх и неприязнь к горшку мы специально садились на него и играли в планшет. Это привело к тому что сынок очень легко и с удовольствием садился на горшок и не боялся его. Более того садился сразу как только видел. Хорошее отношение к горшку помогло нам в дальнейшем.

Мы начали с того, что много и регулярно хвалили за сам процесс пусть даже на пол или в трусики. Потом стали все чаще ловить сына в процессе(наблюдая и держа наготове тару) и подставлять в процессе горшок , одновременно нахваливая и выдавая вкусность. Для этого нам пришлось раздеть сына и постоянно ходить голышом, благо было лето и очень жарко.

Когда негативная реакция на горшок и сам процесс были сняты нам удалось найти время когда сынок точно хочет в туалет, после прогулки,  так как ребенок не ходит в штаны на улице, придя домой он очень хочет по-маленькому. Так же иногда удавалось подловить после еды или после сна, если памперс был сухим.

Потом мы стали все чаще предлагать сыну горшок, регулярно показывали ребенку награду и просили сделать пись-пись, но конечно же ничего не происходило, понимания долго не было. Но и награду не выдавали, а только манили. Мы продолжали ходить за ребенком с едой и горшком и периодически предлагать пись-пись, в момент когда ребенок где то пристраивался мы подставляли горшок и одновременно выдавали вкусность, хвалили, радовались, говорили какой сынок молодец, что это и есть пись-пись в горшочек. На следующий день все повторялось, понимание все не приходило. Но мы все равно продолжали, называть, предлагать и хвалить.

Периодически мы лили воду из стаканчика в горшочек, сынок радовался, но сам не присоединялся. Очень долгим был процесс, сынок не понимал чего мы от него хотим, но желал награду, хотел в туалет, но не понимал как одно связанно с другим.

Было пару раз что сынок по нашей просьбе начал процесс и именно в горшок, скорее всего совпало, но для этого мы и выбрали благоприятное время, что бы таких моментов было больше. Чтоб закрепить!

В какой то момент сын распробовал турецкие конфеты, вообще сладкое мы сильно ограничиваем, но он стащил и ему очень понравилось. Мы стали награждать каждый подловленный попис в горшок именно этой желанно конфетой и о чудо, примерно через три дня произошел прорыв!

Все что вознаграждается обязательно повторится! Мы ПОБЕДИЛИ горшок неожиданно, ничего не предвещало, ничего не менялось. Все также мы предлагали, все также хвалили, все так же подлавливали. И вот, в один прекрасный день, после месяца таких попыток, после нескольких дней особенной награды, ребенок, осознал и ПОНЯЛ что такое пись-пись и как открыть кранчик. Он смог, процесс пошел! Это был огромный шаг вперед.

Теперь подставляя горшочек или любую тару мы получали желаемое, а сынок похвалу и награду. Сам конечно он пока не просился, но всегда был готов попасть в цель если ему предложить. В гостях и дома, осознанный процесс попадания в горшочек. Мы сами придумали такой способ, так подсказывал нам наш сын и здравый смысл, муж долго не верил что это сработает, сын долго не понимал чего от него хотят. Но мы были упорны, настойчивы, день ото дня, безрезультатно мы предлагали сделать свои дела в горшочек, манили вкусностью, потом подолгу ходили за сыном пытаясь подловить. Ловили. Награждали и радовались. И вот настал тот день, когда поднеся горшок мы получили результат. Победа!

Далее закрепив навык и бурно вознаграждая каждую удачу, игнорируя неудачу. Мы двинулись дальше. Сначала мы рука в руку научили подтягивать штаны сына, вскоре он смог смешно, но все таки делать это самостоятельно. Потом пришла очередь спускать штаны, данный навык был тяжелее физически, но наша помощь и похвала сработали. Еще, что бы все таки увеличить шансы самостоятельного хождения в горшок, очень постепенно, я начала убирать горшочек все ниже уже в процессе, и смогла вскоре поставить горшок на пол и сына это не смутило. Но и главное, находясь в комнате, мы стали иногда не предлагать сыну горшок, а ставить его на видное место и ждать, что сын попросится сам. И он, о счастье, изредка действительно стал показывал нам на горшок или тянул за руку или подходил к месту где лежала «нака» за горшок. Более того, мы перестали награждать сына всякий раз за попадание в цель, а делали это все реже и реже, где то хвалили, когда то награждали. Но долгое время где то в новом месте манили вкусностью, чтобы процесс точно пошел.

Оставалась проблема с большими делами, их сынок делает всегда стоя или полусидя в страной позе, еще и прячется. Подловить и посадить на горшок иногда получается, но во-первых редко, во-вторых процесс от этого приостанавливается и становится еще хуже. Вычитали где то оригинальный, но не очень эстетический способ. Его суть в том, чтобы счищать из памперса или трусиков экскременты и выкладывать при ребенке в горшочек. Что вот, где им собственно место, что вот это и есть «ка-ка» и как хорошо что это теперь в горшочке. Принцип такой же как и раньше, научить ребенка команде «ка-ка», хвалить за попадание «ка-ка» в горшочек, показать как бы пример и радоваться что все что нужно теперь в горшочке.

Победа над горшком далась нам нелегко. Такая долгожданная, такая сложная. Не последняя и не первая, но самая трудоемкая!

