Быстрота чтения и осмысленность информации важны для ребенка. Это основа залога интеллекта в будущем, школьной успеваемости, уровня развития. Про умение читать уже много сказано и написано. Постоянно выходят новые пособия, игры, рекомендательные советы. Применяя некоторые из них, мы со временем достигаем намеченной цели – малыш начинает читать. Но следует не останавливаться на достигнутом, учить малыша дальше, добиваясь выразительности, быстроты чтения и понимания текста. И все же, как научить ребенка быстро читать, техника чтения малышей.
Известно, как в школе проверялась техника чтения письма. Многие заикались, испытывали дрожь в коленках, когда наступала очередь читать на проверку. Времени отнимает минуту, а впечатлений – вагон. А если еще и техника низкая – разговоров хватит на год. За столько времени изменились требования к учебе, обновилась программа, но чтение и проверка техники остались прежними.
Что для этого необходимо? Понимание некоторых вещей:
Научить ребенка быстро читать легче с помощью специальных игр. Они помогают гораздо эффективней, чем продолжительные тренировки в чтении. Следует дополнить, что в подобных вещах важней всего не продолжительность тренировок, а частота их проведения. Вот несколько игровых упражнений, которые оказывают действенную помощь в учебе:
Приобретите несколько листочков со слогами. Чтение слогов выполняется с секундомером, ребенок с каждым разом должен читать короткие слоги быстрее. Далее можно переходить к более сложным слогам из 3 — 4 букв.
За одно занятие ребенок читает 1 листик не менее 3 — 5 раз. Для следующего занятия, которое можно провести через несколько часов, листочки нужно менять, чтобы слоги были в разном порядке и ребенок именно учился быстро их прочитывать, а не использовал результаты памяти. Очень хорошее и легкое упражнение для дошкольников, с которого стоит начинать обучение чтению и скорочтению.
«Вреднючка». Это создание, которое постоянно вредничает, проделывает все наоборот. И читает так же – справа налево. Такое упражнение полезно к выполнению, когда малыш только осваивает чтение. У него появляется возможность тренироваться в слиянии букв и прочтении слов без лишней напряженности. Не следует обращать внимания на то, что читать в обратном направлении сложнее. Детворе такое занятие нравится, выполняется с удовольствием. Ведь получается смешно, а, следовательно – не трудно.
«Таблица». Готовим табличку пять на пять, в клетки вписываем буквы. Ребенок должен назвать все в столбике или в строчке. Поочередно перечислить только гласные, потом – согласные. Назвать и правильно указать букву, расположенную около заданной.
«Вершки и корешки». Нам понадобится длинная закладка либо линейка. Ее следует наложить на строку, прикрыв нижнюю половину букв. Предложите ребенку попытаться прочитать строчку только по верхним частям. Если малышу это сделать сложно – сдвиньте на несколько секунд линейку, покажите всю фразу. По нижней части букв начинаем читать после того, как освоим «вершки». Это упражнение сложное.
Подобные занятия должны вызывать положительные эмоции, быть причиной хорошего настроения малыша. Его необходимо постоянно поддерживать, хвалить и одобрять. Если постоянно выполнять все упражнения, техника чтения у ребенка значительно улучшится.
detskoerazvitie.info
Мир наполнен словами: книги, заметки, сообщения электронной почты – лишь некоторые из примеров. К сожалению, большинство людей, из-за нехватки времени, читают только фрагменты текста. Дети тоже в настоящее время, когда компьютеры и телевизоры празднуют свой триумф, редко увлекаются книгами, имеют небольшой словарный запас, долго вникают и осознают материал, полученный на уроках.
Это все печально, но факт. Мы должны постараться привить нашим детям любовь к книгам.
К сожалению, в большинстве случаев родители не имеют возможности уделить детям время и попрактиковаться в чтении. Так что иногда, даже если ваш сын или дочь увлекаются этим занятием, отсутствие участия родителей в процессе может препятствовать им научиться бегло читать. Родители должны понимать, что способность быстро усваивать информацию также важна. Малыши иногда делают ошибки в чтении, не надо позволять им становиться привычками.
Родители могут многое сделать, чтобы научить своих маленьких учеников воспринимать тексты правильно.
Родители и учителя, которые сталкиваются с проблемами школьников в обучении чтению, очень хорошо знают, как трудно иногда помочь в этой ситуации. Овладение этим навыком является сложной задачей и методика преподавания, широко используемая в школах, не всегда является эффективной и целесообразной.
Есть малыши, которые делают это медленно и с трудом. Поэтому люди иногда задаются вопросом, как научить ребенка читать быстрее без потери смысла отдельных предложений? Несколько советов помогут освоить эти навыки.
Содержание:
Вы помните, как ваш малыш научился ходить или ездить на велосипеде? Сколько раз пришлось повторять, и как надоели эти постоянные повторения. Чтение не является естественным для человека процессом, этому он должен учиться. Как и любой навык, этот также требует много повторений. Некоторым это дается легко, а другим сложнее.
Главное – это начать заниматься регулярно вместе с детьми.
Начинать помогать школьнику осваивать это умение надо с анализа этого процесса и поиска ошибок. Послушайте своего малыша, как он читает вслух. Таким образом, вы сможете назвать и определить ошибки, которые он совершает. Если малыш испытывает трудности при произнесении определенных слов, надо обратить его внимание на них и исправить. Поощряйте ребенка обогащать словарный запас. Хвалите каждый раз, когда ваш юный ученик будет использовать новые слова в разговоре.