Автор Максимина Наталия

Источник http://stopautism.ru/

semjadom.ru

5 самых распространенных ошибок при приучении аутичного ребенка пользоваться туалетом

Летняя пора побуждает многих родителей начать процесс отучения от подгузников, и родители аутичных детей - не исключение. В отличие от Израиля, где лето круглый год, и можно приучать к туалету когда угодно, короткий период лета в северных странах требует максимальной эффективности этого процесса, чтобы аутичный ребенок научился пользоваться туалетом за небольшой промежуток времени. И для того, чтобы это произошло желательно избегать следующих ошибок:

1. Продолжение использования подгузника. 

Некоторые родители пытаются приучить ребенка к горшку высаживая его на горшок, при том, что ребенок по-прежнему продолжает носить подгузники. То есть, в определенное время ребенка подводят к горшку, снимают подгузник, усаживают на горшок, и если он не пописал - надевают подгузник снова - до следующего раза. Это самые неэффективные действия, из всех, которые можно только придумать. Аутичные дети - это дети, у которых сложности с восприятием и пониманием социальных последствий. Состояние, когда можно продолжать писать в подгузник, и при этом все происходит также как и раньше, совершенно не способствует пониманию, что вместо подгузника теперь нужно писать в горшок.

Когда же подгузник убирается полностью, и ребенок, находясь в процессе обучения, писает в штаны - в данном случае происходит незамедлительное последствие - ощущение мокроты в штанах, которое раньше отсутствовало. Уписывание в штаны - это такой же компонент в процессе приучения к горшку, как и сам горшок. И поэтому не нужно это предотвращать, наоборот. Ребенок должен почувствовать, что мокрым ходить неприятно, и захотеть альтернативы - писать в горшок.

Отсюда, для того, чтобы процесс приучения к горшку был эффективным, следует надевать на ребенка подгузник только в те часы, когда он спит (ночной и дневной сон), и желательно, уже после того как заснет. Все часы бодрствования желательно чтобы ребенок находился без подгузников, чтобы мог вовремя сходить на горшок, или почувствовать, что значит уписаться.

2. Отсутствие поощрений.

Ребенок с аутизмом редко показывает готовность к приучению к горшку в возрасте 2-3 лет. В большинстве случаев похвала и радость родителей не являются достаточным стимулом для того, чтобы он проявил инициативу и начал проситься на горшок (следует учесть также речевые и коммуникативные дефекты, вследствие которых аутичные дети вообще затрудняются что-либо просить нормативным способом). Отсюда, окружающие должны создать условия, в которых успех ребенка (т.е. писанье в горшок) поощряется особым поощрением, таким, которое отличается от ежеминутной похвалы, аплодисментов и улыбок. Эти социальные поощрения конечно же должны присутствовать, но в то же время, они не являются достаточно различимыми для этих "особенных случаев". Не нужно беспокоиться о том, что ребенок "подсядет" на конфеты или у него будет изжога от глотка любимого апельсинового сока. Следует помнить, что приучение к горшку - это процесс временный. Если на начальном этапе использовать мощные поощрения, то ребенок быстрее научится, и таким образом, быстрее можно будет эти поощрения отменить. Поэтому важно выделить для этого процесса несколько самых мотивационных поощрений и предоставлять их ребенку сразу после того, как у него получится пописать на горшок или в унитаз.

3. Наказания за "мокрые штаны"

Некоторые родители пытаются научить ребенка пользоваться горшком с помощью наказаний за уписывания в штаны. Т.е. если ребенок намочил штаны, или написал в неположенном месте, родители могут применять физические наказания, или ставить в угол, или заставлять стирать свою одежду. Чаще всего данные действия не только являются неэффективными и неэтичными, они также тозмозят процесс приучения к горшку, и приводят ребенка к избеганию всего, что связано с туалетом. Пока ребенок не научился писать на горшок (т.е. хотя бы несколько раз в день не пописает в горшок) - использование наказаний не приведет к желаемому результату. Невозможно убрать поведение "писанья" - это поведение присуще всем. Процесс приучения к горшку является обучением распознавать то МЕСТО ГДЕ можно и желательно писать, а не обучением поведения мочеиспускания. Ввиду того, что многие аутичные дети характеризуются сложностями в различении стимулов, узнавание МЕСТА может произойти не сразу, и с помощью физических наказаний этому поспособствовать нельзя.

Различение стимулов - где писать, а где не писать, может произойти только с помощью поощрений. Если пописал на горшок - получил поощрение, а если пописал не в горшок - поощрения не получил. На более позднем этапе, когда ребенок уже научится

 иногда писать в горшок, можно поощрять за "сухие штаны". Т.е. если ребенок не только пописал в горшок, но еще перед этим какое-то время терпел и не писал в штаны, то ему предоставляется поощрение, а если ребенок уписался в штаны незадолго до того, как сходил на горшок - то поощрения не получает. В процессе приучения к горшку нужно действовать не "кнутом", а только очень сладким и вкусным "пряником" :-) 4. Усаживание силой на горшок. Некоторые аутичные дети не понимают назначения горшка или унитаза, и могут даже бояться его. Применение силы для того, чтобы посадить ребенка на горшок может еще больше напугать ребенка, и ребенок начнет зажиматься, слишком долго терпеть и избегать туалета.

Вместо использования силы можно использовать жетоны, и научить ребенка сидеть на горшке с помощью жетонов и мотивационных поощрений. Можно начать с того, чтобы попросить ребенка сесть на горшок, даже в одежде, дать ему в руки табличку от жетонов, и вместе наклеить жетоны (5 или 10). Как только все жетоны будут на месте - дать поощрение и позволить встать с горшка. Через несколько минут повторить процедуру. Таким образом тренировать до тех пор, пока ребенок не научится спокойно сидеть на горшке 30-40 секунд, пока не соберет все жетоны. на следующем этапе можно будет учить его сидеть на горшке уже без штанов, а на следующем - писать в горшок. Очень важно не форсировать события, вести себя максимально спокойно, и помочь ребенку понять, что горшок - это еще одно место, где можно спокойно сидеть и радоваться жизни.

5. Неправильное восприятие процесса

Некоторые родители предполагают, что процесс отучения от подгузников - это своего рода проба. "Попробуем... Если получится, то хорошо, а если не получится, то вернем подгузник". Данное восприятие часто приводит к тому, что родители быстро "сдаются". 2-3 дня попыток, кучи мокрых штанов, и усталость приводят к тому, что подгузник возвращается, и обучающий процесс откладывается на следующее лето. Важно помнить, что процесс приучения к горшку - это ПРОЦЕСС. Большинство аутичных детей не отличаются быстрым приобретением навыков, в том числе и навыков личной гигиены. Слишком быстрое возвращение к подгузникам, постоянные пробы и "откаты" приводят к тому, что положение усугубляется. Чем дольше ребенок писает в подгузник, тем больше данное поведение закрепляется, и непоследовательные действия окружающих мешают ребенку научиться. Отсюда, нужно дать ребенку время овладеть этим навыком, постоянно отслеживать прогресс с помощью записей*, действовать как можно более последовательно и использовать мотивационные поощрения для того, чтобы закрепить правильные реакции ребенка.
График приучения к туалету Количество мочеиспусканий в горшок и в штаны
*Таблицы для записи можно скачать в разделе "Бесплатные материалы". Логин: aba, пароль: aba2012

autism-aba.blogspot.ru

Как приучить ребенка с аутизмом к туалету ?

Форум  ЧаВо  Поиск  Регистрация  Вход  
АвторСообщение
    
роза-мимозаЛепечу понемножку

Сообщения : 66

Возраст : 49Откуда : Бишкек КиргизстанРабота : волонтер Центра помощи детям аутистам
Тема: Как приучить ребенка с аутизмом к туалету ?   Чт 24 Апр 2014 - 17:38
Обзор статей посвещенных этой проблеме.Автор: Даника Мамлет / Danica MamletПеревод: Елизавета МорозоваИсточник: Autism-help.orgДля приучения ребенка с аутизмом к туалету могут потребоваться особые методы и подходы.Чтобы разобраться с теми трудностями, которые возникают у родителей и учителей в приучении детей с аутизмом к туалету, нужно сначала рассмотреть современные и популярные теории приучения к туалету детей с типичным развитием.

Приучение ребенка с аутизмом к туалету может быть связано с особыми трудностями.

Обзор существующих статей в журналах показал, что большинство практикующих врачей выступают за подход приучения к туалету, который ориентирован на ребенка. В рамках этого подхода подчеркивается готовность ребенка и внедрение системы положительного подкрепления (Stadtler, Gorski * Brazelton, 1999). Бразелтон и его коллеги пишут, что достижение контроля над мочевым пузырем и кишечником поддерживает самооценку ребенка. «Эта модель приучения к туалету состоит из трех вариантных направлений в развитии ребенка: физиологической зрелости (способности сидеть, ходить, одеваться и раздеваться); внешней обратной связи (самооценка и мотивация, желание имитировать и походить на взрослых, самоопределение и независимость)» (Brazelton, et al., p. 2).Бразелтон подчеркивает уязвимость самооценки ребенка во время первоначальных успехов в приучении к туалету, и подчеркивает необходимость постоянной родительской поддержки во время первоначальной и успешной фазы приучения к туалету. Родителям советуют использовать специальный горшок, класть стул из подгузника в горшок, показывать пример ребенку, позволить ребенку сидеть на горшке полностью одетым, рассчитывать время, когда наиболее вероятно мочеиспускание и опорожнение кишечника.Родителям советуют объяснять ребенку, чего именно от него ждут, когда сажают на горшок, и хвалить и награждать его за каждое успешное использование туалета. В то же время родителям рекомендуют никогда не критиковать ребенка за «оплошности», а во время спуска воды в унитазе рекомендуется поощрять ребенка, говорить «пока», чтобы уменьшить тревожность.Научные исследования показывают, что даже типично развивающиеся дети часто с трудом овладевают туалетными навыками (Hagopian, Fisher, Paszza & Wiezbicki 1993, Blum, Taubman & Osborne 1997, Buchholz 1999, Issenman, Filmer & Gorski 1999). Распространенная проблема типичных детей – это регресс, который приводит к энурезу и энкопрезу (недержанию кала). Наиболее общепринятая точка зрения состоит в необходимости обращать первоочередное внимание на самооценку ребенка при лечении этих проблем.Однако проблемы детей с аутизмом во время приучения к туалету в меньшей степени связаны с самооценкой. Скорее, их можно объяснить трудностями, которые являются неотъемлемой частью этого расстройства.

Проблемы с приучением к туалету, связанные с аутизмом

. Дети с аутизмом испытывают трудности в понимании социальных отношений, а это снижает ценность системы социальных наград, которую рекомендует Т. Берри Бразелтон и его коллеги (Stadtler, Gorski, & Brazelton, 1999). Их метод состоит в том, что типичного ребенка 2-3 лет побуждают испытывать гордость и чувство достижения при успешном использовании туалета. Как уже говорилось, аутичные дети часто не испытывают удовольствия от того, что их родители и учителя радуются. Так что программа, основанная только на социальной мотивации, вряд ли будет успешной.