Занимайтесь с детьми каждый день. Регулярное чтение вслух улучшит также способность говорить, обогатит словарный запас и интерес к книгам. Окружите детей книгами. Они по природе своей любопытны, поэтому красочные, иллюстрированные книги, безусловно, привлекают их внимание.
Вначале они будут, вероятно, только просматривать картинки, но со временем им станет интересно узнать, о чем текст. Доступ к книгам или газетам, детским журналам поможет им найти занятие в пасмурный день или просто в свободное время.
Посетите библиотеку. Узнайте, какие темы им наиболее интересны. Будьте постоянными посетителями в библиотеке.
Стоит обеспечить малышей книгами по разнообразным темам, пусть дома будут книги по многим областям. Убедитесь, что они имеют доступ к энциклопедиям и словарям. Поощряйте использовать их во время обучения, или просто из любопытства.
Поощряйте детский энтузиазм и больше хвалите. Это будет дополнительным стимулом для них в развитии своих способностей. Со временем ваш малыш станет хорошо подготовлен и освоит умение читать бегло и без ошибок.
Увеличивайте словарный запас. Очень важным фактором в развитии быстрого чтения у детей является увеличение словарного запаса, если у человека низкий словарный запас, или как говорят, слабая начитанность, то он сложнее понимает и воспринимает информацию, так как смысл многих слов и фраз ему непонятен.
Произносим вслух и про себя. Когда вы читаете про себя, не произнося слова вслух, вы можете избежать артикуляции и фонетизации. Артикуляция может значительно уменьшить скорость этого процесса, потому что вашим губам и языку нужно немного времени, чтобы произносить слова. Помните, что удаление артикуляции поможет быстро читать, но может оказать негативное влияние на понимание текста. Сложные тексты школьных заданий, лучше произносить слух. А вот художественную литературу желательно осваивать молча.
Чтение фраз, а не слов. Вместо того чтобы читать каждое слово отдельно, надо попробовать сочетать слова в группы, и даже в предложения. Чем больше времени человек проводит на одном слове, тем медленнее он воспринимает информацию. Малыши часто делают длинные паузы между словами и фразами, поэтому процесс занимает у них много времени.
Упражнения для чтения по диагонали. Обучение быстрому чтению включает чтение по диагонали. Конечно, этот метод рассчитан на взрослых и подростков, но малыши могут освоить некоторые элементы этого метода. Попробуйте в виде игры кратко рассмотреть текст до или после того, как его прочитаете. Просто прочитайте несколько слов из отдельных участков и на этой основе попытайтесь угадать смысл текста. Затем прочтите текст. После того как вы просмотрели текст после его прочтения, вам будете легче извлечь ключевые вопросы, содержащиеся в нем.
Упражнение с использованием указки или пальца. Используйте палец в слежении за текстом, как будто малыш только учится читать. Попробуйте перемещать указатель (руку) быстрее. Не забудьте, что указка и взгляд должны перемещаться одновременно в стационарном, постоянном темпе. Перемещение руки вниз по странице должно осуществляться в устойчивом медленном темпе. Следует указать следующую строку, на которой во время чтения должны сосредотачиваться глаза.
Можно накрыть чистым листом бумаги всю страницу книги ниже линии, где ученик читает в данный момент. Читая следующие строки, надо постепенно перемещать лист вниз таким образом, чтобы он всегда был под линией прочитанного текста. Эта методика особенно полезна для тех, кто читает несколько раз одну и ту же строку.
Существует несколько общих правил, позволяющих добиться поставленной цели:
Попробуйте каждую методику быстрого чтения для детей, чтобы увидеть, которая наиболее подходит для вас.
Для некоторых детей быстрое чтение негативно сказывается на степени понимания. По этой причине всегда надо держать правильный баланс между скоростью чтения и пониманием текста.
mjusli.ru
Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?
5. Чтение за определенное время.
Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.
6.Чтение не вслух, а про себя.
При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание - та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.
7. Игры с ударением.
Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.
8. Спотыкание об согласные.
Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.
9. Жужжащее чтение.
Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.
10. Развитие зоркости.
Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.
11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.
12. Артикуляционная гимнастика.
Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.
Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.
13. Развитие поля зрения.
Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.
14. Антиципация (смысловая догадка).
Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.
Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.
15. Чтение с закладкой.
Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.
16. Чтение слов написанных разными шрифтами.
17. Наращивание слов.
Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом
Котик лесок домик
Котеночек перелесок домишко
18. Чтение «канон».
Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.
19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.
20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.
21. Простукивание ритма.
Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.
22. Поиск.
Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.
23. Ежедневные пятиминутки чтения.
В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.
23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.
24. Чтение согласных.
Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.
25. Складывание слов из двух половинок.
Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.
26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.
Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.
27. Тренируем внимание.
Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.
28. Очередь
Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.
29. Ролевое чтение.
Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.
30. Перевернутый текст.
Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.
31. Набор деформированных предложений.
Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.
32. Поиск заданного слова.
Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.
33. Таблицы Шульте.
Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.
Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.
Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.
Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.
Подборка литературы по теме скорочтения- 10 книг скачать 5мб.doc.
Книги по скорочтению А.Шилин; С.Поварнин скачать 5мб.djvu
Тони Бьюзен - Супермышление скачать 22мб.pdf
Игры с буквами скачать 5мб.doc
lib2.znate.ru