Примеры визуальных подсказок по использованию туалета для ребенка с аутизмом.

Дети с аутизмом могут испытывать сложности в понимании языка и логики, и в результате они могут не понимать, что именно ожидается от них при приучении к горшку. Аутичные дети могут просто не понимать устных объяснений о том, почему им нужно испражняться в туалет, а не в подгузник.Более того, дети с аутизмом сильно привязываются к определенному распорядку и сопротивляются изменениям, и эта особенность может затруднить переход от подгузников к туалету. Они могут быть привязаны к ощущениям от подгузников, которые они носили каждый день в течение 2-4 лет. Им могут не нравится стимулы в ванной комнате: яркое искусственное освещение, эхо, звуки текущей или смываемой воды, их может раздражать изменение в температуре при снятии одежды (American Psychiatric Association, 1994; Boswell & Gray, 1995).Приучение аутичных детей к туалету может еще больше осложняться характерными отношениями таких детей с собственным телом. Им может быть трудно распознавать сигналы и ощущения своего тела, а потому они могут не чувствовать потребности сходить в туалет. Кроме того, такие дети могут быть не против того, чтобы испачкаться. Причины этого неясны, но некоторые эксперты считают, что это связано с аномалиями центральной нервной системы у детей с аутизмом (Hagopian, Fisher, Paszza, &Wiezbicki, 1993).Все эти факторы способствуют тому, что обычное приучение к туалету не подходит для детей с аутизмом, и его необходимо адаптировать к их особым нуждам.

Успешные техники приучения к туалету для детей с аутизмом

Чтобы преодолеть ограничения в коммуникации, связанные с аутизмом, можно использовать визуальные подсказки и описания, а не просто вербальные инструкции. Визуальные подсказки связаны с гораздо более высоким уровнем успехов (Dettmer, Simpson, Myles, & Ganz, 2000). Визуальные подсказки могут включать последовательность из картинок, каждая из которых представляет собой отдельный шаг в независимом использовании туалета.На начальном этапе ребенок должен просто привыкнуть находиться в туалете, а затем сидеть на унитазе.Практика неизменной последовательности действий, разбитой на отдельные шаги, позволяет использовать склонность аутичных детей к повторяющимся действиям. Этот метод должен включать очень конкретную, визуально представленную информацию о том, «что будет, когда я закончу». Само по себе успешное выполнение задачи до конца сильно мотивирует большинство детей с аутизмом (Boswell & Gray, 1995).Для того, чтобы преодолеть трудности с распознаванием потребности сходить в туалет, можно использовать таймеры, которые будут подсказывать ребенку с аутизмом, когда ему нужно сходить в туалет.Поначалу можно использовать предмет для перехода (например, это может быть любимая игрушка или книга), который ребенок будет брать с собой в ванну, чтобы воспользоваться туалетом. Это поможет облегчить формирование нового поведения. Использование предмета для перехода также поможет ребенку самому инициировать поход в туалет. Если ребенок привыкнет брать определенную книгу или куклу в ванну по подсказке взрослого, то он сможет научиться брать этот предмет в руки, чтобы обозначить свою потребность воспользоваться туалетом.Кроме того, можно сфотографировать туалет и использовать эту фотографию, чтобы ребенок мог обозначить свою потребность с ее помощью. Это особенно полезно для детей, чье использование устной речи очень ограничено.Преодолеть сопротивление переменам у ребенка с аутизмом можно, если инструкторы будут вводить туалетное расписание очень постепенно. Сначала от ребенка просто требуется заходить в туалет полностью одетым, затем в подгузнике, наконец, без одежды.Приучать к горшку детей с аутизмом не рекомендуется, так как в этом случае ребенок может привыкнуть к горшку и будет с трудом привыкать к унитазу.Если ребенок не мочится в туалете, можно намочить ребенка водой в качестве подсказки – чтобы ребенок узнал ощущения от мочеиспускания (Hagopian, Fisher, Paszza, & Wiezbicki, 1993).Очень важно свести к минимуму посторонние раздражители и препятствия в туалете. Рекомендуется использовать маленькую и отдельную туалетную комнату.Некоторым детям проще привыкнуть пользоваться туалетом, если они берут с собой любимую игрушку.Расстройство аутистического спектра связано со многими проблемами для инструкторов и членов семьи. Порой приходится подходить к вопросу творчески и интуитивно, чтобы помочь ребенку с аутизмом освоить множество навыков, необходимых для максимально независимой жизни. Неспособность независимо пользоваться туалетом – это очень большое препятствие для ребенка с аутизмом. Ребенок, не приученный к туалету, зависит от окружающих в отношении самых базовых жизненных навыков. Однако если начать заниматься этой проблемой как можно раньше, то ребенок будет радоваться своей независимости, свободе от родителей, и это раскроет перед ним новые возможности в образовании и жизни в будущем.

Поведенческая программа приучения к туалету

Подобная программа помогает родителям в такой сложной задаче как приучение детей с аутизмом к туалету. В рамках этой программы прошедший специальное обучение поведенческий терапевт работает на дому с семьей, где есть ребенок с аутизмом. Цель такой программы – направлять членов семьи в отношении эффективных методов приучения к туалету. Обученный инструктор по раннему вмешательству работает вместе с членами семьи, используя моделирование, прямые инструкции, обсуждения с семьей. К концу вмешательства члены семьи должны постоянно и успешно применять навыки, которые помогут их детям независимо пользоваться туалетом.

Пример из практики: приучение Стивена к туалету

Приучение Стивена Джонса к туалету началось в 3 года, сейчас ему 4,3 года. До начала приучения к туалету была проведена работа с поведенческими проблемами – игнорирование инструкций, агрессия и истерики. Как только у инструкторов появился контроль над выполнением инструкций, они встретились с родителями Стивена, чтобы обсудить проблему приучения к туалету. После появления нового ребенка в семье родители Стивена хотели как можно скорее отучить его от подгузников. Инструкторы объяснили, что приучение к туалету потребует очень продолжительного времени, а также усилий со стороны всех членов семьи.Инструкторы объяснили, что они будут приучать Стивена к туалету во время сессий терапии с ним, но только при условии, что остальная семья будет следовать программе в отсутствие инструкторов. Родители Стивена согласились, и инструкторы изложили свой план. План включал развитие навыков коммуникации Стивена, чтобы он мог спонтанно проситься в туалет, приучение его к простому нахождению в ванной комнате, к сидению на унитазе сначала в одежде, потом без одежды, поддержку туалетного расписания, сбор данных о каждом посещении туалета, а также данных об испачканной одежде, ведение дневника об опорожнении кишечника и предшествующем поведении.Инструкторы начали с того, что обучили Стивена словам «туалет» и «ванная». Они научили опознавать эти слова на слух и произносить их в самых разных ситуациях. Стивена учили во время сессий терапии с ощутимыми наградами, которые следовали сразу за нужным поведением. Стивен сидел напротив инструктора (колени к коленям), инструктор держал перед ним картинку и спрашивал: «Что это?» Когда Стивен правильно отвечал «ванная», то его тут же награждали лакомством и похвалой.Когда Стивен выучил слова «туалет» и «ванная», инструкторы приучили Стивена сидеть на унитазе. Одной из особенностей аутистического расстройства у Стивена была крайняя ригидность. Он отказывался заходить в ванную комнату, если речь не шла о мытье в ванне. Стивен также крайне негативно реагировал на малейшие изменения в привычном распорядке. Он ассоциировал ванную комнату с приемом ванны и больше ни с чем. Для того чтобы Стивен привык находиться в ванной, инструкторы давали Стивену кусочки его любимой конфеты и хвалили его каждый раз, когда он стоял в ванной комнате. Постепенно они увеличивали периоды между наградами таким образом, что к концу первой недели, Стивен уже мог стоять в ванной комнате до четырех минут. К концу первой недели мать Стивена сообщила, что она уговорила его сесть на унитаз полностью одетым. Инструкторы помогли сформировать поведение «сидения на унитазе», используя такую же систему поощрений через временной интервал, постепенно увеличивая время, которое он проводил на унитазе, все еще полностью одетым. После этого Стивен довольно быстро научился сидеть на унитазе без одежды.Две недели спустя инструкторы начали поощрять Стивена пить больше жидкости. Для этого они начали давать ему небольшие соленые лакомства (чипсы и крендельки), а затем предлагали предпочитаемые жидкости (Стивен любил пить яблочный сок и воду). Это делалось для того, чтобы увеличить вероятность успешного похода Стивена в туалет. Другими словами, чем больше он пил, тем больше ему было нужно «сходить по-маленькому». Чем больше ему нужно было «сходить по-маленькому», тем больше у него было шансов на успех.Еще до начала обучения инструкторы попросили родителей перестать давать Стивену его самое любимое лакомство – печенье орео. Эти печенья были очень большим вознаграждением для Стивена, который их обожал и ранее они успешно мотивировали его во время обучения. Во время обучения Стивена он получал орео только в случае успешного мочеиспускания на унитазе, и ни в каких других случаях. Это было сделано для того, чтобы повысить ценность орео, и повысить мотивацию Стивена заработать их.Как только Стивен сел на туалет без одежды и помочился, инструкторы ввели туалетное расписание. В течение первой недели Стивена водили в туалет каждые 15 минут. Расписание было следующим: включался таймер, инструктор физически подсказывал Стивену дать ему картинку с туалетом, и подсказывал ему эхолалично сказать: «Хочу в туалет». Стивена направляли в туалет, хвалили его за сухие штаны, если он был сухим, переодевали, если он был мокрым, и сажали на унитаз. Если он мочился, то ему тут же давали орео и позволяли вернуться в рабочее пространство. Если он не мочился, то он сидел две минуты, а затем возвращался к работе. Как только он добился цели – два дня подряд с одной или менее «оплошностью», то 15-минутный интервал был увеличен до 25 минут. Когда он смог оставаться сухим на этом расписании (это заняло более двух недель), то интервал был увеличен до 35, а затем и до 45 минут. Стивен оставался сухим на этом расписании в течение двух недель, и тогда инструкторы попытались полностью отказаться от расписания и научить Стивена спонтанно пользоваться туалетом.У Стивена произошел откат назад, и он начал мочиться в штаны. В этом случае от Стивена требовалось исправить последствия: если он обмочился, то он должен был переодеться и вытереть стул или пол в том месте, где это случилось. Эти задачи были неприятны Стивену, и они были дополнительным стимулом мочиться в туалете. Тогда же было решено, что орео недостаточно сильно мотивируют, чтобы научить спонтанному посещению туалета. Было проведено тестирование подкреплений, и в качестве награды за мочеиспускание в туалете Стивен начал получать пять минут просмотра видео по своему выбору. Требование исправлять оплошность и очень сильно мотивирующая награда позволили добиться цели – Стивен начал самостоятельно инициировать использование туалета.Как только завершилось обучение мочеиспусканию в туалете, началось обучение опорожнению кишечника. Во время обучения мочеиспусканию семья Стивена вела дневник того, когда он опорожнял кишечник. Они обнаружили, что, как правило, он опорожнял кишечник в период с 16.00 до 18.00. Они также выделили, какие формы поведения этому предшествовали. Прежде чем «сходить по-большому», Стивен, как правило, прятался в углу, сутулил плечи, а его взгляд становился рассеянным.Чтобы научить Стивена опорожнять кишечник в туалете, инструкторы начали отучать Стивена от подгузника, который был для него знакомым и комфортным. Они начали работать и играть со Стивеном в ванной комнате во время целевого времени (16.00-18.00). Во время начальной фазы Стивен был в подгузнике. Когда он начинал демонстрировать предшествующие формы поведения, то его усаживали на унитаз в подгузнике (во время мочеиспускания подгузник снимался). Стивена награждали за опорожнение кишечника в подгузник во время сидения на унитазе. Затем, в течение следующих нескольких недель, в подгузниках проделывали все большие отверстия, так что в итоге, когда Стивен опорожнял кишечник на унитазе, подгузник был только вокруг его пояса. Затем удалось полностью отказаться от подгузника.После 12 недель приучения к туалету Стивен был способен независимо попроситься в туалет как для мочеиспускания, так и для опорожнения кишечника. Одежду он пачкал редко, и это были изолированные случаи.СсылкиBlum, N., Taubman, B., & Osborne, M. (1997). Behavioral characteristics of children with stool toileting refusal. Pediatrics, 99, 50-54.Capps, L., Losh, M.,& Thurber, C. (2000). “The frog ate the bug and made his mouth sad”: Narrative competence in children with Autism. Journal of Abnormal Child Psychology, 28, 193-202.Dettmer, S., Simpson, R., Myles, B.S., & Ganz, J. (2000). The use of visual supports to facilitate transitions of students with Autism. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 15, 163-170.American Psychiatric Association (1994). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th ed.) American Psychiatric Association.Hagopian, L.P., Fisher, W., Paszza, C., & Wiezbicki, J. (1993, Winter). A Water-prompting Procedure for the Treatment of Urinary Incontinence. Journal of Applied Behavior Analysis, 26 , 473-478.Hendriks, R. (1998,Autumn). Egg Timers, Human Values, and the Care of autistic Youths. Science, Technology and Human Values, 23, 399-404.Issenman, R., Filmer, R., & Gorski, P. (1999, June ). A Review of Bowel and Bladder Control Development in Children: How Gastrointestinal and Urologic Conditions Relate to Problems in Toilet Training. Pediatrics, 103, 1346-1351.Pickles, Lord A. (1996, November). Language Level and Nonverbal social-communicative behaviors in Autistic and Language Delayed Children. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 35 , 1542-1553.Sarakoff, R. A., Taylor, B. A., & Poulson, C. L. (2001, Spring). Teaching children with autism to engage in conversational exchanges: Script fading with embedded textual stimuli. Journal of Applied Behavior Analysis, 34, 81-84.Stadtler, A., Gorski, P., & Brazelton, T.B. (1999). Toilet training methods, Clinical Interventions and Recommendations. Pediatrics, 103, 1359-1365.

Azrin, N.& Foxx, R. (1976). Toilet Training in Less than a Day. Simon and Schuster Trade.

Последний раз редактировалось: роза-мимоза (Чт 24 Апр 2014 - 17:47), всего редактировалось 1 раз(а)

 
роза-мимозаЛепечу понемножку

Сообщения : 66

Возраст : 49Откуда : Бишкек КиргизстанРабота : волонтер Центра помощи детям аутистам
Тема: Re: Как приучить ребенка с аутизмом к туалету ?   Чт 24 Апр 2014 - 17:46
Самые распространенные ошибки 1. Продолжение использования подгузника. Некоторые родители пытаются приучить ребенка к горшку высаживая его на горшок, при том, что ребенок по-прежнему продолжает носить подгузники. То есть, в определенное время ребенка подводят к горшку, снимают подгузник, усаживают на горшок, и если он не пописал - надевают подгузник снова - до следующего раза. Это самые неэффективные действия, из всех, которые можно только придумать. Аутичные дети - это дети, у которых сложности с восприятием и пониманием социальных последствий. Состояние, когда можно продолжать писать в подгузник, и при этом все происходит также как и раньше, совершенно не способствует пониманию, что вместо подгузника теперь нужно писать в горшок.Когда же подгузник убирается полностью, и ребенок, находясь в процессе обучения, писает в штаны - в данном случае происходит незамедлительное последствие - ощущение мокроты в штанах, которое раньше отсутствовало. Уписывание в штаны - это такой же компонент в процессе приучения к горшку, как и сам горшок. И поэтому не нужно это предотвращать, наоборот. Ребенок должен почувствовать, что мокрым ходить неприятно, и захотеть альтернативы - писать в горшок.Отсюда, для того, чтобы процесс приучения к горшку был эффективным, следует надевать на ребенка подгузник только в те часы, когда он спит (ночной и дневной сон), и желательно, уже после того как заснет. Все часы бодрствования желательно чтобы ребенок находился без подгузников, чтобы мог вовремя сходить на горшок, или почувствовать, что значит уписаться.

2. Отсутствие поощрений.

Ребенок с аутизмом редко показывает готовность к приучению к горшку в возрасте 2-3 лет. В большинстве случаев похвала и радость родителей не являются достаточным стимулом для того, чтобы он проявил инициативу и начал проситься на горшок (следует учесть также речевые и коммуникативные дефекты, вследствие которых аутичные дети вообще затрудняются что-либо просить нормативным способом). Отсюда, окружающие должны создать условия, в которых успех ребенка (т.е. писанье в горшок) поощряется особым поощрением, таким, которое отличается от ежеминутной похвалы, аплодисментов и улыбок. Эти социальные поощрения конечно же должны присутствовать, но в то же время, они не являются достаточно различимыми для этих "особенных случаев". Не нужно беспокоиться о том, что ребенок "подсядет" на конфеты или у него будет изжога от глотка любимого апельсинового сока. Следует помнить, что приучение к горшку - это процесс временный. Если на начальном этапе использовать мощные поощрения, то ребенок быстрее научится, и таким образом, быстрее можно будет эти поощрения отменить. Поэтому важно выделить для этого процесса несколько самых мотивационных поощрений и предоставлять их ребенку сразу после того, как у него получится пописать на горшок или в унитаз.

3. Наказания за "мокрые штаны"

Некоторые родители пытаются научить ребенка пользоваться горшком с помощью наказаний за уписывания в штаны. Т.е. если ребенок намочил штаны, или написал в неположенном месте, родители могут применять физические наказания, или ставить в угол, или заставлять стирать свою одежду. Чаще всего данные действия не только являются неэффективными и неэтичными, они также тозмозят процесс приучения к горшку, и приводят ребенка к избеганию всего, что связано с туалетом. Пока ребенок не научился писать на горшок (т.е. хотя бы несколько раз в день не пописает в горшок) - использование наказаний не приведет к желаемому результату.Невозможно убрать поведение "писанья" - это поведение присуще всем. Процесс приучения к горшку является обучением распознавать то МЕСТО ГДЕ можно и желательно писать, а не обучением поведения мочеиспускания. Ввиду того, что многие аутичные дети характеризуются сложностями в различении стимулов, узнавание МЕСТА может произойти не сразу, и с помощью физических наказаний этому поспособствовать нельзя.Различение стимулов - где писать, а где не писать, может произойти только с помощью поощрений. Если пописал на горшок - получил поощрение, а если пописал не в горшок - поощрения не получил. На более позднем этапе, когда ребенок уже научится иногда писать в горшок, можно поощрять за "сухие штаны". Т.е. если ребенок не только пописал в горшок, но еще перед этим какое-то время терпел и не писал в штаны, то ему предоставляется поощрение, а если ребенок уписался в штаны незадолго до того, как сходил на горшок - то поощрения не получает.В процессе приучения к горшку нужно действовать не "кнутом", а только очень сладким и вкусным "пряником" :-)

4. Усаживание силой на горшок.

Некоторые аутичные дети не понимают назначения горшка или унитаза, и могут даже бояться его. Применение силы для того, чтобы посадить ребенка на горшок может еще больше напугать ребенка, и ребенок начнет зажиматься, слишком долго терпеть и избегать туалета.Вместо использования силы можно использовать жетоны, и научить ребенка сидеть на горшке с помощью жетонов и мотивационных поощрений. Можно начать с того, чтобы попросить ребенка сесть на горшок, даже в одежде, дать ему в руки табличку от жетонов, и вместе наклеить жетоны (5 или 10). Как только все жетоны будут на месте - дать поощрение и позволить встать с горшка. Через несколько минут повторить процедуру. Таким образом тренировать до тех пор, пока ребенок не научится спокойно сидеть на горшке 30-40 секунд, пока не соберет все жетоны. на следующем этапе можно будет учить его сидеть на горшке уже без штанов, а на следующем - писать в горшок. Очень важно не форсировать события, вести себя максимально спокойно, и помочь ребенку понять, что горшок - это еще одно место, где можно спокойно сидеть и радоваться жизни.

5. Неправильное восприятие процесса

Некоторые родители предполагают, что процесс отучения от подгузников - это своего рода проба. "Попробуем... Если получится, то хорошо, а если не получится, то вернем подгузник". Данное восприятие часто приводит к тому, что родители быстро "сдаются". 2-3 дня попыток, кучи мокрых штанов, и усталость приводят к тому, что подгузник возвращается, и обучающий процесс откладывается на следующее лето. Важно помнить, что процесс приучения к горшку - это ПРОЦЕСС. Большинство аутичных детей не отличаются быстрым приобретением навыков, в том числе и навыков личной гигиены. Слишком быстрое возвращение к подгузникам, постоянные пробы и "откаты" приводят к тому, что положение усугубляется. Чем дольше ребенок писает в подгузник, тем больше данное поведение закрепляется, и непоследовательные действия окружающих мешают ребенку научиться. Отсюда, нужно дать ребенку время овладеть этим навыком, постоянно отслеживать прогресс с помощью записей*, действовать как можно более последовательно и использовать мотивационные поощрения для того, чтобы закрепить правильные реакции ребенка.

Read more: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

 
роза-мимозаЛепечу понемножку

Сообщения : 66

Возраст : 49Откуда : Бишкек КиргизстанРабота : волонтер Центра помощи детям аутистам
Тема: Re: Как приучить ребенка с аутизмом к туалету ?   Чт 24 Апр 2014 - 18:14
И еще одна замечательная книга .На ты с аутизмом.Стенли Гринспен, ‎Серена Уидер .В ней есть глава использование методики Floortime для  приучения ребенка к туалетуbooks.google.com/books?isbn=5457537080

Увы , но ссылку нужно копировать для прочтения .

 
роза-мимозаЛепечу понемножку

Сообщения : 66

Возраст : 49Откуда : Бишкек КиргизстанРабота : волонтер Центра помощи детям аутистам
Тема: Re: Как приучить ребенка с аутизмом к туалету ?   Ср 30 Апр 2014 - 7:49
Почему есть трудности при обучении аутиста пользоваться туалетом?Известно, что проблема с использованием туалета обычно возникает у детей с трудностями сенсорной обработки информации. Это может иметь несколько причин. Вот некоторые из них.• Для некоторых детей нежелание пользоваться туалетом может быть одним из немногих доступных ему способов контроля обстоятельств своей жизни. Жизнь ребенка и все события в ней четко подчинены воле взрослого человека и непредсказуема для ребенка.Некоторые дети всячески задерживают дефекацию испытывая страх от того, что теряют часть своих внутренностей.• Известно, что многие дети испытывают проблемы с ощущением собственного тела. Их мозг «не отслеживает сигналы» сообщающие что пришло время посетить туалет.• Есть дети «перфекционисты «которые испытывают настоящий стресс когда пачкают себя или свою одежду. Поэтому они активно сопротивляются и не хотят принимать участие в любых мероприятиях связанных с посещением туалета.• Высокая чувствительность к звукам у детей превращает шум спускаемой воды и урчание труб в пугающую какофонию. Поэтому они любой ценой готовы сделать все возможное чтобы избежать этого ужасного места
 
Спонсируемый контент
Тема: Re: Как приучить ребенка с аутизмом к туалету ?   
 
    
Страница 1 из 1

smol.chudoforum.ru

StopAutism - Боремся с аутизмом

          Здравствуйте, меня зовут Наталия, а это мои сыновья Максим и Марк. У старшего сына РАС. 

Наша история, наши симптомы, наш опыт преодоления, терапии, которые мы пробовали и лечение которое получали. Обо всем этом написано на страницах блога. Мы на пути к восстановлению, мы уверенно идем вперед, у нас хороший прогресс. Папка УЛУЧШЕНИЯ наглядно расскажет вам о том что мы делали и чего достигли. Выложенное Видео покажет нашу отправную точку и то как мы занимались, а также то к чему пришли. Мы очень надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен!

Прошло  три с половиной года как мы узнали диагноз, и все это время мы читаем, учимся, пробуем и верим в то что Аутизм победим. С первых дней я начала вести записи, которые стали книгой «Как я снова начала улыбаться«.Она принесет пользу не только тем кто в начале пути, но и поможет всем кто ищет, всем кто не сдается. Книга выложена в бесплатный доступ в помощь другим мамам. Очень полезна тем кто только начинает борьбу!          

     Мы пробовали многое, мы с головой окунулись в аутизм, мы многое уже преодолели, наш  АТЕК меньше 20 баллов!!! А начинали мы с 94 баллов и полного не понимания речи и отсутствием каких либо слов и даже звуков, с истерик и не умения и желания учиться, с игнорирования детей и бесконечных стимов… Теперь мы ГОВОРИМ(все лучше!) и все больше понимаем, рассказываем стихи, печатаем на компьютере. Знаем категории, счет, предметы и явления природы, алфавит и многое другое. Читаем по методике Доман глобально. Пишем прописи, собираем большие пазлы и лего. Разукрашиваем и клеим. Научились вырезать ножничками. Катаемся на трехколесном велосипеде и теперь на четырехколесном. Гоняем на самокате, немного стоим на коньках и роликах. Плаваем и научились нырять…

  Мы ходим в обычный детский сад в логопедическую группу и участвуем в утренниках. Мы уже иногда играем с детьми и повторяем за ними, любим совместные игры с братиком. Теперь мы можем ходить по магазинам и посещаем культурные мероприятия, детские праздники, дни рождения, Максим знает что такое нельзя и что такое ПОТОМ. Понимает все больше, слушается и помогает! Он учится, общается с нами речью. И радуется новому. С ним стало так легко и интересно! Остаются стимы (взмахи руками когда радуется). Диалог пока дается очень трудно. Понимание речи снижено. Речь развивается очень трудно медленно. Есть штампы и повторы из мультиков… НО Максим УЛЫБАЕТСЯ, ЗДОРОВ и РАЗВИВАЕТСЯ.

Не смотря на инвалидность и вопреки диагнозу Каннер,  мы собираемся победить Аутизм. И стать самыми счастливыми и здоровыми, пойти в школу! Мы продолжаем искать и не собираемся сдаваться!

Сейчас Максиму 5,10 лет (зима 2016) и у нас отличный прогресс и много новых планов. Я буду продолжать вести записи, делиться новыми терапиями и видами лечения которые мы попробуем, так что заходите почаще, или ПОДПИШИТЕСЬ на нашу рассылку. О наших буднях, мыслях, чувствах и полезные ссылки читайте в Дневнике мамы аутиста. Все новые статьи появляются на главной странице.

Практические советы, рекомендации, о том как восстанавливать и обучать ребенка с аутизмом, как продвинуться в речи -можно почитать в разделе УРОКИ ДЛЯ АУТИСТА. И это не просто информация, а наш опыт и рекомендация как начать и что собственно делать чтобы ребенок улучшался, развивался и говорил! Также можно приобрести 8 моих  вебинаров «Ты не одна в борьбе с аутизмом» : в одном месте собрана и практика и теория, все что нужно знать чтобы начать восстановление, про аутизм, про терапии, про речи и занятия можно послушать по ссылке.

Мы боремся с аутизмом, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

            Я буду рада любой Вашей поддержке, ссылкам на блог  и комментариям!

[email protected]

stopautism.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]